Ожидаемая коррекция рынка вызвала распродажу технологических компаний. — Об этом аналитики рассказывают последние несколько месяцев. Но, судя по отчетности хедж-фондов именитых инвесторов за первый квартал 2022, сбрасывать со счетов сектор высоких технологий еще рановато. Рассказываем, что покупали и продавали гуру инвестиций и почему их сделки могут быть полезны новичкам даже спустя несколько месяцев.
Ожидаемая коррекция рынка вызвала распродажу технологических компаний. — Об этом аналитики рассказывают последние несколько месяцев.
В течение 45 дней по завершении каждого квартала управляющие хедж-фондов с активами на сумму более $100 млн раскрывают позиции своего портфеля в рамках подачи 13 °F. Крайний срок предоставления отчетов за первый квартал 2022 года истек 15 мая.
На первый взгляд, раскрытие позиций профессиональных инвесторов с таким временным лагом утрачивает совою актуальность. Особенно с учетом быстро меняющейся ситуации на рынке.
Так почему же отчетность становится предметом внимательно изучения не только SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам США), но и для миллионов частных инвесторов?
Во-первых, далеко не все могут позволить себе роскошь вложиться в именитые хедж-фонды. Ведь порог входа может составлять несколько сотен тысяч долларов.
Во-вторых, не все инвесторы, располагающие такими средствами, готовы мириться со значительными накладными расходами. Подавляющее большинство этих фондов взимают комиссию за управление — от 1% до 4% от суммы вложений в год (как правило, 2%), плюс комиссию за полученный результат (обычно 20% от прибыли ежегодно).
В-третьих, для инвесторов, которые покупают акции в долгую, разбор портфеля гуру может быть интересен даже спустя несколько месяцев. Ведь, к примеру, среднее время нахождения компании в портфеле Berkshire Hathaway Уоррена Баффета составляет 29 кварталов.
Уоррен Баффет делает ставку на нефтянку
Результаты работы детища Баффета в январе-марте вряд ли порадовали акционеров Berkshire Hathaway. Операционная прибыль, отражающая результаты различных бизнесов, входящих в холдинг, почти не изменилась и составила $7,04 млрд ($7,02 млрд годом ранее). А вот чистая прибыль финансового конгломерата Berkshire Hathaway упала на 53,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (до $5,46 млрд).
Главным провалом квартала стала инвестиционная деятельность, которая принесла компании Баффета значительный убыток — $1,58 млрд.
Впрочем, сам Оракул из Омахи не раз говорил акционерам, что «анализ прибылей или убытков, полученных от инвестиционной деятельности в отдельно взятом квартале, обычно не имеет смысла».
К тому же, сама Berkshire Hathaway с рыночной капитализацией $692,86 млрд (по состоянию на 17 мая) впервые заняла первое место в рейтинге крупнейших компаний мира по версии Forbes Global 2000. В течение девяти последних лет лидером оставался Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC), сообщает Forbes. Его рыночная стоимость на сегодня составляет $214,43 млрд.
Для тех, кто следит за инвестициями Berkshire Hathaway, хорошая новость заключается в другом: на данный момент фонд, похоже, превратился из медведя в быка.
В периоды роста рынка и низкой инфляции Баффет предпочитал накапливать кеш: с 2016 по 2021 год запасы наличных Berkshire Hathaway практически удвоились. Теперь же фонд наконец начал тратить наличные. Его денежная кубышка за квартал сократилась с более чем $140 млрд до $106 млрд.
В период падения рынков и раскручивания инфляции Баффет предпочел кешу вложения в привлекательные акции с дивидендами и программами обратного выкупа бумаг.
В течение первого квартала 2022 года его фонд открыл восемь новых позиций и увеличил свои доли еще в семи компаниях, которые уже находились в портфеле. Об этом говорится в последнем заявлении Berkshire Hathaway по форме 13 °F.
В частности, Berkshire увеличила позицию по акциям нефтяной компании Chevron до $26 млрд — на начало года его доля оценивалась в относительно скромные $4,5 млрд.
«У Chevron действует большая программа обратного выкупа акций, она выплачивает дивиденды с доходностью 3,5%. Это делает компанию относительно безопасной альтернативой наличным. Вместо того чтобы выходить практически в ноль на казначейских векселях, почему бы не получить дивиденды и доходность от байбэка, которые в совокупности дадут высокую однозначную прибыль?», — цитирует Kiplinger Дэвида Касса, профессора финансов Школы бизнеса Роберта Х. Смита Университета Мэриленда и известного эксперта по Баффету.
