Звездные инвестиции: как заработать на космосе?

Звездные инвестиции: как заработать на космосе?

Из-за пандемии коронавируса многим бизнесам пришлось затянуть пояса, однако это не касается аэрокосмической отрасли

Космическая отрасль в последнее время выглядит многообещающе.

30 мая 2020 года, в 22:22 по киевскому времени ракета Falcon 9 успешно отправила в космос корабль Dragon Crew компании SpaceX Илона Маска c двумя астронавтами на борту – Робертом Бенкеном и Дугласом Херли; как и планировалось Crew Dragon спустя 19 часов успешно состыковался с МКС (международной космической станцией). Ранее китайский аппарат Change-4 совершил посадку на Луне, американский зонд New Horizons достиг самого удаленного объекта, к которому когда-либо летал созданный человеком аппарат.

Что же касается частных проектов за пределами контрактов NASA и космических агентств других стран, в 2019 году один из самых амбициозных проектов по созданию космического отеля, разрабатываемый компанией Orion Span, оказался на грани выживания, не вызвав интереса со стороны инвесторов. Предполагалось создание на орбите полноценной туристической станции: жилой модуль на 160 кубических метров — примерно шестая часть того, что доступно на МКС, — мог стать временным домом для шести человек.

Койко-место в таком отеле обошлось бы в $9,5 млн, а первых посетителей поднять на орбиту стартаперы обещали уже в 2022 году. Orion Span сумела «поднять» лишь $230 000 из запрошенных $2 млн. Это свидетельствует либо о неграмотной политике по привлечению инвестиций, либо об отсутствии интереса к подобным проектам. Перестали ли инвесторы интересоваться космосом? Ответ на этот вопрос дает исследование компании Seraphim Capital.

Звездные инвестиции: как заработать на космосе?

Crew Dragon пристыкуется к МКС

С 2014 года началось интенсивное финансирование космоса частными инвесторами: на последние пять лет приходится две трети всех инвестиций в космос. Как свидетельствуют данные Seraphim Capital, сегодня инвестиции в космическую отрасль в целом растут, но далеко не во всех сферах, где возникают новые проекты.

Венчурные капиталисты инвестировали рекордные $5,8 млрд в 178 коммерческие космические стартапы по всему миру в 2019 году, что на 38% больше по сравнению с предыдущим годом. Только на 2 проекта Blue Origin и SpaceX пришлось около 41% инвестиций, которые были перенаправлены на космические предприятия в Китае и Великобритании.

Соучредитель Amazon Джефф Безос инвестировал в свою компанию около $1,4 млрд, увеличив капитал путем продажи своих акций Amazon. SpaceX Элона Маска не отставал - компания привлекла чуть более $1 млрд в 2019 году в сериях J, K и L,Ю при этом оценка компании превысила $33 млрд. По оценкам финансовых аналитиков прогнозируемая стоимость компании SpaceX составит $57 млрд в 2020 году, и достигнет $147 млрд к 2025 году. Потенциальная доходность к 2021 году (планируемая дата IPO) составит более 100%.

Фирма спутникового интернета OneWeb также привлекла более 1 миллиарда долларов, во главе с Softbank Group и Grupo Salinas.

По оценкам финансовых аналитиков прогнозируемая стоимость компании SpaceX составит $57 млрд в 2020 году, и достигнет $147 млрд к 2025 году. Потенциальная доходность к 2021 году (планируемая дата IPO) составит более 100%.

Интересной тенденцией являются малые носители, создаваемые Rocket Lab и другими компаниями. Они привлекают инвесторов возможностью запуска малых спутников с помощью дешевых и быстрых в сборке ракет с относительно небольшой подъемной силой. Вторая по привлекательности область — производство космических аппаратов и обеспечение их деятельности.

Данные показывают, что услуги запусков ракет и спутникостроения от остальных космических проектов отделяет пропасть. В указанные две категории привлекали средства более 75% компаний. Остальные нашли привлекательными секторы медиа и образования, логистики, производства, исследований и т. д.

При этом, по подсчетам Seraphim, даже к компаниям, анализирующим спутниковые снимки или другую полученную с орбиты информацию, интерес инвесторов уже остыл — с $410 млн в 2017-м до $275 млн в 2018 году. Пока не видно, кто может повторить успех в привлечении средств картографического сервиса Mapbox — он собрал $164 млн в 2017 году.

Говорить о хотя бы сопоставимых объемах инвестиций не приходится: число инвесторов, заинтересованных в развитии «менее популярных» отраслей космической сферы, соответствует объемам вложений. Они были и остаются крайне малыми. Так, 77 компаний, занимающихся запусками (как наземными, так и с самолетов), с 1983 года привлекли $8,6 млрд. На создание спутников и соответствующие услуги (телекоммуникация, дистанционное зондирование) приходится $8,3 млрд, привлеченных 250 компаниями. На остальных приходится около $1 млрд инвестиций за все время.

Объяснение простое — инвесторы вкладывают в наиболее понятные и надежные проекты. Нечто «прорывное» и «революционное» вполне может оставаться недофинансированным и, следовательно, не дождаться своей минуты славы.

Именно одним из таких проектов и стал космический отель Orion Span — потенциальные прибыли не покрывают риски неудачи для инвесторов, в результате чего проект оказывается на грани исчезновения.

Но если венчурный фонд или частный инвестор ограничены в своем видении будущего финансовыми соображениями, то другая категория заинтересованных в космосе — государства — могут позволить себе риск.

Государство изначально стояло за покорением космоса. И в СССР, и в космической программе США бремя покорения космоса ложилось на бюджет страны и результаты космических побед использовались в том числе и для демонстрации силы или пропаганды.

