Почему иностранные инвесторы уходят из Украины

Почему иностранные инвесторы уходят из Украины

С чем связан кризис инвестирования в Украину, с какими проблемами сталкиваются уважаемые международные компании и кто является основным источником этих проблем

Отток инвестиций из экономики Украины в I квартале 2020 года составил $1,6 млрд. Причиной, как ни странно, является не столько карантин, сколько постоянно усиливающееся давление на бизнес со стороны государственных органов.

С чем же связан кризис инвестирования в страну, с какими проблемами сталкиваются уважаемые международные компании и кто является основным источником этих проблем.

Стремительное погружение

Бизнес-климат в Украине стремительно ухудшается. Об этом говорит президент Американской торговой палаты в Украине Энди Гундер: 35% компаний сократили инвестиции в страну за последние полгода.

Согласно опросу Американской торговой палаты, 87% бизнеса ожидают продолжения мощной программы реформ. Это обеспечение верховенства права, прочность правовой и судебной систем, борьба с коррупцией, надлежащая защита прав инвесторов и кредиторов, прекращение олигархических привилегий и монополий.

63% предпринимателей ждут продолжения сотрудничества с МВФ для обеспечения макроэкономической стабильности. 50% ожидают создания экономических стимулов и поощрений для сохранения занятости и привлечения инвестиций.

По словам главы Американской торговой палаты, Украине придется много поработать, чтобы инвесторы захотели сюда прийти и начать бизнес. «Инвестклимат ухудшился. Компаниям, которые работают прозрачно, делают «непристойные предложения» – простыми словами, говорят о том, сколько стоит та или иная услуга, что, конечно же, отпугивает инвесторов», – соглашается исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Совладелец компании «Новая почта» Вячеслав Климов также подтверждает негативные тенденции в отношении инвестиционного климата: «В основном это связано с тем, что в течение последнего года был принят ряд законодательных инициатив, связанных с тотальной фискализацией бизнеса. Это и законы по ФОП (укр. фізична особа-підприємець), и пакет так называемых «фискальных законов», и печально известный закон 466 о КИК (контролируемых иностранных компаниях)».

По его словам, у бизнес-сообщества складывается впечатление, что реальная политика государства в экономической сфере диктуется людьми с фискальным стилем мышления, а не с либеральным. «Это вдвойне настораживает на фоне все чаще звучащих заявлений бизнеса о возвращении коррупции, в частности на таможне и в налоговой», – поясняет предприниматель.

К этому добавляются инициативы, связанные с дополнительной регуляцией. «Все чаще мы слышим от законодателей мнение о необходимости создания какого-то нового регулятора, нового органа государственной власти, который будет наблюдать, регулировать, обеспечивать и т.д.», – говорит он.

Все перечисленные факторы создают ощущение ухудшения бизнес-климата, причем это никоим образом не связано ни с экономической ситуацией в мире, ни с пандемией, подчеркивает совладелец «Новой почты».

Правильной реакцией любого государства, по его мнению, должна быть тотальная либерализация экономических отношений, а не «закручивание гаек» или заливание экономики пустыми деньгами. «А мы сейчас, к сожалению, видим противоположное», – констатирует Климов.

Верховная зрада

Вячеслав Климов уверен: больше всего проблем предпринимателям сегодня своими законодательными инициативами создает Верховная Рада. По его мнению, наихудшие для предпринимателей инициативы исходят от комитета Верховной Рады по налогам и финансам.

Это прежде всего пакет «фискальных законов» и печально известный закон о КИК. «Ярчайшим примером является непринятие в течение уже нескольких лет закона о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Это для меня иллюстрация причин для неприхода сюда капитала. В то время как, например, Эстония и подобные страны являются суперпривлекательными для инвесторов благодаря такой форме налогообложения, – отмечает Климов. – И мы понимаем, что все заводы, которые строятся в той же Эстонии, теоретически могли бы быть у нас. Инвестор просто выбирает более привлекательное предложение. Весь мир сейчас находится в состоянии конкурентной борьбы за инвестора. И мы пока эту борьбу безнадежно проигрываем».