Желанием защититься от инфляции Касс поясняет и другие сделки Баффета — в частности, покупк акций другой нефтяной компании — Occidental Petroleum. Ранее Berkshire Hathaway стала крупнейшим ее инвестором, доведя долю в компании до 14,6%.
Впрочем, Berkshire корректирует свой портфель не только в зависимости от рыночной ситуации, но и, мягко говоря, пользуется моментом.
В первом квартале одним из значительных изменений в портфеле стало наращивание доли в игровой компании Activision Blizzard — c 14,6 млн акций (1,8% портфеля) до 64,3 млн акций (8,2% портфеля).
Вход в позицию наделал много шума еще в конце прошлого года, когда Berkshire приобрела акций Activision Blizzard почти на $1 млрд.
В октябре-декабре акции компании рухнули с $81 до $57 из-за всплывшей информации о домогательствах и жестоком обращении с подчиненными, процветавших в компании. Тогда многие инвестбанки понизили таргет по бумагам Activision.
Но Berkshire это не смутило и фонд, по словам его представителя, приобрел акции Activision примерно по $77 за штуку. «Прозорливость» менеджеров фонда стала понятна позднее, когда в январе Microsoft объявил о покупке игровой компании за $75 млрд (или $95 за акцию) с премией в 45% к рыночной цене. Акции Activision в моменте выросли на 37%.
Такой поворот событий вызвал много вопросов к ранее проведенной сделке. Ведь Баффетт был партнером Билла Гейтса и входил в попечительский совет фонда Билла и Мелинды Гейтс, писала FT. Однако сам Баффет опроверг слухи об инсайдерской торговле акциями Activision. Он заявил, что не знал о планах Microsoft приобрести Activision Blizzard на м покупки Berkshire Hathaway акций игрового гиганта. А саму сделку якобы провел один из инвестиционных менеджеров холдинга.
Теперь, когда шумиха вокруг сделки стихла, фонд нарастил позицию в акциях понравившейся компании.
Другие заметные сделки Berkshire Hathaway:
Apple. Прирост позиции на 3,78 млн акций (стоимость пакета на 31 марта — $155,5 млрд, доля в портфеле — 42,11%);
Paramount Global. Новая позиция (стоимость пакета на 31 марта — $2,6 млрд, доля в портфеле — 0,71%);
Ally Financial. Новая позиция (стоимость пакета на 31 марта — $389,9 млн, доля в портфеле — 0,11%).
Citi. Новая позиция (стоимость пакета на 31 марта $2,9 млрд, доля в портфеле —0,8%).
При этом Баффет остается сторонником стратегии «купи и держи». По данным отчетности, 66% стоимости портфеля к 1 апреля приходилось на четыре компании: Apple, Bank of America, American Express и Chevron.
Рэй Далио отмечает потребительские товары и развивающиеся рынки
Стратегия Баффета оказалась близка другому именитому инвестору — Рэю Далио, состояние которого эксперты Forbes оценивают в $22 млрд. Его хедж-фонд Bridgewater Associates, крупнейший в мире, в первом квартале добавил в свой портфель бумаги Berkshire Hathaway. Хотя они и занимают в нем незначительную долю (всего 0,43%).
При этом Bridgewater Associates также активно закупался акциями. Всего по итогам первого квартала фонд добавил в портфель бумаги 260 компаний, общее число позиций в результате достигло 970 на общую сумму $24,8 млрд.
В отличие от паникеров, которые массово сбрасывали акции американских технологических гигантов, Bridgewater Associates увидел в распродаже привлекательную возможность. Большинство из покупок новых акций пришлось на бумаги сектора информационных технологий. Но и эти покупки заняли незначительную общую долю в портфеле.
Помимо Berkshire заметным новичком стали акции одного из крупнейших производителей медоборудования Medtronic. За последний квартал компания нарастила доли рынка в 60% сегментов, в которых представлена ее продукция. Ее фундаментальные показатели намного лучше, чем у конкурентов. При этом даже сейчас она остается недооцененной.
Одним из самых заметных решений по набору позиции стало увеличение на 350% (до 0,7% портфеля) доли в Pfizer, в которой фонд также видит перспективную компанию.
