Рынок каршеринга в Украине

Рынок каршеринга в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка каршеринга в Украине за период 2020 – 6 мес. 2023 гг.

1. Общая характеристика рынка каршеринга

Каршеринг – это услуга аренды автомобилей на короткий срок, обычно от часа до нескольких дней, которая настраивается с помощью специальных приложений на смартфонах или веб-платформах. Пользователи могут найти доступные автомобили от определенных каршеринговых компаний в своем регионе, забронировать их, открыть и закрыть авто с помощью смартфона и пользоваться ими на нужный период времени, оплачивая только за фактическое использование.

На рынке каршеринга в Украине представлены два оператора: Getmancar и Mobilecar. Getmancar является лидером рынка каршенринга, имеет широкий ассортимент машин и тарифов, в то время как в ассортименте Mobilecar только электромобили.

В Европе крупнейшими операторами на рынке каршеринга являются Cambio CarSharing, Communauto, Drivy, Hertz, Mobility Carsharing, Share Now, Turo, Zipcar. Среди них две компании (Getaround и Turo) работают по модели Peer-to-peer (P2P). Остальные компании соответствуют традиционной модели каршеринга, где автомобили принадлежат компании и сдаются в аренду клиентам.

Рынок каршеринга начал развиваться на территории Украины с 2017 года. Сначала сервис появился в Одессе и Киеве, сегодня каршеринг работает в таких городах как Киев, Днепр и Одесса. Компания Getmancar также запускала тестовый сервис во Львове с возможностью передвигаться по Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Волынской областям. Тестирование завершено, поэтому эта услуга во Львове не работает. Исходя из специфики рынка, услуга каршеринга более востребована на территории крупных городов.

Каршеринг стал популярным решением для тех, кто не хочет или не может владеть собственным автомобилем, но нуждается в доступе к транспорту для путешествий в городе или на короткие расстояния. Он также может быть более экономичным и экологически дружественным способом перемещением по сравнению с традиционной собственностью автомобилей.

Каршеринг существенно отличается от традиционной аренды автомобилей, рынок которой в Украине более развит. Однако в сервисе аренды нужно сначала подписать договор, внести залог, а потом приехать в офис компании и взять автомобиль минимум в сутки.

В каршеринге автомобиль можно взять в любой точке города, доехать до места назначения и запарковать его там, заплатив только за время пользования и километраж.

Преимуществами каршеринга над обычным прокатом автомобилей являются:

- Гибкость сроков аренды. Возможность аренды на любой срок от 1 минуты. В обычном прокате это почти невозможно, и пользователю нужно ехать в офис прокатной компании.

- Удобное завершение аренды. Клиент может оставить автомобиль не обязательно возле офиса компании, а в любом месте в черте города, которая для него удобна. Надо просто найти авто в приложении, забронировать его и завершить аренду, когда поездка закончится.

- Удобное приложение. Весь процесс управления автомобилем сосредоточен в смартфоне. В приложении доступно несколько сот автомобилей, которые можно легко открыть и использовать.

- Постоянная доступность. В каршеринге всегда есть свободные автомобили, и клиент может увидеть их в приложении.

- Включено горючее. Стоимость услуги включает в себя расходы на горючее, поэтому не нужно платить за него дополнительно.

- Бесплатная парковка. Сервис каршеринга обычно оплачивает парковочные абонементы для всех автомобилей, поэтому клиенту не нужно платить за городской паркинг.

- Низкая стоимость. Стоимость аренды с первой минуты ниже, чем в обычном прокате, особенно при длительной аренде.

- Отсутствие забот. Сервис каршеринга отвечает за все технические аспекты, такие как обслуживание автомобиля, замена масла и шин по сезону, страхование и другие детали, поэтому пользователю не нужно заботиться об автомобиле.

Далее рассмотрим преимущества каршеринга для пользователей этой услуги, бизнеса и города.

Таблица 1

Преимущества каршеринга для пользователей, бизнеса и города

Категория

Преимущества

Пользователь

˗ Отсутствие расходов на покупку и обслуживание собственного авто, поскольку расходы на бензин, парковку и мойку берут на себя организаторы сервиса.

˗ Доступ к различным категориям авто и простота его получения.

˗ Повышение уровня мобильности.

˗ Экономия времени.