Еще одним вопиющим примером является деятельность нардепа Андрея Холодова, известного крайне одиозными законопроектами и тем, что он является кумом пророссийского политика Виктора Медведчука. Согласно расследованию программы «Схемы», для обеспечения гарантированной доходности розничного сигаретного бизнеса Холодова (журналисты-расследователи утверждают, что он контролирует крупнейшие сети табачных киосков в Киеве – «Т-Киоск» и «А8») нардепы Александр Юрченко и Александр Дубинский внесли поправки к законопроекту о введении единого счета для уплаты налогов и сборов. Этой поправкой на уровне закона была зафиксирована наценка для розничных торговых сетей и оптовиков. По оценкам специалистов, предложенная маржа вдвое превышает рыночный показатель, что бьет по экономике предприятий-производителей.

Самое смешное, что в нарушение всяческих процедур текст правки Александра Юрченко появляется в законопроекте 3 октября, а уже 4 октября парламент принимает документ как закон. Против правки выступило множество депутатов, в частности Антон Яценко.

«Правка, которую внесли, на парламентском сленге называется «паровоз», поскольку она в принципе не соответствует смыслу закона. Она не могла появиться в документе без визы главы комитета Даниила Гетманцева. Кстати, очень интересно спросить господина Гетманцева, как вообще этот «паровозик» появился в теле социального закона, – рассказывал тогда Яценко. – В результате этой правки будет нанесен ущерб инвестиционному климату страны. Очень хотелось бы услышать позицию профильного комитета, что у них там вообще происходит и кто там в теме и в доле».

Вступление в силу закона означало колоссальные убытки для производителей сигарет. А также резкое повышение цен на продукцию с взрывным ростом нелегальной торговли. Некоторые табачные производители остановили выпуск продукции, что привело к потерям государственного бюджета в размере 1,5 млрд грн. В конце концов правка была отменена президентом – он применил право вето.

Любопытно, что идейные вдохновители правки о марже этого не простили, поэтому систематически прибегали к срыву заседаний рабочей группы, созданной для обеспечения стабильности на рынке табачных изделий и поддержания конкурентной среды. Дошло до того, что в июле 2020-го группа народных депутатов (Андрей Холодов, Александр Юрченко, Александр Качура) не дали возможности рассмотреть ни одного вопроса повестки дня, более того, призвали национализировать фабрику компании British American Tobacco, о чем на своей странице в Facebook написала замминистра экономики Светлана Панаиотиди.

«Понятно, что такие призывы к национализации вряд ли поспособствуют инвестиционной привлекательности Украины», – уверен Энди Гундер.

В парламенте сегодня зарегистрировано более десятка законопроектов о табачной индустрии, в которых господин Юрченко выступает соавтором с таким депутатом, как Холодов, и которые вызывают возмущение международных инвесторов.

Климов уверен, что изменить ситуацию можно только одним способом – выражать свою позицию голосованием на парламентских и местных выборах: «Тактически бизнесу необходимо искать инструменты влияния на власть. Прежде всего это объединения бизнесов, которые будут более жестко, а иногда даже агрессивно указывать государству на неприемлемость каких-то его инициатив. Потому что мы во многом оказываемся заложниками либо людей мыслящих фискально, либо просто некомпетентных людей, которые легко становятся инструментами в руках коррумпированных чиновников или представителей монопольного капитала».

Правительство проблем

Непрозрачность принятия решений присуща и Кабинету министров. Приведем два примера. Первый из них – принятие сначала распоряжения, а затем постановления Кабмина о пилотном проекте «Национальный оператор на рынке табачных изделий».