На средства, полученные от вакцины против Covid-19 Comirnaty и препарата для терапии COVID-19 Paxlovid, Pfizer активно перестраивает свой портфель препаратов.
Недавно фармгигант сделал предложение о покупке Biohaven Pharmaceutical. Общая сумма сделки составит $11,6 млрд ($148,5 за акцию) и, как ожидается, будет закрыта к началу 2023 г. Покупка Biohaven станет самой крупной для Pfizer за последние пять лет и второй за последний год.
В конце 2021 г корпорация заключила соглашение о приобретении перспективного биотеха Arena Pharmaceuticals. Общая стоимость сделки составила свыше $6,7 млрд ($100 за акцию). Биотех специализируется в области иммунологии и лечения воспалений, имеет ряд перспективных разработок, которые уже находятся на завершающей стадии.
Фонд также продолжил скупать американские акции из защитных секторов и нарастил позиции в таких компаниях:
Procter & Gamble — на 31%,
Johnson & Johnson — на 40%,
Walmart — на 42%,
Abbott Labs — на 39%.
При этом Далио остается верен ранее выбранной тактике и наращивает вложения в ETF на развивающиеся рынки — Vanguard FTSE Emerging Markets ETF, iShares MSCI Emerging Index Fund, iShares Core MSCI Emerging Markets ETF. Из крупных долей китайских бумаг были увеличены позиции в Alibaba, Pinduoduo и Baidu.
Хотя общий фон играет против таких вложений: закручивание гаек ФРС заставляет инвесторов входить и рисковых активов и рынков, к которым, безусловно, относятся рынки развивающихся стран.
Впрочем, нельзя сказать, что фонд игнорирует настроения рынка. По данным сервиса Guru Focus, который отслеживает сделки фондов и инвесткомпаний США, самые крупные позиции в портфеле фонда отданы следующим секторам:
потребительские товары первой необходимости (025,85% всех вложений фонда;
медицина и здравоохранение (18,19%);
товары цикличного потребления (13,83%).
Похожая картина распределения активов наблюдалась у Bridgewater Associates в 2006—2007 гг. (накануне финансового кризиса 2008 г).
Майкл Бьюрри играет на падении Apple
Выкупал в первом квартале дешевеющие акции и прототип героя фильма «Игра на понижение» Майкл Бьюрри. Хотя в целом он не изменил своей стратегии активной подготовки к новому кризису.
Бьюрри уже давно пророчит крах рынка и основательно готовится к этому событию, постепенно сокращая вложения. Еще год назад портфель его фонда Scion Asset Management стоил около $1,2 млрд, по итогам первого квартала 2022 г. он оценивается всего в $200 млн.
Одновременно Scion Asset Management продолжает пересматривать и свой портфель. Например, в октябре-декабре прошлого года фонд полностью закрыл четыре из шести позиций своего портфеля и изменил доли двух оставшихся компаний. Продолжил перетряхивать свой портфель Бьюрри и в этом году.
Единственной позицией, оставшейся с прошлого квартала, являются бумаги фармацевтической компании Bristol-Myers Squibb, которая занимается разработкой и выпуском инновационных лекарств для борьбы с онкологическими, сердечно-сосудистыми и инфекционными заболеваниями. Ее акции были одними из самых интересных для инвестирования в секторе здравоохранения за последние полгода наравне с Merck и AbbVie.
Единственной ставкой на понижение, но самой крупной позицией в портфеле Майкла Бьюрри стали put-опционы против любимчика Баффета — компании Apple. Бьюрри купил 2060 опционов put (дает покупателю право продать актив по фиксированной цене в определенную дату), стоимость которых на конец марта составила $35,97 млн.
«Так как в один опционный контракт входит 100 акций, всего Бьюрри получил право продать 206 тыс. акций Apple. Если фонд до сих пор удерживает эту позицию, то его ставка прибыльна, поскольку котировки Apple с начала второго квартала упали на 16,65% — с $174,61 до $145,54 по итогам торгов 16 мая», — отметил телеканал CNBC.
К началу апреля 2022 портфель Scion Asset Management выглядел так:
- Apple PUT — 17,86%;
- Bristol-Myers Squibb — 10,88%;
- Booking Holdings — 9,33%;
- Discovery — 9,3%;
- Alphabet — 8,98%;
- Cigna — 8,92%;
- Meta Platforms — 8,83%;
- Ovintiv (Pan Canadian Energy — Encana Corp.) — 8,06%;
- Nexstar Media Group — 7,13%;
- Stellantis — 4,85%;
- Global Payments — 4,53%;
- Sportsmans Warehouse Holdings — 1,33%.
