По удивительному стечению обстоятельств в этот день я был в Астане и жил в одной гостинице со многими депутатами партии «Нур Отан», а фрагменты выступления Назарбаева смотрел по телевизору, хотя момент о «народном IPO» пропустил. И лишь многочисленные вопросы казахстанских журналистов уже на следующий день обратили мое внимание на этот неожиданный ход президента Казахстана.
Приватизация по-казахски
Что его подвигло на такой шаг? То ли осознание социальной несправедливости прежней приватизации, то ли социальные бунты «Арабской весны» и протесты оппозиции в Москве, то ли желание понравиться избирателям накануне внеочередных президентских выборов (состоялись 3 апреля). Скорее всего, сработал комплекс факторов. Да, это не так важно. Важны последствия. Особенно если сравнить происходящее в Казахстане с теми гонениями, которым подвергся сейчас фондовый рынок в Украине.
Первой компанией, 10% акций которой будет продано уже в октябре в ходе первичного размещения, станет монополист по транспортировке и хранению нефти и воды «КазТрансОйл». В следующем году на продажу выставят АО «KEGOC», АО «Эйр Астана», АО «КазТрансГаз», АО «Самрук-Энерго» и АО «НМСК «Казмортрансфлот». В 2014 году будут проданы доли в АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «Қазтеміртранс», а в 2015-м – АО «Казатомпром» и АО «КазМунайГаз».
Кстати, «КазТрансГаз» – аналог стратегической украинской газотранспортной компании «Укртрансгаз», вокруг возможной продажи части которой поломано так много копий. То есть Казахстан запускает на фондовый рынок не второсортные компании, а реальные «бриллианты» национальной экономики. Причем все эти компании не только приносят неплохую прибыль, но и платят хорошие дивиденды.
Уверен, что украинским властям есть чему поучиться у Казахстана. В первую очередь речь идет о создании благоприятного налогового климата. Активная пропаганда выгодности вложений в ценные бумаги казахстанских компаний, стабильно высокие дивиденды, отсутствие корпоративных скандалов, и самое главное – льготное налогообложение рынка ценных бумаг, – все это способствует взрывному интересу казахстанцев к этому рынку.
Для льготников – место на крыше
Крупнейшая брокерская компания Казахстана с апреля по сентябрь открыла счета более 10 000 новых клиентов, что в 56 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года и в разы превышает текущее число активных игроков на Украинской бирже. То есть одним махом Казахстан обогнал Украину, словно Шумахер старую клячу.
В частности для юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Казахстан предусмотрены ключевые налоговые льготы по доходам, получаемым от ценных бумаг, находящихся на день их получения в официальных списках фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан.
В Украине же мало того, что никаких налоговых льгот по корпоративным ценным бумагам не предусмотрено, так еще и новые предложения ГНАУ предполагают ввести специальные акцизы на все внебиржевые и почти все биржевые операции с ценными бумагами в размере аж 3% от оборота (да, не от прибыли, а от валового оборота!).
Предлагается освободить от акциза лишь корпоративные ценные бумаги, которые входят в биржевой реестр. При этом налоговая не учла замечания рынка и НКЦБФР, что более правильно говорить не о биржевом реестре, а о биржевом списке. Кому-то может показаться, что разница не стоит выеденного яйца. Но на самом деле сегодня в биржевом реестре находится лишь несколько акций, и выполнить требования для включения бумаги в реестр намного сложнее, чем попасть в список.
Например, для включения в биржевой реестр обязательно прохождение листинга на бирже, что возможно только по инициативе эмитента, у которого, в частности, не должно быть убытков по итогам последнего финансового года, а ценные бумаги достаточно ликвидны. А в Казахстане практически все корпоративные ценные бумаги входят в биржевой список и вообще освобождены от налогов.
Своеобразным путем
Отдельно стоит сказать о давлении налоговиков на операторов рынка ценных бумаг в части как собственных операций профессиональных участников рынка, так и операций их клиентов (статус налогового агента обязывает). Речь идет, например, о предложении ввести правило, что убытки от операций с ценными бумагами, которые понес налогоплательщик в предыдущие годы, в текущем календарном году можно будет учесть лишь на четверть, а оставшиеся три четверти равномерно распределить на три последующих года. То есть убытки более чем в 25% как бы невозможны.
То есть Украина идет совершенно противоположным путем, чем Казахстан. И результат для фондового рынка соответствующий. Еще год назад украинский рынок ценных бумаг на порядок опережал рынок Казахстана. Зато в 2013 году можно уже однозначно говорить о том, что Украина в разы отстанет от Казахстана. Впрочем, за предыдущие годы Украина растеряла свое преимущество и в размере экономики.
Еще в 1992 году номинальный ВВП Украины превышал аналогичный показатель Казахстана в 7,5 раза. А уже по итогам 2010 года казахстанская экономика впервые обогнала украинскую и с каждым годом наращивает отрыв. А ведь численность населения Украины почти в три раза превышает численность населения Казахстана. То есть в среднем казахстанец производит в три раза больше добавленной стоимости, чем житель нашей страны.
Сакраментальные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» имеют множество вариантов ответа. Но главный всегда один – рыба гниет с головы. В книге Айзексона про Стива Джобса наглядно показано, как безграмотное руководство едва не довело до банкротства компанию Apple, на сегодня самую дорогую публичную компанию планеты.
В большинстве случаев причина банкротств и дефолтов – не плохие продукты или нерадивые сотрудники, а ошибки руководства. Если Украина хочет хотя бы догнать Россию, Казахстан и даже пережившую недавно жесточайшую девальвацию Белоруссию по ключевому показателю, среднедушевому ВВП, тогда настала пора наконец-то учиться не только на своих ошибках, но и перенимать чужой успешный опыт.
Эрик Найман
По материалам Forbes.ua