˗ Оплата поездки исключительно за время пользования (даже в случае поездки в 1 минуту).

Бизнес

˗ Корпоративный каршеринг как заменитель служебных автомобилей.

˗ Страхование и бензин входит в стоимость аренды.

˗ Возможность присоединиться к началу создания "Smart-City".

˗ Пункты выдачи авто - 24/7.

Город

˗ Улучшение экологической ситуации в городе. Меньшее количество поездок на транспортных средствах и активное использование электромобилей в сервисах каршеринга приводит к снижению выбросов. Исследование Нидерландского агентства экологической оценки показывает, что водители автомобилей каршеринга путешествуют в среднем на 15-20% км меньше, чем раньше. Это приводит к понижению выбросов СО2 на 8-13%.

˗ Оптимизация парковочных мест и доступности к нему, уменьшение количества парковочных мест, которые должны быть построены в новых районах застройки.

˗ Помощь городской транспортной системе в перевозке пассажиров.

˗ Увеличение активности велосипедного, пешеходного движения. Каршеринг помогает снизить потребность в больших парковках и может высвободить площади для велосипедных дорожек и тротуаров.

 

Источник: оценка Pro-Consulting

Помимо явных преимуществ каршеринга следует выделить и недостатки при пользовании этой услугой:

  1. Привязка к телефону (при разрядке телефона завершить поездку будет невозможно).
  2. Расход времени на простой в пробке (поскольку оплата происходит за время пользования автомобилем).
  3. Потенциально неудобные или труднодоступные парковочные места.
  4. Зависимость сервиса от защищенного доступа к вебу.
  5. Неопределенные затраты времени для поиска нужного автомобиля вблизи.
  6. Могут возникать риски частого повреждения и выхода из строя автомобилей (также взяв в аренду автомобиль и не заметив уже имевшихся нарушений, но не прописанных в договоре и не зафиксированных заранее, есть риск, что компания может потребовать возмещения убытков).
  7. Каршеринг не распространён в маленьких городах.
  8. Малое количество фирм и онлайн-платформ, предоставляющих услуги каршеринга.

Другими моделями аренды автомобиля на рынке являются:

  1. Аренда под таксопарк. Эта модель аренды предполагает сотрудничество между владельцами автомобилей и таксопарками. Владельцы предоставляют свои автомобили таксопарку для использования в обмен на комиссию или арендную плату. Таксопарк обеспечивает обслуживание и управление автомобилями для обеспечения их бесперебойной работы.
  2. Аренда с водителем. Эта модель предполагает аренду автомобиля вместе с водителем. Водитель может быть наемным сотрудником компании по аренде автомобилей или предоставляться владельцем автомобиля. Такая услуга особенно популярна для трансферов в аэропорт, экскурсий или лиц, не имеющих собственного водительского удостоверения.
  3. Аренда на длительный срок. Эта модель аренды предполагает аренду автомобиля на длительный период, обычно от нескольких месяцев до нескольких лет. Она часто используется бизнесами для обеспечения служебных автомобилей своим сотрудникам или физическим лицам для получения стабильного доступа к автомобилю по фиксированной ежемесячной плате.
  4. Аренда общим владельцам. Эта модель аренды позволяет нескольким лицам объединяться для совместной аренды автомобиля. Они разделяют расходы на аренду, горючее и обслуживание, что снижает расходы каждого участника.
  5. Аренда для специальных мер. Эта модель аренды позволяет арендовать автомобиль специально для определенных мероприятий или случаев, таких как свадьбы, выпускные, фотосессии, а также для временного переезда в другой город или страну.

До начала полномасштабной войны рынок каршеринга в Украине стремительно развивался, с каждым годом увеличивался автопарк, география и количество пользователей.

Факторами влияния на рынок до начала полномасштабной войны были:

Развитие цифровых технологий и мобильных приложений. Современную форму каршеринг приобрел с развитием смартфонов, что позволило заменить физические ключи и смарт-карты функциями специализированного мобильного приложения. Чтобы воспользоваться каршерингом, пользователю необходимо выбрать через мобильное приложение на карте города ближайший свободный автомобиль и дистанционно забронировать его.

