Перед тем как метод бережливого стартапа (Lean startup) стал популярен, бытовал устоявшийся стереотип, что первое, что должен сделать учредитель, – это составить бизнес-план – статистический документ, описывающий масштабы возможностей, проблемы, которые необходимо решить, и решение, которое предоставит новое предприятие. Как правило, он включает в себя пятилетний прогноз по доходам, прибыли и денежному потоку. По существу, бизнес-план является исследованием, написанным в одиночестве за столом еще перед тем, как предприниматель начал создавать свой продукт. Предполагается, что возможно вычислить большинство подводных камней бизнеса, прежде чем собрать деньги и фактически реализовать эту идею.
После того, как предприниматель с убедительным бизнес-планом получает деньги от инвесторов, он начинает разрабатывать продукт в аналогичном изолированном стиле. Разработчики вкладывают тысячи человеко-часов для его подготовки к запуску, лишь с небольшим вмешательством потребителя или вообще без его участия. Только после создания и запуска продукта предприятие получает существенную обратную связь от клиентов – когда делает попытку продать продукт. И слишком часто, после нескольких месяцев или даже лет разработок, предприниматели узнают на собственном горьком опыте, что клиенты не нуждаются или не хотят большинство функций их продукта.
Спустя десятилетия наблюдений за тем, как тысячи стартапов следуют одному и тому же сценарию, мы осознали, по меньшей мере, три вещи, которые легли в основу методологии Lean startup:
- Бизнес планы редко выживают после первой встречи с потребителем. Боксер Майк Тайсон однажды так сказал о предматчевых стратегиях своих оппонентов: «У каждого есть план, пока он не получил удар в челюсть».
- Никому, кроме венчурных компаний и распавшегося Советского Союза не нужны пятилетние планы, предсказывающие полную неизвестность. Эти планы, как правило, фикция, и воплощение их в жизнь — это почти всегда пустая трата времени.
- Стартапы — это не уменьшенная версия крупных компаний. Они не развиваются в соответствии с генеральным планом. Те, кто в конечном итоге преуспеет, быстро переходят от одной неудачи к другой, при этом адаптируют, заново пересматривают и улучшают свои первоначальные идеи, потому что они постоянно чему-нибудь учатся у своих потребителей.
Пока существующие компании реализовывают бизнес-модель, стартапы ищут свою. Данное различие лежит в основе подхода бережливого стартапа (Lean startup). Оно формирует термин «бережливый» стартап: временная организация, предназначенная для поиска повторяющейся и масштабируемой бизнес-модели.
Три ключевых принципа Lean startup (бережливого стартапа)
Во-первых, вместо того, чтобы тратить месяцы на планирование и исследование, предприниматели признают, что все, что у них есть на сегодняшний день – это серия непроверенных гипотез, в основном, хороших догадок. Поэтому вместо написания сложных бизнес планов, предприниматели обобщают свои гипотезы в рамках так называемой канвы бизнес-модели. По существу, это схематическое изображение того, как компания создает ценность для себя и своих клиентов.
Во-вторых, для проверки своих гипотез бережливые стартапы применяют подход — «выйди за пределы офиса», называемый развитием клиентов. Они выходят и просят своих потенциальных пользователей, покупателей и партнеров дать обратную связь относительно всех элементов бизнес-модели, включая характеристики продукта, цены, каналы сбыта и доступные стратегии по привлечению потребителей. Упор делается на смекалку и скорость: Новые предприятия быстро создают минимальные жизнеспособные продукты и сразу же собирают обратную связь от потребителей. Затем, учитывая замечания потребителей для пересмотра своих предположений, они начинают цикл заново, тестируя измененный вариант и внося небольшие корректировки (итерации), либо более значимые (разворотные) корректировки к тем идеям, которые не работают.
В-третьих, бережливые стартапы практикуют то, что называется гибкой разработкой, которая была впервые применена при разработке программного обеспечения. Гибкая разработка работает рука об руку с развитием клиентов. В отличие от типичных годовых циклов разработки продукта, которые предполагают наличие знаний о проблемах клиентов и потребностях продукта, гибкая разработка исключает потерю времени и ресурсов путем повторной и пошаговой разработки продукта. Это процесс, при котором стартапы создают минимальные жизнеспособные продукты, которые они затем тестируют.