Пять главных ошибок стартапа

Пять главных ошибок стартапа

Венчурный инвестор из Кремниевой долины о своих впечатлениях от российских стартапов

За 21 год мне удалось создать и развить 8 компаний, половина из них уже стали публичными, две работают хорошо, а две попросту провалились. Когда я потерял на одной из своих компаний $35 млн, я позвонил маме и рассказал ей об этом. Она долго молчала, а потом спросила: «Должен ли ты вернуть эти деньги?» Я объяснил, что уже встретился с венчурными капиталистами, которые готовы дать мне не меньше для моей следующей компании. Так работает Кремниевая долина, крупнейший предпринимательский кластер.

Сегодня мне очень приятно оказаться в России, на родине своих родителей. Я приезжаю сюда впервые, и меня радует, что предпринимательство в этой стране больше не преступление. Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о стартапах, с которыми мне удалось здесь познакомиться.

Упор на идее

Красивые слайды и хорошая идея — это интересно, но это еще не бизнес. Идея остается лишь идеей, несмотря на то что она — ядро вашего бизнеса. У моей собаки наверняка есть свои идеи, у моих детей есть идеи, но эти идеи нерентабельны. Поэтому главный вопрос: какие идеи рентабельны?

Здесь, в России, я видел много презентаций стартапов. Презентации некоторых были крутыми, но некоторые напоминали мне меня самого 40 лет назад. Они подробно описывают идею, но показать ее и получить инвестирование от фонда — это разные вещи. Покажите мне, кто покупатель, какой рынок, где канал продаж? Первая идея чаще всего оказывается ложной. И это нормально. Предприниматель должен совершать ошибки, должен их обдумывать и корректировать свой продукт.

Поэтому не надо мне расписывать свою идею. Покажите мне другое. «Привет, полгода назад у нас была идея. И вот чему мы научились. Мы запустили наш сайт, и первые 40 посетителей сказали, что это было худшее, что они видели в своей жизни. И вот что мы сделали потом… И получили 500 новых клиентов, которые выразили желание заплатить за наш продукт/услугу. А затем мы добавили вот что и после этого получили прирост посещений, клиентов и смогли научиться еще чему-то новому».

Копирование бизнес-модели крупной компании

Многие полагают, что стартапы — это мини-версия больших компаний. Но это ошибка. Они совсем другие, со своими особенностями и отличиями. Большие компании используют известные бизнес-модели. А стартаперу необходимо постоянно искать новые масштабируемые бизнес-модели, новые рынки, новые технологии.

90% стартапов не сумеют найти новые модели и уйдут с рынка. 90 процентов! Вспоминаю, как однажды я выступал в большой аудитории, где сидела тысяча человек, и я напомнил им, что 950 из них лучше идти работать в McDonalds, потому что там они заработают больше денег. Зато 50 из них заработают сотни миллионов долларов.

Неверная оценка рисков

В некоторых сферах стартапы имеют большие технологические риски: наука, биотехнологии, здравоохранение. Технология может не заработать, но вам понадобятся годы, чтобы выяснить это. Удастся ли вам лечить рак — это не вопрос потребительских или рыночных рисков. Все завязано на технологии. Пока такие компании не предусмотрят все технологические риски, им вообще не надо думать о потребителях и рыночных нишах.

Но у большинства интернет-стартапов попросту нет технологических рисков. Вы можете меня возненавидеть за эти слова, но ваши стартапы не о технологии. Я предполагаю, что любой хороший разработчик может настроить базу для любого интернет-стартапа. Главное дело и провал таких компаний заключается в продумывании потребительских рисков и рисков, связанных с клиентами. В интернете стартапы проваливаются из-за недостатка клиентов, а не из-за того, что у них нет веб-сайта. Поэтому главный вопрос — как вы собираетесь доказать инвестору, что снижаете все эти риски.

Неумение учиться у потребителей

Ни один бизнес-план не выдерживает первого контакта с потребителем. Всё, что показывают мне в презентации, — это только точка во времени. Но презентация не покажет мне, сможете ли вы научиться хотя бы чему-то в будущем. Я не буду вкладывать деньги в точку во времени. Мне нужно понимать, как быстро, как скоро и как мудро предприниматель может обучиться у потребителей и рынка.

Секрет успешности предпринимателя не в уме, а в способности учиться у своих потребителей. Вы никогда не закончите бизнес таким, каким вы его начали. Вы не должны сидеть сложа руки и следить за развитием рынка, вы должны постоянно отвечать на реакции клиента. Ваш стартап будет меняться на основе отзывов ваших клиентов. И это одна из важнейших вещей для успеха.

Инвестор — не богатый дядя

Я часто объясняю молодым предпринимателям, что между богатым дядей и венчурным инвестором есть большая разница. Опытные инвесторы имеют от 8 до 12 портфельных проектов одновременно. В день они просматривают до тысячи стартапов, проводят десятки отборов.

Когда готовишь презентацию для инвестора, надо понимать, что он в несколько раз опытнее, чем ты, у него за плечами больше ошибок, больше успехов. Опытные инвесторы и опытные предприниматели — важнейшие ценности Долины. Я считаю, что это главное, над чем надо работать и российскому венчурному кластеру.

Записала Елена Тимохина

Forbes

Читайте также

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

15.12.23
1447
Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

15.12.23
1447
Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

15.12.23
1447