Копич — двадцатипятилетний предприниматель, который вырос на ферме в хорватской деревне Вилево, окруженной полями кукурузы, пшеницы и сои и стадами коз. В юности Копич думал посвятить жизнь сыроделию, но желание учиться на факультете информатики в Университете Загреба оказалось сильнее. Теперь он возвращается в деревню со своим стартапом Farmeron.
Farmeron — это веб-сервис по хранению и обработке данных, с помощью которого фермеры могут собирать в одном месте информацию о своих животных: сведения об их рационе, здоровье, размножении, надоях молока, дозировках лекарств. У фермеров всегда много информации, но им не хватает квалификации и средств для ее анализа. «Сельскохозяйственные машины и автоматизированные кормораздатчики распечатывают им отчеты о работе. Они получают данные о состоянии здоровья, репродуктивном статусе, надоях и разнообразные сведения от ветеринаров, а потом садятся за стол и пытаются в этом разобраться», — говорит Копич.
Поначалу он хотел напрямую загружать данные из сельскохозяйственной техники в интернет. С некоторыми машинами работать было легко, но зачастую Копичу приходилось разрабатывать нестандартные способы получения данных или полностью отказываться от использования той или иной информации. Управляющие ферм, которые участвовали в ранних испытаниях Farmeron, не хотели работать с системой, потому что не видели смысла в обработке неполного набора информации. Поэтому Копич решил заняться разработкой более простых средств, чтобы фермеры могли перевести свою бумажную работу в «облако». «Я понял, что фермеры привыкли работать с электронными таблицами, — говорит Копич. — И мы решили не пытаться с этим бороться».
Копич стремился сделать средства анализа и управления данными такими же быстрыми и привлекательными, как на сайтах для учета личных финансов (например, Mint.com). Если раньше управляющему молочного хозяйства приходилось просиживать дни, чтобы ввести в компьютер и проанализировать данные о рационе и здоровье животных за несколько месяцев, теперь результаты можно получить мгновенно.
Ведран Богданович, ветеринар и управляющий молочной фермы почти на 400 коров в Капельне (Хорватия), говорит, что сервис Farmeron помогает ему соблюдать требования законодательства в области содержания и продажи скота, а также предоставлять необходимые сведения о смерти животных в страховые компании. Кроме того, с помощью Farmeron Богданович определяет ежедневный рацион животных и объем закупок кормов и постоянно вносит мелкие коррективы; это очень важно, ведь на корм приходится до 70% расходов на ферме. «Мы стараемся сэкономить при любой возможности, — говорит Богданович. — Много раз сервис позволял мне увидеть, что какой-то элемент питания не соответствует общему плану, и быстро внести изменения».
Сейчас Farmeron работает только в области мясо-молочного животноводства. За пользование сервисом компания ежемесячно берет с фермеров, имеющих не более 75 коров, около 25 центов за голову, а с имеющих не более 600 коров — около 45 центов. Более крупные хозяйства платят по индивидуальному тарифному плану. К концу года Копич планирует предложить свои услуги земледельцам, а дальше в его планах — анализ данных для птицеводческих и свиноводческих хозяйств. Ему даже приходилось разрабатывать на заказ программное обеспечение для фермы по выращиванию лягушек.
Поскольку Farmeron собирает данные с множества ферм, аналитики компании могут делать общие выводы о том, что хорошо и что плохо для хозяйства, и давать рекомендации по повышению производительности. Копич считает, что Farmeron будет особенно полезен в развивающихся странах, где не хватает информации об оптимальных способах хозяйствования. «Это главное преимущество такого рода программ», — говорит он.
Когда Копич начал изучать информатику в Загребе, он сразу понял, что технологии могут помочь фермерам вроде его отца. Через две недели после получения магистерского диплома в сентябре 2010 года он основал компанию в Осиеке вместе с однокашником Марко Дукменичем. Летом 2011 года Копич попал в Seedcamp, престижный лондонский инкубатор высокотехнологичных компаний. За шесть месяцев в Великобритании Копич познакомился с организацией работы на английских фермах, узнал, как они обрабатывают данные и каким программным обеспечением пользуются. К тому, что его iPad периодически приходится выкапывать из навоза, Копич относится философски. «Это, конечно, неприятно, — говорит он, — но дорогого стоит возможность иметь все необходимые данные перед глазами, а не бегать к рабочему столу, чтобы навести справки по бумагам или электронным таблицам! »
После Seedcamp Farmeron вошел в программу 500 Startups, созданную предпринимателем Дэйвом Макклюром из Кремниевой долины — его интересуют стартапы в области продовольствия. Это помогло Farmeron приобрести крупных клиентов. Сейчас среди пользователей продукта более 600 сельскохозяйственных корпораций, 45% из них — в Северной Америке, а крупнейшая имеет 4000 животных. В мае Farmeron подписал соглашение с Neelsen Agrar, крупным немецким производителем сельскохозяйственной техники, который работает более чем в 30 странах: Neelsen перепродает услуги Farmeron своим клиентам.
Farmeron уже получил $1,4 млн от венчурных фондов NextView Ventures, SoftTech VC, Seedcamp, 500 Startups, Accelerator Group и Naval Ravikant и теперь открывает головной офис в США, чтобы осваивать американский рынок. При этом штат компании до сих пор составляют десять разработчиков в Хорватии и двое специалистов по продажам в США.
Среди конкурентов компании Копича — и небольшие фирмы, такие как интернет-стартап анализа земледельческих данных Farmlogs и производитель программного обеспечения Farm Works, и крупный производитель сельскохозяйственной техники John Deere, у которого есть ПО и веб-сервис для управления земледельческим производством и сельскохозяйственной техникой. «Работа с данными очень важна для высокопроизводительного сельского хозяйства, будь то животноводство или земледелие», — говорит пресс-секретарь Deere Кен Голден. Предстоит гонка за быстрый захват доли рынка. Молодой хорватский программист уверен, что у стартапа Farmeron в этой гонке неплохие позиции. Его секрет: больше времени проводить там, где используется его сервис. То есть в коровниках.
По материалам: forbes.ru