Роль автоматизации стала решающим фактором роста рынка. Доступ в Интернет, мобильные приложения сыграли важную роль в предоставлении доступа потребителям одним касанием. Это не только упрощает и ускоряет процесс аренды, но и позволяет повысить уровень мобильности населения.

Транспортная инфраструктура и растущая автомобилизация. Растущая автомобилизация усиливает перемещение по городу. Большие города перенасыщены транспортными средствами. Жителям все менее удобно и выгодно владеть автомобилем из-за роста налогов, платы за парковочные места, затрат времени на поездки. Местным властям все труднее организовывать городское пространство, бороться с пробками и предотвращать дорожно-транспортные происшествия, минимизировать экологический ущерб от выхлопных газов. Каршеринг позволяет пользователям брать автомобиль только в тот момент, когда он им действительно нужен, избегая постоянного владения личным автомобилем. В результате в городе будет меньше автомобилей на дорогах. Каршеринг позволяет более эффективно использовать личный транспорт, а в долгосрочной перспективе – увеличить мобильность граждан, повысить уровень безопасности и комфорта городских поездок и в целом оптимизировать управление транспортными потоками.

Рост тенденции экологизации автомобилей. Внедрение гибридов и электромобилей изменило позицию потребителей на рынке. Сейчас все большую популярность набирают автомобили на альтернативном топливе. Переход на электромобили в каршеринге оказывает положительное влияние на снижение объемов вредных выбросов.

Популяризация идеи пользования услугами и вещами вместо владения ими.

Растущая урбанизация и субурбанизация, ведущая к таким проблемам, как пробки на дорогах и загрязнение воздуха, что со своей стороны положительно влияет на увеличение тенденции к использованию краткосрочной аренды автомобиля. Также влияет тренд на наличие частных домов и дач за городом, однако в последнее время их использование уменьшается из-за проверок на блокпостах.

С начала полномасштабной войны в Украине спрос на каршеринг упал. Это было связано с тем, что многие выехали из страны, а оставшиеся были вынуждены ограничить свои передвижения. По оценкам экспертов, в начале полномасштабной войны рынок каршеринга потерял около 40% пользователей услуг.

Одним из направлений применения каршеринга было использование автомобилей для поездок на природу или отдыха в течение уик-энда. Также была аудитория клиентов, которая пользовалась услугой просто, чтобы прокатиться. На сегодняшний день эта категория пользователей значительно уменьшилась.

Много активного населения с началом войны переехали на запад или за границу. Это также негативно сказалось на рынке каршеринга. Однако существует категория людей, использующих автомобили в других целях. К примеру, переселенцы арендуют автомобили для перевозки своего имущества и решения других задач. Также, услугами каршеринка пользуются люди, авто которых получили повреждения из-за войны.

Тем не менее, к концу 2022 и в течение 2023 года наблюдается рост спроса на каршеринг. Это обусловлено возвращением людей в Украину и стабилизацией экономики страны. По словам генерального директора Getmancar (крупнейшего оператора рынка), общее количество пользователей платформы Getmancar достигло 210 тыс. человек, по сравнению со 180 тыс. пользователей, которые были до полномасштабной войны.

Проблемами развития на рынке являются:

- Отмена вечерних и ночных тарифов вследствие внедрения комендантского часа;

- Ответственность водителей. ДТП и пьяное вождение могут привести к серьезным последствиям для клиентов и владельцев автомобилей. Регулирование и стандарты безопасности, а также страховые полисы являются ключевыми для решения этих проблем;

- Согласно данным департамента патрульной полиции, в Украине в 2022 году произошло 18628 ДТП. Основные причины ДТП – это превышение безопасной скорости, нарушение правил, переход пешеходов в неустановленном месте, выезд на полосу встречного движения. В первом полугодии 2022 года в Украине 44% (7,6 млрд грн) страховых премий составило автострахование («автогражданка», «Зеленая карта», КАСКО).

- Проблема финансового контроля транзакций. Особенно эта проблема актуальна в аренде P2P, где могут возникнуть споры по оплате. Модели безопасной оплаты, похожие на использующие OLX или другие платформы, обеспечивают защиту для обеих сторон сделки.

