Монетизация стартапа: 5 основных схем заработка

Монетизация стартапа: 5 основных схем заработка

Пять основных схем монетизации стартапа: модель монтизации freemium, подписка (subscribe), транзакционная модель, реклама, перепродажа

1. Модель freemium 

У онлайн или мобильного проекта есть более 1 млн. уникальных пользователей в день (это здорово) или в месяц (неплохо, в общем-то), или скачавших готовое приложение (прекрасно). Либо вы даете основной функционал бесплатно, предлагая за деньги дополнительные инструменты, либо используете количество и внимание пользователей для демонстрации им рекламы. В данной модели конверсия (количество пользователей, на которых вы реально сможете заработать) составит около 0-3%.

Основные примеры проектов:

  • Поисковые системы (Yandex, Google и т.д.). Для этих монстров основной заработок заключается в контекстной рекламе. В день поисковые сервисы посещает несколько десятков миллионов человек, из них где-то 1-3% жмут на контекстную рекламу, принимая ее за результат поисковой выдачи.
  • Социальные сети (ВКонтакте, Facebook и проч.) Соцсети диверсифицируют заработок: от показа рекламы, комиссия с оплат пользователей в играх и приложениях, виртуальные подарки и повышение своего статуса (больше работает на сайтах знакомств).
  • Сайты знакомств (TopFace, Mamba). Такие сайты зарабатывают на повышении своего рейтинга среди других пользователей.
  • Мессенджеры/сервисы IP телефонии (Skype). Skype тоже использует модель freemium, поскольку пользователь может приобрести услугу связи через свой аккаунт на городские и сотовые номера. Именно за это Microsoft приобрел платформу за $8 млрд.
  • Игры мобильные и платформенные (Farmville, Angry Birds и т.д.). Заработок у них обычно такой: 10 уровней игры пользователь может пройти бесплатно, потом ему предлагается скачать все остальное за $1-3, потом за деньги можно приобрести какую-то штуку, которая позволит пройти проблемный уровень. В платформенных играх («free to play») вы можете пройти всю игру бесплатно, но можно заплатить за ускорение роста героя и оказаться в лучшем положении, чем ваши соперники. Лучшие игры в отрасли ежегодно зарабатывают на этом десятки миллионов долларов.
  • Доски объявлений, так называемые Classified (OLX, Avito, Dmir). Они зарабатывают несколькими способами: плата за место в ТОПе  среди объявлений пользователей и/или выделение цветом, абонплата с магазинов (обычно такие сайты являются marketplace с множеством небольших магазинчиков на нем) и реклама, чаще всего таргетированная.

2. Модель подписки (subscribe) 

Эту модель могут использовать проекты, у которых нет нескольких миллионов пользователей, но они обладают ценной информацией, которую захотят приобрести заинтересованные лица или компании.

Основные примеры проектов:

  • Сайты о работе (Monster.com, Headhunter, Superjob и др.). Такие сервисы могут зарабатывать на обеих сторонах: принимают плату за выделение/подъем в рейтинге резюме у сотрудника; за доступ к базе на определенный срок и матрицу открываемых для просмотра профессий в базе данных – для работодателя.
  • Узкие нишевые проекты с умной аналитической информацией (Bloomberg). Сервис для тех, кому важно здесь и сейчас иметь на руках самую полную и достоверную информацию.
  • Онлайн кинотеатры и музыкальные центры (Netflix, Spotify, ivi.ru, Zvook и др.). Пользователь может выбрать – заплатить абонплату (примерно 1$ в месяц) и спокойно смотреть/слушать, либо пользоваться бесплатно, но повсюду натыкаться на рекламу.

3. Транзакционная модель 

Вы являетесь посредником между двумя заинтересованными сторонами. Либо же сами выступаете такой стороной и выполняете услуги пользователей за комиссию. Чтобы получить прибыль с такой модели, необходимо иметь миллионные обороты (чтобы нормально себя чувствовать при 3-5% комиссии) либо же иметь большую комисиию.

Основные примеры проектов:

  • Платежные сервисы и системы (Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Robokassa, Chronopay и др.). Эти сервисы осуществляют перевод, ввод и вывод денег, и за большинство своих услуг берут комиссии 3-5% (или больше).
  • Агрегатор/Биржа продавцов и покупателей (туризм: AnyWayAnyDay, Oktogo, OneTwoTrip, техника: Wikimart, Yandex Market, купоны: Groupon, Biglion, ). На этих площадках аккумулируются предложения поставщиков в отрасли, а пользователь может на одной площадке выбрать из огромного перечня услуг и товаров в данной отрасли. Живут такие сервисы за счет комиссии с поставщиков – обычно это 10%. Лучше всего в таком проекте обойтись без логистики – это сильно упрощает бизнес механизмы.

4. Рекламная модель 

Проект зарабатывает на рекламе, которую показывает пользователям. Молодые стартаперы выбирают такую модель чаще всего.

Основные примеры проектов:

  • Мейл-сервисы и агрегаторы порталов основных тем интересов пользователей (Yahoo, Mail.ru и др.). У таких сервисов количество посетителей в день исчисляется десятками миллионов, они имеют контракты с крупнейшими мировыми производителями во всех отраслях, от бытовой техники до алкоголя. Основная модель – показ баннеров. Они хорошо на этом зарабатывают, даже при том, что это очень навязчивая реклама, эффективность которой постепенно падает. Сейчас наблюдается развитие RTB-модели показа баннеров (real time bidding – это когда перед загрузкой страницы со скоростью света происходит аукцион среди баннеров разных рекламодателей за право быть показанным пользователю), которая постепенно увеличивает и без того большие обороты.

Эта модель не слишком подходит для молодых компаний, поскольку это, в основном, b2b продажи, и если никто не слышал о вашем проекте, то вряд ли с вами свяжется производитель и предложит контракт. Потому отдел продаж придется формировать самостоятельно и обзванивать всех, до кого дотянетесь. На первом этапе такой подход достаточно затратен.

  • Лидогенераторы, сайты и приложения — агрегаторы информации (Banki, Sravni.ru, Kupongid.ru, Prostrahovanie.ru и др.). На этих сервисах собрана всевозможная информация на конкретную тематику: ипотека, купоны, кредиты и т.д. Эти сервисы зарабатывают на комиссии с каждого клиента, который перешел с сайта на поставщика товара или услуги. Заработок может строиться автоматически через партнерские программы или через телефон, когда пользователь оставляет заявку, к примеру, на кредит через такой сервис, ему перезванивают из самого банка. Банк обязан выплатить процент прибыли с выданного кредита или фиксированную стоимость за привлеченного клиента площадке, через которую этот клиент пришел.

Эта модель монетизации неплохо подходит начинающим стартапам, поскольку при правильной настройке сервиса такой подход быстро генерирует прибыль в полуавтоматическом режиме, что снижает первоначальные затраты.

5. Перепродажа 

Тут особо нечего объяснять. Перепродажа любых товаров – гаджетов, холодильников, умных термостатов и чего угодно. Модель стабильно работает, хотя конкуренция на ней очень высокая, а маржа наоборот – оставляет желать лучшего.

Стартап Украина: лучшие стартапы и новости про стартапы на портале InVenture

Читайте также