Каково это – создавать собственный бизнес с нуля? Как найти свою нишу и чем заинтересовать клиентов? Что нужно сделать, чтобы удержаться на плаву в такое непростое время? Об этом и не только читателям InVenture рассказал Андрей Табачин, основатель одной из крупнейших в Украине независимых игровых студий Nravo
InVenture: Вы основали собственную компанию после 11 лет работу в аутсорсе. Что Вас вдохновило на такой достаточно рискованный шаг?
Андрей Табачин: За эти 11 лет я вырос из обычного программиста в технического директора в огромной международной компании. В один прекрасный день, я понял, что дальше тут расти уже некуда, мне стало скучно, и я решил выйти на совершенно другой уровень. Еще со студенческих лет я мечтал делать игры / продукты и самому влиять на весь процесс создания, поэтому решил рискнуть и открыть собственный бизнес.
InV: Вы начали бизнес фактически с нуля. Расскажите о процессе запуска компании. Что предстоит сделать основателю, чтобы его проект начал развиваться и не «умер» сразу после запуска?
Андрей Табачин: Я считаю, что когда запускаешь бизнес, важны такие моменты:
- Найти сферу, которая тебя самого заводит. Чтобы работа была твоим хобби, и хотелось ее делать с утра и до вечера.
- Найти пустую нишу. Мы свою нашли – игры для старых телефонов.
- Самому делать часть работы. Например, я занимался программированием.
- Быть внимательным к мелочам.
Первую игру мы создавали по вечерам после работы. Когда стало понятно, что на этом можно неплохо зарабатывать и основная работа мешает двигаться быстрее, я уволился и полностью посвятил себя собственному проекту.
InV: Поделитесь, пожалуйста, своим «рецептом» развития бизнеса в Украине и за рубежом.
Андрей Табачин: Я считаю, что не существует универсального рецепта успеха. Единственный рецепт – это работать и еще раз работать. На пути обязательно будет множество ошибок и трудностей, но надо понимать, что в игровом бизнесе далеко не каждая игра становится хитом. Поэтому надо искать свою нишу и упорно работать. Ищите собственный «Голубой океан». В свое время, мы решили сделать одним из главных направлений в работе создание игр для недорогих старых телефонов. В то время, когда все ринулись создавать игры для смартфонов, мы завоевали 30-40% рынка СНГ в этой нише, и она не один год приносила нам отличный доход. Итого, на сегодняшний день, мы имеем 22 игры, в которые играет более 16 миллионов игроков.
InV: У Вашей компании два офиса за границей – в Чикаго и в Торонто. Скажите, какие существуют юридические и экономические нюансы выхода бизнеса в другую страну? Насколько трудно координировать работу трех сильно удаленных друг от друга филиалов?
Андрей Табачин: Мы были вынуждены открывать филиалы за рубежом, так как в Украине довольно сложно заниматься продуктовым IT-бизнесом. Существуют огромные проблемы с защитой авторских прав и оперированием на других рынках, имея только украинское представительство. Эта сложная тема, уже много раз описанная в прессе. Увы, наше законодательство безнадежно устарело.
Также нам нужны представительства заграницей для поиска новых партнеров, выхода на другие рынки, участия в конференциях и выставках.
Координировать просто. К такой работе привыкли все IT-шники.
InV: Какие сложности у Вас возникают с ведением бизнеса сегодня в связи со сложившейся ситуацией в Украине?
Андрей Табачин: Безусловно, вся эта ситуация негативно влияет как на компанию, так и на игровой бизнес в целом. Падение национальных валют в СНГ снижает доходность бизнеса, в то время как рост доллара увеличивает расходы разработчиков. Но мы считаем, что кризис – это не приговор, а время для принятия новых решений и повышения собственной эффективности. Поэтому мы активно занялись оптимизацией всех бизнес-процессов, провели аудит наших проектов и также ускорили процесс активного выхода на новые рынки. Таким образом мы убираем акцент с нестабильного рынка СНГ и закрепляемся на привлекательном рынке Европы и Америки. Немаловажно, что клиент там обладает большим финансовым потенциалом, а также приучен платить за контент, в отличие от большинства игроков из СНГ. Но надо и понимать, что уровень конкуренции на мировом рынке в разы выше.
InV: Можете назвать пять факторов и пять признаков успеха бизнеса, какими их видите лично Вы?
Андрей Табачин: Если говорить о факторах, то могу выделить такие:
- Правильная ниша. Найти свою нишу рынка, в которой вы сможете быть лидером рынка, а не одной из тысяч подобных компаний.
- Эффективный маркетинг и понимание своей целевой аудитории. Сегодня доступно множество самых разнообразных инструментов привлечения клиентов. Но надо обязательно понимать, для кого вы создаете конкретную игру. Именно в этом случае эффективность маркетинговых инструментов будет максимальной.
- Современность и технологии. Надо понимать, что будет в тренде через несколько лет и создавать продукты, которые будут востребованы. Для этого необходимо активно использовать новые технологические решения.
- Правильная команда. В нашей компании работают люди, которые горят играми и своими идеями. В результате, они относятся к своей деятельности не так как к работе, а как к любимому хобби.
- Максимальное участие руководителя компании в запуске бизнеса, внимание ко всем деталям, закладывание в фундаменте компании тех ценностей, которые близки руководителю.
Если говорить о признаках успеха, то назову такой список:
- Удовлетворение клиентов от наших продуктов.
- Доходность бизнеса.
- Стабильность роста компании, выход на новые рынки, создание новых успешных проектов.
- Удовлетворенность команды: мотивированные, довольные и лояльные сотрудники.
- Автономность бизнеса: возможность для меня уехать на пару недель так, чтоб никакие бизнес-процессы и качество продуктов не страдало.
InV: Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать предприниматель, чтобы вырастить успешную компанию?
Андрей Табачин: Во-первых, надо трезво понимать, что далеко не каждый человек может быть предпринимателем. Ведь тут нужны такие качества: инициативность, отсутствие страха неудач, готовность к самопожертвованию, настойчивость, умение брать на себя ответственность и риски, навыки управления и лидерства, желание работать над собой. Хороший руководитель должен личным примером вдохновлять коллектив на новые свершения. На самом деле меня очень радует то, что в Украине сейчас появилось очень много молодых людей, у которых горят глаза и которые хотят что-то делать. Я верю, что рано или поздно, количество, так или иначе, перейдет в качество.
InV: Напоследок, дайте несколько советов нашим читателям, которые стремятся основать свое дело.
Андрей Табачин: Творите, создавайте, придумывайте и реализовывайте! В Украине огромное количество талантливых людей. Придумывайте проекты, ищите единомышленников, запускайте стартапы, обращайтесь в бизнес-инкубаторы, к менторам и постоянно учитесь. Будьте лучшим в своей нише, создавайте свой экспертный статус, рассказывайте о своих успехах и делайте качественный продукт. И тогда у вас обязательно все получится!
Интервью проводила Мила Лернер / InVenture Investment Group