Так называемые гражданские технологии, civic tech, являются новой сферой не только для Украины, но и для соседних с ней стран. На прошедшем недавно форуме Civic Tech Summit 2018 развитию этого сектора в регионе была посвящена одна из панелей – CEE as a streamline for civic tech - Центральная и Восточная Европа как передняя линия гражданских технологий. Название отражает основную идею панели – гражданские технологии пока только начинают проникать в страны Центральной и Восточной Европы и регион является своего рода фронтиром продвижения этой сферы, которая пока лишь в малой степени оказывает влияние на общественную жизнь.
Тем не менее, влияние это неизбежно будет расти. «В 2018 году вы не можете оказывать никакого влияния без технологий», - отмечают организаторы Civic Tech Summit 2018, команда 1991 Open Data Incubator. Лучший способ способствовать росту влияния идей на общественное благо – технологии, подкрепленные государственными данными.
В обсуждении возможностей и вызовов, связанных с проникновением гражданских технологий участвовали представители правительственных структур, неправительственных организаций, стартапов и коммерческих компаний. Такого рода дискуссия прошла впервые в Восточной Европе.
О работе 1991 Open Data Incubator, который уже превратился в общеукраинcкий хаб гражданских технологий, рассказала его исполнительный директор Евгения Клепа.
«За почти три года деятельности 1991 Open Data Incubator мы работали с более чем сотней локальных civic tech стартапов, помогли привлечь более миллиона долларов», - подчеркнула она. За время работы команда 1991 Open Data Incubator накопила большой и уникальный для Украины опыт в совершенно новой для нашей страны области. Евгения Клепа считает, что уже сейчас можно говорить о том, что гражданские технологии в Украине имеют большое будущее.
«В Украине сейчас есть все условия для того, чтобы развивать экосистему гражданских технологий, и задачей нашей организации является укрепление и ускорение процессов роста этого сектора путем специализированных инкубационных программ», - сказала она.
Разумеется, как и во всякой новой сфере, возникают сложности, но они же являются и возможностями развития.
«Что касается вызовов, можно озвучить два момента. Первое - мы все еще находимся на той стадии, когда далеко не все знают и понимают понятие сivic tech. Даже сами стартапы, развивая продукт, порой не осознают, что это и есть гражданские технологии.
Вторым локальным вызовом в развитии сферы civic tech является то, что многие компании не пользуются возможностью делиться своими данными со стартапами или государством. А именно такая коллаборация - бизнеса, государства и стартапов - являются почвой для создания инициатив с высоким социальным влиянием», - сказала Евгения Клепа.
Активист сivic tech Дмитрий Романовский рассказал о своем видении civic tech в Центральной и Восточной Европе, а также постсоветском пространстве и поделился своим опытом. Сложно говорить о регионе в целом, каждая страна имеет свои вызовы и особенности, подчеркнул он.
«Civic tech проекты являются прекрасным индикатором проблем в обществе. Стоит посмотреть, в какой сфере на данном этапе больше всего инициатив в конкретной стране - и именно она, вероятнее всего будет слабым местом.
К примеру, по причине низкого уровня проникновения интернета и достаточно жесткого контроля со стороны государства главным вызовом для активистов из стран Центральной Азии является поиск инструментов для привлечения широкой аудитории. В этих странах любая активность civic tech достаточно сложна. Так же обстоят дела в Азербайджане – из-за жесткого контроля государства основные инициативы civic tech, имеющие отношение к стране, реализуются за ее пределами», - сказал активист.
Отдельный пласт инициатив гражданских технологий сейчас развивается в сфере экологии и тем, связанных с окружающей средой.
«Такие инициативы могут быть применены в любой стране. Это также сфера, в которой много манипуляций, например, в отношении загрязнения воздуха. Правительства говорят, что у них все в порядке и загрязнения нет, а активисты проводят измерения и показывают данные, и обнаруживается расхождение между той картиной, которую они получают, и официальными докладами», - сказал Дмитрий Романовский.
Представитель civic tech Грузии, организатор Tbilisi Data Fest, Нино Мачарашвили поделилась своими наблюдениями о развитии этой новой сферы в своей стране и в регионе в целом.
«Особенности развития гражданских инициатив в Грузии продиктованы тем, что мы - небольшая страна. С одной стороны, нам проще тестировать решения и продвигать реформы. Но, когда проект доходит до той стадии, когда не помешала бы монетизация или расширение охвата, грузинским активистам приходится сложно и из-за того, что страна маленькая, и из-за того, что уровень проникновения интернета вне столицы низкий», - сказала она.
В Грузии создается много инструментов гражданских технологий, но остается проблема отсутствия полноценного коммьюнити, массы активистов, которые бы использовали эти инструменты.
Недостаточно, чтобы были только инструменты, только данные государства или только коммьюнити, которое могло бы их использовать – нужно, чтобы была комбинация этих трех факторов
«Также хочется акцентировать на том, что сам только факт наличия решения не определяет его влияние. Для того чтобы изменения происходили на самом деле, критично важным фактором является наличие активного сообщества, которое будет использовать эти инструменты для улучшения качества своей жизни и усовершенствования процессов в своей стране», - сказала она.
«Нельзя рассматривать регион Центральной и Восточной Европы как некий однообразный организм. У каждой страны свои вызовы и особенности, также на развитие civic tech влияет и размер страны. Каждая страна уникальна и нуждается в особом подходе», - подчеркнула Нино Мачарашвили.
Участники дискуссии также говорили о взаимодействии государства, инициатив сivic tech, бизнеса и общества.
«Главное задание активистов civic tech - разрушать взаимные стереотипы между государственным и частным сектором. Государство должно понять, что стартапы обладают теми мощностями, которые мощностями, которые помогут решить технологические задачи. А ИТ-сектор нужно мотивировать работать с государством, объяснять, что такое партнерство может быть надежным и продуктивным», - сказала представитель GovTech Polska (Польша) Юстина Орловская.
«Чтобы изменить парадигму кооперации бизнеса, общества и государства, инициатива должна идти со всех сторон, и стороны должны доверять друг другу. Государство должно больше выступать как заказчик, а компании - активнее привлекаться к разработке решений национального значения», - заявила Мари Педак, представитель E-Governance Academy (Эстония).