В начале сентября на заседание правительства без предварительного включения в повестку дня был вынесен проект распоряжения о создании «национального оператора» на рынке табачных изделий. Наверное, у правительства не было большого желания проводить публичный анализ последствий принятия такого решения, поэтому во избежание публичного обсуждения документ рассматривался как проект акта в разделе «Распоряжения КМУ». Уже после заседания КМУ этот документ был опубликован, но не как распоряжение, а как постановление.

Крупнейшие производители табачных изделий заявили, что правительство не проводило никаких консультаций с индустрией перед принятием решения. Более того, формулировки постановления настолько не выверены, что выполнять его предписания, не нарушая законодательство Украины, невозможно.

«Многих производителей беспокоит, почему такие радикальные изменения на рынке внедряются подзаконным нормативным актом, а не законом. Также странно, почему Антимонопольный комитет Украины пассивно наблюдает за таким нормотворчеством», – говорит эксперт компании CASE Ukraine Владимир Дубровский.

Примечательно, что решение было принято, несмотря на наличие подписанного в декабре 2019 года меморандума о намерениях для обеспечения стабильности на рынке табачных изделий, в котором правительство обязалось прибегать к консультациям с индустрией.

Теперь нам известно, что несколько производителей обращаются к правительству, министерствам и ведомствам с тем, чтобы выяснить обстоятельства принятия постановления и порядок его применения. По словам представителей производителей, сотрудники профильных ведомств сами не могут объяснить, как применять постановление на практике. Оптовики, которые сейчас оперируют в некоторых регионах, объявили о планах судебного обжалования постановления.

Аналогичные проблемы появились и у ряда других компаний. В частности, от строительства завода отказалась австрийская компания Head, которая столкнулась с нарушениями обещаний Кабмина, что сделало проект непривлекательным для инвестиций.

Еще один пример: из-за невыполнения правительством своих обязательств перед инвесторами в развитие «зеленой» генерации турецкий инвестор Guris также решил отказаться от проекта.

Главной проблемой является задержка оплаты со стороны энергорынка компаниям, работающим по «зеленому» тарифу. Представитель компании Guris в Украине Лоик Лерминьо заявил, что в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным с правительством, он согласился на снижение «зеленого» тарифа и рассчитывает, что государство также выполнит свои обязательства по выплатам «зеленым» и погашению задолженности перед ними.

По его словам, Министерство финансов не заинтересовано рассматривать вопрос о выпуске ОВГЗ для погашения долгов перед инвесторами в «зеленую» энергетику, поэтому в такой ситуации компания вынуждена будет обратиться в международный арбитраж.

Ведущие ассоциации производителей возобновляемой энергии написали письмо премьер-министру Денису Шмыгалю, в котором сообщили, что правительство нарушает Меморандум о взаимопонимании и не выполняет обязательства по погашению долгов. Кроме того, они заявили, что большинство инвесторов в возобновляемую энергетику Украины с ноября 2020 года ускорят подготовку к международным арбитражам против правительства Украины из-за давления банков, которые требуют своевременных расчетов за предоставленные кредиты.

«Фактически по вине правительства Украина лишится множества инвесторов, которые готовы были построить производства в стране и инвестировать деньги в создание новых рабочих мест», – делает вывод Дубровский.

Все скопом

Не меньше Верховной Рады и правительства инвесторам мешают и другие органы государственной власти. Как рассказал предприниматель Сергей Лищина (совладелец завода минеральной ваты Izovat и концерна «Украинские лесопильни»), активное развитие отрасли всерьез тормозит Государственная архитектурно-строительная инспекция.

«Из-за неэффективной работы этого органа заморожено множество строительных проектов, в том числе в Киеве. Я думаю, что в масштабах государства деятельность ГАСИ сегодня ущербна. Мы можем потерять до 1,5% нашего ВВП только из-за того, что кому-то приспичило реформировать эту структуру», – говорит Лищина.

И приводит еще один пример. Он строит завод стекловаты (это один из видов теплоизоляционных материалов), но работы уже пару месяцев как тормозятся по одной простой причине: «Украэрорух» должен дать разрешение, потому что завод расположен в зоне Житомирского аэропорта. «Мы теряем время. Простаивают рабочие, простаивают проектанты», – сетует бизнесмен.