Джордж Сорос ставит на падение рынка США
В первом квартале фонд, основанный легендарным финансистом Джорджем Соросом, Soros Fund Managment, значительно нарастил количество put-опционов на индекс S&P 500 и NASDAQ — на 169% и 40% соответственно. Скорого падения Сорос ожидает и от энергетического сектора. В первом квартале его фонд добавил в портфель put-опционы на секторальный EFT Energy Select Sector SPDR Fund.
Зато в отношении электромобилей Сорос продолжает оставаться полным оптимизма. Еще в конце прошлого года его фонд вложил $1 млрд в компанию Rivian, разрабатывающую электромобили, и стал ее крупнейшим инвестором.
Завод, принадлежащий Rivian, расположен в штате Иллинойс. Однако компания планирует построить еще одну производственную площадку в штате Джорджия, которая должна открыться через два года. После этого Rivian сможет производить до 400 тыс. электромобилей в год. Очевидно, Сорос считает эти планы вполне реальными.
Поскольку в первом квартале этого года в дополнение к уже имеющейся позиции из акций производителя электропикапов его фонд приобретены call-опционы на бумаги Rivian на общую стоимость около $300 млн. В результате на активы, связанные с Rivian, теперь приходится примерно 20% от общего портфеля Soros Fund Management. Хотя последние месяцы акции компании стабильно падают.
В целом фонд Сороса нарастил позиции в 31 активах. Самые крупные доли в портфеле были увеличены в бумагах Cerner, Alphabet и MGM Growth Properties. Пополнился портфель 53 новыми бумагами. Самыми крупными покупками по результатам отчета стали акции разработчика видеоигр Zynga, облачного сервиса Freshworks и производителя электромобилей Lucid.
Тем не менее и портфель этого инвестора полностью отражает особенности текущей ситуации на рынке. Порядка 49% в нем составляют топ-10 активов фонда. Наибольшие доли приходятся на сектора: потребительских циклических товаров (45%), финансовый (17,6%) и телекоммуникаций (13%).
Кэти Вуд с верой в «разрушительные инновации»
Хедж-фонд Кэти Вуд ARK Investment терпит убытки. Ее главная идея инвестирования, основанная на вложениях в «разрушительные инновации», кажется окончательно утратила актуальность. Стоимость портфеля ARK Investment упала с $33 млрд на конец декабря 2021 года до примерно $23 млрд на начало второго квартала 2022 года.
Не лучшим образом складываются дела в фонде и сейчас. За апрель стоимость его активов просела еще на 26%.
Однако, как ни странно, инвесторы ARK не бегут с корабля. Более того, они наоборот несут деньги в фонд. По данным FactSet, за первых четыре месяца этого года в фонд было вложено $658 млн. А только за первую неделю мая ARK получил более $455 млн чистого притока.
Сама же Вуд хоть и признает приближение медвежьего рынка, отступать от своей инвестиционной стратегии не намерена. В прошлом квартале ее фонд сократил доли в 167 акциях и совершил дополнительные покупки 140 акций.
Вот 5 самых заметных новых приобретений ARK в этом году:
- Atlantic Coastal Acquisition Corp — компания-пустышка (SPAC), в которую Вуд вложила $8,43 млн и выкупила 865 068 ее акций. В феврале компания остановила сделку по слиянию с фирмой 3D-печати Essentium, объяснив это общими проблемами в отрасли. И теперь у нее есть время до марта следующего года для поиска нового кандидата для вывода на биржу.
- Shapeways Holdings Inc — компания, занимающаяся 3D-печатью, которая предлагает программные решения для цифрового производства.
- RedHill Biopharma— израильская компания, известная своими препаратами для лечения желудочно-кишечных и инфекционных заболеваний. Фонд Кэти Вуд купил 861 798 ее акций на $2,17 млн.
- Arbe Robotics Ltd производит датчики для транспортных средств. Фонд приобрел 269 401 акцию компании на $1,9 млн.
- Cellebrite DI Ltd израильская компания цифровой разведки. Фонд Кэти Вуд купил 409 584 акций на $2,6 млн.