Начало XXI века ознаменовалось расцветом «частников» —  космический туризм, запуски компаний SpaceX и ее конкурентов, готовые сэкономить деньги NASA. Но кардинального изменения ситуации пока не произошло. Несмотря на оптимизм главы SpaceX Илона Маска, межпланетные миссии по-прежнему остаются прерогативой государства.

Как отмечал астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон, именно государство является локомотивом отрасли, за которым впоследствии уже на более безопасных условиях идет бизнес. «Государства делают все первыми, позволяя частным компаниям учиться, что делать, а что — нет», — отметил ученый, добавив, что, по его мнению, именно государство должно брать на себя ответственность за рискованные и дорогие проекты.

Опыт освоения человечеством новых рубежей — например, колонизации европейцами Нового Света — показывает, что именно государство способно брать на себя риски, в том числе и за жизни будущих космонавтов. Смогла бы Space X пережить катастрофу с человеческими жертвами, как это было с NASA? Кто помнит имя первого космического туриста? И главное, сможет ли запуск первого отеля на орбите сравниться с новостью об открытии внеземной формы жизни?

Ответ на эти вопросы очевиден. Очевидно и то, что главные прорывы совершались и, вероятно, будет совершаться под звуки гимна того или иного государства. И лишь затем, спустя некоторое время торжественные аккорды сменятся звоном монет.

Какие космические компании стоит рассмотреть в качестве инвестирования помимо SpaceX?

Virgin Galactic

28 октября 2019 года на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) началась торговля акциями космической компании британского предпринимателя Ричарда Брэнсона – Virgin Galactic. В результате она стала первой публической коммерческой космической компанией.

Во время коронавируса предприятие потеряло около 77% стоимости своих акций, однако быстро начало восстановления. В частности, в период с 20 марта по 20 мая ценные бумаги подорожали на 55%. За аналогичный период индекс S&P 500 вырос всего на 29%.

Толкают акции вверх далеко идущие планы компании: до конца 2020 года планирует осуществить первый в мире туристический суборбитальный полет.

Корабль Virgin Galactic VSS Unity с шестью туристами на борту будет поднят самолетом-носителем на высоту около 15 км, затем отделится от него и на своих двигателях поднимется до 80 километров или чуть выше, где теоретически начинается "космос". Затем предусмотрена посадка VSS Unity на аэродром уже на собственных крыльях.

Фирма входит в состав холдинга Virgin Group, который основал миллиардер Ричард Брэнсон. Деятельность компании сосредоточена на запуске искусственных спутников. В течение длительного времени Virgin Galactic продает билеты на частные туристические полеты. Как известно, первыми в космос будут отправлены 600 человек. Они уже даже оплатили полную стоимость билета, размер которой 250 000 долларов. Интересно, что среди первых космических туристов являются известные голливудские звезды и знаменитые поп-исполнители. Речь идет о Леонардо ди Каприо и певце Джастине Бибере.

Airbus Group

Компания упала в цене на 65% во время кризиса и еще не начала "ралли" вверх. Сейчас цены находятся в диапазоне 50-62 долларов. Однако аналитики Reuters по консенсус-прогнозам сходятся в целевой цене в 79-81 доллара, что на 38% выше текущей цены.

Триггером выживания компании во время кризиса станет именно государственная поддержка. Например, Airfrance обязана покупать самолеты только в Airbus.

General Dynamics

Значительную роль в бизнесе компании играет разработка и производство мощных информационных систем, применяемых для управления вооруженными силами США. Среди них: система управления межконтинентальными ракетами (МХ); системы телекоммуникационного наблюдения и обработки данных спутниковой разведки (SAPS); модульные комплексы трансляции, распознавания и обработки сигналов (MASP); мультиресурсные системы информационного обеспечения (GDMX) и др.

Кроме этого, General Dynamics на протяжении длительного времени работала совместно с NASA над созданием, эксплуатацией и совершенствованием автоматизированной системы пуска, контроля и орбитальной коррекции космических спутников (TDRSS).

Сегодня акции компании котируются по цене 150 долларов. Ожидания аналитиков сходятся на цене в будущем в 167-168 долларов, по данным Reuters. Такой прирост цены обеспечит инвесторам доходность в 12%.

Thales Group

Это международная промышленная группа, которая производит информационные системы для авиакосмического, военного и морского применения. Она занимает третье место в мире по производству бортовых РЛС (радиолокационная станция) и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Кроме этого, компания производит значительную часть компонентов БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) для военной авиации. Через фирму Elettronica (в которой Thales имеет 33% акций) осуществляется поставка электроники для истребителя Eurofighter и вертолета NH90.

Компания была основана в 1892 году. Главный офис находится в городе Нейи-сюр-Сен под Парижем. Компания имеет офисы в более чем 50 странах, а штат сотрудников насчитывает около 68 000 человек.

Цена акций компании находится на уровне 70 евро, с прогнозом роста стоимости до 87-88 евро, по данным аналитиков Reuters. Такой прирост обеспечит доходность инвесторам на уровне 25%.

Что касается стартапов в секторе space tech, стоит обратить внимание на следующие проекты:

1. Relativity Space

Привлечено VC инвестциий: $185.7 Million
Дата основания: 2016
Раунд финансирования: Series C

2. MoonExpress

Привлечено VC инвестциий: $65.5 Million
Дата основания:2010

3. Rocket Labs

Привлечено VC инвестциий: $215 Million
Дата основания:2006
Раунд финансирования: Series E

4. Kymeta

Привлечено VC инвестциий: $217.6M
Дата основания:2012
Раунд финансирования: Series E

5. Accion System

Привлечено VC инвестциий: $26.5 Million
Дата основания:2014
Раунд финансирования: Series B

Инфографика экосистемы - Space Tech 2020

Space Tech 2020

Читайте также