Не отстает от ГАСИ и Антимонопольный комитет. Один из наиболее резонансных антимонопольных кейсов этого года — «табачное дело». В конце 2019 года участники табачной отрасли получили рекордный штраф в размере 6,5 млрд грн. Фигуранты уже обжаловали решение АМКУ в судебном порядке, не исключая в перспективе обращения в международные арбитражи с исками уже к государству Украина.

Суть дела такова. В конце 2010 года компания «Мегаполис», которая сейчас известна как «ТЕДИС Украина», обратилась в АМКУ за получением первого разрешения на концентрацию в связи с покупкой еще одного дистрибьютора табачных изделий. Только в конце 2019 года в ходе подготовительной работы по обжалованию решения АМКУ о наложении штрафа табачные компании с удивлением для себя узнали весь масштаб происходивших в 2011-2012 годах событий.

Оказалось, что АМКУ в пользу «ТЕДИС Украина» было выдано 17 разрешений на концентрацию и приобретение 19 наиболее крупных на то время дистрибьюторов и несколько разрешений на согласованные действия, ограничивавшие бывших дистрибьюторов в возвращении на рынок.

Часть дистрибьюторов, с которыми работали табачники, письменно информировали их о том, что они досрочно выходят из бизнеса. Все их активы перешли к «ТЕДИС Украина». Получив все необходимые разрешения со стороны АМКУ, компания стремительно наращивала свою долю на рынке, достигнув практически 100% к 2013 году.

В октябре 2019 года АМКУ выносит решение, из которого следуют два основных обвинения: во-первых, что производители табачных изделий якобы «бездействовали» и виноваты в том, что «ТЕДИС Украина» смогла монополизировать рынок; а во-вторых, что, утвердив политику отбора дистрибьюторов (которую санкционировал АМКУ), производители создали барьеры для вхождения на рынок потенциальных дистрибьюторов.

При этом в самом решении применен довольно спорный подход. Из него следует, что не АМКУ своими решениями разрешил «ТЕДИС Украина» сконцентрировать 100% рынка, а наоборот, производители табачных изделий своим «бездействием» позволили «ТЕДИС Украина» стать монополистом на рынке. Как АМКУ при этом рассчитывал штрафные санкции, остается не ясным.

Отдельная тема – это беспрецедентное давление со стороны АМКУ на участников рынка. Как только участники дела подали иски об отмене решения комитета, то есть когда дело еще даже не было рассмотрено по сути, комитет вышел со встречным иском с требованиями к компаниям уплатить штраф. В качестве обеспечения иска комитет просил наложить арест на счета компаний на суму штрафа, что могло бы парализовать их операционную деятельность.

Две табачные компании уже инициировали начало процесса международного инвестиционного арбитража против государства Украина за нарушение соглашений о защите инвестиций.

«Придет ли в Украину новый иностранный инвестор, узнав о том, что крупнейшие иностранные инвесторы, работающие в стране с начала 90-х годов прошлого века, крупнейшие налогоплательщики судятся с государством, которое решило наказать компании за свои собственные недоработки, – говорит Дубровский. – Очевидно, что с таким подходом у Украины нет никаких шансов улучшить инвестклимат».

Именно по изложенным выше причинам инвесторы и предпочитают сидеть в более стабильных юрисдикциях и ценных бумагах из этих юрисдикций, отмечает управляющий партнер Baker Tilly Ukraine Александр Почкун.

«У нас пока все очень плохо. Верховная Рада, как видим, принимает неадекватные законы. Решения правительства и АМКУ также сомнительны. Если к этому добавить суды, которые выносят одиозные решения за взятки, проблемы с возмещением НДС и постоянно меняющиеся правила игры, то становится понятно, что в нынешних условиях мы никогда не добьемся инвестиций», – подчеркивает Почкун.

Читайте также