Во сколько вы оцениваете долю "Kormotech" в Украине на рынке кормов для домашних животных? Каких показателей вы планируете достичь по итогам 2018 года?
По объемам реализации, в конце 2017 доля "Кормотех" на украинском рынке составила 36,2%. Из них 31,5% имели наши бренды, и еще 4,7% - продукция, которую мы производим под private label.
В третьем квартале этого года мы были вынуждены полностью приостановить работу завода на одну неделю для установки нового оборудования. И еще две - работать в тестовом режиме для полной настройки и запуска обновленной производственной линии. Эта модернизация позволяет увеличить наши мощности в следующем году, но несколько сократила возможности производства сейчас. Поэтому к концу 2018-го рассчитываем удержать такую же позицию, как и в прошлом году, или немного уступить (не более 1% доли рынка).
В следующем году мы планируем вернуть себе долю рынка, которую имели в начале 2018-го, и сохранить ее до конца 2019 года. А в ближайшие три года стремимся увеличить ее на 2-3%.
Сколько у компании составили продажи кормов в первом полугодии-2018? Какие ожидания на конец года?
Продажи за первое полугодие, по сравнению с тем же периодом 2017 года выросли на 31,1%. Мы намерены нарастить продажи кормов в 2018 году на 21,8% по сравнению с прошлым годом. Мы реализовали в 2017 году 31,5 тонн продукции, выручка составила 1 млрд грн.
Какие сейчас у "Kormotech" производственные мощности по сухим и влажным кормам? Насколько они загружены?
Производство загружено фактически на 100%. Спрос постоянно растет, и мы планируем увеличить годовую мощность до 30 тыс. тонн сухих и 16 тыс. тонн влажных рационов уже до конца этого года. Сейчас это 28 тыс. тонн сухих и 11 тыс. тонн влажных кормов. Чтобы лучше представить количество, то это 70 млн 400-граммовых пачек сухого и 110 млн 100-граммовых пакетов влажного питания.
Для изготовления нашей продукции мы используем около 30% импортного сырья. Остальных поставщиков удалось найти в Украине. Однако это непросто. Для нас важно, чтобы все сырье соответствовало международным стандартам. Отечественный рынок медленно развивается. Однако почти треть сырья мы до сих пор закупаем за рубежом.
В 2019-м продолжим наращивать объемы производства. Новое производство в Литве позволит производить еще 20 тыс. тонн влажных рационов ежегодно. Этот шаг компания реализует в рамках дальнейшей экспансии на мировом рынке. В частности, мы планируем увеличивать присутствие на европейских, скандинавских и рынках Америки.
Где будете реализовывать продукцию, произведенную в Литве?
Прежде всего, отгружать в страны, граничащие с Литвой. Место для нового завода мы выбирали стратегически, потому что в наших планах на ближайшие годы - начало сотрудничества с нордическими странами.
В Литве, в городе Кедайняе, мы будем производить корма тех же позиций, что и в Украине, потому, что работать будем по аналогичным технологиям и требованиям к сырью. Поэтому при необходимости мы сможем из Литвы отправлять заказ в любую страну, с которой уже работаем или будем работать.
Расскажите нам о своих планах экспансии на мировом рынке. Какую долю вы рассчитываете занять?
Долю на мировом рынке спрогнозировать пока сложно. Сейчас Kormotech экспортирует продукцию в 17 стран: Францию, Эстонию, Нидерланды, Словению, Польшу, Литву, Латвию, Грузию, Азербайджан, Беларусь, Словакию, Молдову, Румынию, Болгарию, Узбекистан, Туркменистан, Армению. Однако уверенно идем к тому, чтобы войти в топ-50 производителей кормов для домашних животных в мире. Доля экспорта от общего объема продаж в первом полугодии 2018-го составила 12%, планируем, что к 2023 году доля экспортных продаж вырастит до 50%.
Какие новые экспортные рынки вы открыли в 2018 году?
Нашими нынешними победами стали разрешение на экспорт в США и заключение соглашения с Чили. Первые отгрузки кормов в новые страны планируем сделать еще в этом году. К концу октября рационы от "Кормотех" попадут в США, а к концу ноября - в Чили.
Расскажите о своих стратегических планах на три года?
Главными приоритетами для нас являются экспансия на экспортные рынки, укрепление наших позиций в Украине, а также открытие мощностей в Евросоюзе. По состоянию на конец 2017 года компания имела 36% и 21% отечественного рынка в тонах и деньгах соответственно.
Сколько было инвестировано в компанию за последние пять лет? Во что сейчас инвестируете?
Наша компания была основана в 2003 году, тогда мы вложили $15 млн собственных и одолженных у банков средств в строительство двух заводов во Львовской области. За последние пять лет мы инвестировали порядка 160 млн грн в увеличение производственных мощностей "Кормотех" и построение наших брендов питания для кошек и собак. Мы имеем собственный центр инноваций и исследований - R&D отдел. Специалисты отдела ищут новые интересные решения в области Pet Care, налаживают процесс создания и вывода новых продуктов и занимаются обучением нутрициологов - до сих пор в Украине таких специалистов не было.
Самым масштабным проектом на ближайшие годы станет завод в Литве. Объем инвестиций в строительство и запуск нового производства составит не менее EUR6 млн.
Каковы основные тенденции на украинском рынке кормов для животных?
В общем можно говорить о трех трендах. Первый - рост ответственности владельцев домашних любимцев и формирования культуры отношения к животным, которая заключается не только в обеспечении качественным питанием. Меняется роль четвероногого и его место в семейной иерархии. Животное становится полноценным членом семьи, а владельцы из хозяев превращаются в pet parents.
Второй тренд заключается в том, что за последние пять лет в Украину пришли все основные мировые конкуренты. Теперь наш рынок мало чем отличается, скажем, от рынков стран Восточной Европы. Сейчас на рынке представлено около 100 брендов.
А третьим заметным трендом является удобство. Люди хотят покупать продукт в удобной упаковке.
Какая динамика продаж Kormotech в Украине в низко-, среднеценовом и премиальном сегментах?
В целом рынок постепенно растет. По нашим данным рынок в целом вырастет в пределах 10-15% за последующие годы. На украинском рынке до сих пор доминируют дешевый и средний ценовые сегменты. А премиум-сегмент находится в стадии формирования. Рост среднеценового и премиального сегмента напрямую зависит от роста доходов украинцев. В этом году мы видим, что темпы роста среднеценового и премиального сегментов несколько превышает темпы роста рынка в целом. Однако в период кризиса покупатели переходят на более дешевые марки. Поэтому говорить об уверенной тенденции роста этих сегментов в Украине пока рано.
Есть ли в Украине теневой рынок кормов для животных?
Нам об этом неизвестно. В приграничных областях часто можно встретить продукты из Венгрии, Польши, Германии и других стран, но по нашим наблюдениям, доля таких товаров на рынке незначительна.
Истоник: Интерфакс