А ваш стартап стоит миллиард долларов?
Во сколько вы оцениваете свой бизнес в текущий момент?
Меня часто спрашивают, как объяснить успех отдельных бизнесов и стартапов? Почему, например, в США ежегодно "рождается" в разы больше "единорогов", чем в любой другой стране мира?
Приведу цифры. В 2019 году 72 из 127-ми новых "единорогов" – резиденты США. В 2020-м мировой клуб "единорогов" пополнили уже семь новых компаний. Три из них – американские. И, к сожалению, ни одной украинской ...
Чем это обусловлено? Вы когда-нибудь задумывались? Что есть такого у американцев, чего нет у нас? Вы можете сказать, в чем заключается принципиальное отличие между украинским и американским предпринимателем?
Я много об этом думал, и однажды с удовольствием подискутировал на эту тему с одним из профессоров бизнес-школы в Беркли, куда мы с командой UFuture ездили учиться. Он подтвердил мои догадки: мы, постсоветские люди, в большинстве своем остаемся невеждами в вопросах предпринимательства. Мы до конца не знаем, что такое бизнес, что такое риски. Как следствие, переоцениваем свои возможности. Хотим "все и сразу", а потому неоправданно рискуем: пан или пропал. Некоторые из-за чрезмерной уверенности в успехе своего проекта закладывают все имущество – квартиры, машины, – и все теряют.
Мой собеседник сказал следующее: "Вы, славяне, удивительные люди. У вас любой стартап, что бы вы ни начинали, сразу оценивается в миллиард долларов. Причем вы хотите не просто продать его за миллиард, а так продать, чтобы у вас после этого еще остался контрольный пакет. А когда вам предлагают для развития $ 20 тысяч в обмен на долю в компании, вас это не устраивает.
Мы, американцы, вообще не так думаем. Для нас бизнес – это, прежде всего, способ заработать деньги. Поэтому на старте бизнеса мы его оцениваем в, допустим, $ 100 тысяч. Далее продаем 20% акций, получив за них $ 20 тысяч. На эту двадцатку дорабатываем продукт, и вскоре он уже стоит миллион долларов. Затем мы продаем еще 20%. В итоге, через пять лет, у владельцев остается по 10%. А стартап (в случае успеха) стоит уже миллиард долларов. При этом мы своими деньгами не рискуем, а если "пролетаем" – начинаем процесс "с нуля", но уже с учетом наших новых знаний. И в конечном итоге из этого миллиарда получаем 10% – $ 100 миллионов».
Это американская модель. Они работают последовательно, трезво оценивают возможности и активы. При этом, продавая по 20% акций постепенно, на каждом этапе развития стартапа они привлекают не просто инвестиции, но и партнеров с новыми знаниями и опытом, за счет которых растет и сам проект.
Американцы не привязываются к бизнесу так, как мы: не хотят любыми путями удержать управления компанией. Им проще ее продать.
А наши бизнесмены так не хотят: они всегда уверены, что у них просто суперидея. Такой супер-пупер стартап, который неизбежно приведет к успеху, с инвестициями или без них. Украинцы не хотят даже на начальном этапе запускать инвестора в проект за "жалкие" $ 20 тысяч, ведь считают, что он стоит гораздо больше. Но он столько не стоит. Это так не работает.
Знаете, какая судьба подобных стартапов? Через несколько лет они остаются все там же, и все с теми же бюджетами. Просто стоят на месте. При этом технология, на которой был основан их стартап, начинает потихоньку умирать, потому что она была актуальной 5 лет назад.
Мы часто переоцениваем свои возможности. И это наша главная ошибка.