2. Тенденции в P2P переводах

P2P переводы уже оказывают значительное влияние на финансовую индустрию, вот некоторые ключевые аспекты, которые можно наблюдать в P2P переводах:

- Рост популярности мобильных приложений. Платформы P2P переводов, такие как Venmo, PayPal, Cash App и т.д., становятся популярными среди пользователей мобильных устройств. Они позволяют людям легко перечислять деньги друг другу без необходимости использовать наличные или банковские переводы.

- Расширение функций. Большинство платформ P2P постоянно расширяет свои функциональные возможности.

-  Рост конкуренции. Конкуренция в этом секторе растет, что может привести к улучшению условий для пользователей. Компании пытаются привлечь новых пользователей, предлагая разные бонусы и промо-акции.

-  Большее внимание к безопасности. Учитывая возросшую активность в этом секторе, безопасность стала большей проблемой. Платформы сосредотачиваются на защите личных данных и денежных транзакций юзеров.

-  Развитие кросс-граничных P2P переводов. В некоторых регионах P2P переводы становятся все более популярными как средство для международных переводов денег. Компании также работают над понижением комиссий за международные переводы и ускорением процесса.

- Расширение интеграций. Некоторые платформы P2P пытаются сделать свои сервисы более универсальными, интегрируясь с другими приложениями и сервисами. Это может включать интеграцию с разными финансовыми приложениями, маркетплейсами и услугами хранения денег.

В 2022 году, даже при военных действиях, ракетных угрозах и ограничениях в снабжении электроэнергией, граждане Украины продолжали активно пользоваться безналичными платежными картами для осуществления расчетов.

По данным НБУ, за период с мая по декабрь 2022 года было совершено 5 599,2 миллиарда сделок с использованием платежных карт, которые выданы украинскими банками. Общая сумма этих операций составила 5058,2 миллиарда гривен. Это свидетельствует о росте на 1,4% по количеству сделок и на 40,5% по их сумме по сравнению с аналогичным периодом до начала войны в 2021 году.

В структуре безналичных операций переводы с карты на карту составляют 14,4% (748,7 млн операций) по количеству и 53,3% (1835,3 млн грн) по сумме. Средний чек переводов с карты на карту в 2022 году составил 2451 грн.

По состоянию на январь 2023 года в обращении находилось 109,8 миллиона платежных карт, которые выданы украинскими банками. Это на 20% больше по сравнению с январем 2022 года.

Не все украинские банки предлагают международные P2P платежи. Однако существуют финансовые учреждения, которые выдают карты в иностранных валютах, таких как доллары США или евро, и предоставляют возможность осуществлять переводы с этих карт получателям из других стран. Среди них:

  • ПриватБанк;
  • monobank;
  • А-банк;
  • Sense Bank и другие.

Рынок каршеринга в Украине развивался как до полномасштабной войны, так и сейчас. Крупнейший оператор рынка Getmancar расширяет свой автопарк, географию передвижений, расширяет услуги и увеличивает количество клиентов с каждым годом. С началом полномасштабной войны рынок «просел» из-за оттока людей, уменьшения целевой аудитории и спроса в целом, однако каршерингом стали пользоваться переселенцы и люди, потерявшие машины.

Согласно прогнозам Statista, доход на мировом рынке каршеринга достигнет $12,89 млрд в 2023 году. Выручка представляет собой весь объем бронирований, осуществленных пользователями, вне зависимости от начала поездки и назначения. В число пользователей входят только лица, совершившие бронирование, независимо от количества сопровождающих.

 

Диаграмма 1

Доход на мировом рынке каршеринга в 2020-2023 гг., $млрд

Рынок каршеринга в УкраинеРынок каршеринга в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

3. Анализ потребления на рынке

Потребителей каршеринга можно разделить на несколько категорий, в зависимости от потребностей, привычек, интересов и т.п.

Такими категориями являются:

- Молодые и активные горожане. Обычно это молодые люди 20-30 лет, живут в городах, используют современные технологии. Они ценят свободу и гибкость, возможность быстро передвигаться по городу, посещать разные места развлечений и рестораны. Молодежь использует каршеринг и аренду авто, поскольку это удобный способ избежать затрат на собственный автомобиль и парковку в городе. Также молодые люди являются приверженцами шеринговой экономики, концепция которой заключается в совместном потреблении, то есть аренды, а не собственности. Они пользуются услугой для поездок на работу, встреч с друзьями и спонтанных поездок.

- Бизнесмены. Обычно это люди средних лет 30-50 лет, ценят эффективность и гибкость. Они используют автомобиль для служебных поездок, встреч с клиентами, путешествий на конференции или отдыха после работы. Эта категория пользуется арендой автомобиля для оптимизации своей рабочей и личной мобильности. Они могут брать авто на несколько часов или дней при необходимости.

- Туристы. Люди всех возрастов, чаще молодежь и среднего возраста, которые любят путешествовать и редко нуждаются в собственном автомобиле в повседневной жизни. Они ценят независимость от общественного транспорта, возможность посещать отдаленные места и открывать новые объекты для путешествий. Туристы используют каршеринг или аренду автомобиля, чтобы исследовать новые места, независимо от туристических туров или общественного транспорта.

- Люди, у которых машина в ремонте. Обычно это владельцы автомобилей, столкнувшихся с непредвиденными поломками или техническими проблемами. Им нужно средство транспорта на период, когда их автомобиль находится на ремонте, чтобы не упускать возможности для поездок. Они используют каршеринг для временного решения транспортных нужд.

- Жители ЖК без обустроенных паркингов. Это лица, проживающие в жилых комплексах, где ограничен объем паркомест или вообще отсутствует паркинг. В них может потребоваться автомобили для ежедневных поездок, таких как поездки на работу, поездки в магазины или для личных нужд. Каршеринг является удобным решением для этой группы, поскольку они могут пользоваться автомобилем, когда им нужно, и не сталкиваются с проблемами парковки в ограниченном пространстве.

- Работающие удаленно. Это люди, которые работают из дома или другого места, где они не нуждаются в автомобиле для ежедневных поездок на работу. Однако они им нужен автомобиль для поездок к врачу, встречам с друзьями, поездкам в места отдыха и т.д. Каршеринг является удобным вариантом для них, поскольку они могут арендовать автомобиль на несколько часов или дней при необходимости, чтобы сэкономить на собственном автомобиле.

4. Выводы. Прогнозные показатели рынка каршеринга

Рынок каршеринга развивается в Украине и вскоре каждый желающий сможет получить автомобиль в краткосрочную аренду. Каршеринг может стать серьезной альтернативой общественному транспорту, такси, аренде автомобилей и даже владению личным транспортом. Также эта услуга выгодна с точки зрения экологии. Одна машина этого сервиса заменяет от 5 до 20 автомобилей в зависимости от популярности услуги. Это позволяет уменьшить объем вредных выбросов и погрузку на дороги. В Украине пока автомобильные компании не спешат инвестировать в каршеринг, как это происходит в европейских странах, США и других ключевых регионах распространения такой услуги.

Несмотря на то, что первый украинский оператор появился еще в 2017 году, потребители и само государство постепенно начинают привыкать и знакомиться с каршерингом. К сожалению, пока отсутствует политика регулирования и предоставления льгот от государства с целью упрощения ведения бизнеса и стимулирования его внедрения на рынок Украины.

Аренда автомобилей является традиционным и давно существующим рынком, где клиенты могут арендовать автомобиль на несколько дней или даже недель или месяцев. Она обычно нужна пользователям, которые планируют более долгое путешествие или нуждаются в автомобиле для более длительного пользования. Арендные компании имеют большую сеть пунктов проката и разные типы автомобилей для выбора, а также часто предлагают дополнительные услуги, такие как страхование и обслуживание авто.

Каршеринг является новейшим и более гибким подходом к предоставлению транспортных услуг. Пользователи могут арендовать автомобиль на короткий срок, обычно в час или несколько часов, и вернуть его, когда им это нужно. Каршеринг часто имеет удобное приложение для бронирования и оплаты, что упрощает пользование сервисом и автомобилем.

Тенденции развития каршеринга в период войны

В начале войны рынок каршеринга подвергся резкому спаду из-за отъезда и ограниченной мобильности пользователей. Однако с течением времени изменилась целевая аудитория, включая переселенцев и владельцев поврежденных автомобилей. Рынок потерял около 40% пользователей в начале войны, но снова растет в 2022-2023 годах, когда люди возвращаются и экономика стабилизируется.

Стоимость каршеринга выросла из-за увеличения цен на горючее и инфляцию. Также влияли валютные колебания и логистические проблемы в поставке запчастей.

Читайте также