У Украины есть большой потенциал для привлечения иностранных и внутренних инвестиций. Удачное географическое положение, разветвленная логистическая сеть и развитая инфраструктура, продвинутая цифровая экономика, высокая инвестиционная доходность, квалифицированная и недорогая рабочая сила и ряд других факторов, безусловно, делают Украину инвестиционно-привлекательной.
Тем не менее есть существенные недостатки и препятствия, которые заставляют иностранных инвесторов дважды подумать, прежде чем инвестировать в Украину. Только комплексное и полноценное решение сложных вопросов в проблемных сферах может повысить инвестиционную привлекательность Украины.
Чрезмерное регулирование бизнеса
Согласно довоенному анкетированию «Ожидания бизнеса 2021», проведенному Торгово-промышленной палатой Украины, 77,8% респондентов — представителей национального бизнеса обратили внимание на проблему чрезмерного вмешательства государства в регулирование экономических отношений в сфере малого и среднего бизнеса. Возможными направлениями улучшения бизнес-климата в Украине среди прочего респонденты назвали дерегуляцию предпринимательской деятельности в направлении удешевления ведения бизнеса (91,7%) и значительное сокращение количества государственных регуляций и ограничение вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности (90,3%).
Ни в коем случае не возражая против лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности, соглашаемся с общей проблемой зарегулированности этой деятельности. Это особенно заметно в сфере администрирования налогов и проверок бизнеса. Также нередко процесс получения лицензий и сертификатов связан со значительной бюрократией и продолжительными процедурами, что в свою очередь порождает коррупционные злоупотребления. Кроме того, неоднозначные или непрозрачные требования к получению лицензий и сертификаций могут создавать неопределенность для бизнеса. Это может приводить к непредсказуемости в планировании деятельности и риску для инвесторов.
Другими словами, иностранный инвестор сейчас может зарегистрировать в Украине свою компанию в форме общества с ограниченной ответственностью как наиболее распространенной для ведения бизнеса за один день. А вот получение лицензий или других регуляторных разрешений может занять месяцы или даже годы.
Не углубляясь в дискуссию об уровне участия государства в формировании экономического рынка, считаю, что упрощение и рационализация процессов лицензирования и сертификации и здравый подход к проверкам бизнеса однозначно способствуют улучшению бизнес-климата и привлечению инвестиций. Так, часть полномочий по выдаче разрешений и осуществлению других полномочий от лица государства можно передать частным структурам. В частности, если, например, предоставить возможность (как альтернативу) соответствующим государственным органам по строительству и введению в эксплуатацию объектов недвижимости страховать соответствующие риски в топ-страховых компаниях, уровень контроля над качеством строительства вряд ли ухудшится.
Более того, процедуры получения разрешений, в частности предельные сроки рассмотрения и основания для отказа, должны быть прописаны максимально четко. Конечно, часть полномочий государственных органов все равно будут дискреционными, но в условиях украинских реалий дискрецию надо существенно ограничить.
В идеале вопрос упрощения регулирования соответствующих отношений для привлечения инвесторов, особенно стратегических, заслуживает особого внимания. Например, есть инвестор, который планирует построить в Украине завод с нуля, что особенно актуально в свете как прекращения деятельности производств многих международных компаний, расположенных в РФ, так и создания совместных с иностранными партнерами производств товаров оборонного назначения. Для этого инвестору необходимо:
- приобрести или взять в аренду земельный участок, скорее всего, у соответствующих территориальных громад, с потенциальной необходимостью изменить его целевое назначение;
- получить технические условия на подключение к коммуникациям;
- получить необходимые разрешения и согласования по строительству и введению в эксплуатацию производственных объектов;
- получить лицензии и немало операционных разрешений.
На практике бывали случаи, когда эти процессы (не включая непосредственно строительство) даже по небольшим проектам занимали два года и больше. Есть ли это время у Украины, когда привлечение стратегических инвестиций очень важно для выживания экономики и страны в целом, вопрос риторический.
Нужно также понимать, что далеко не всегда получение разрешения чиновника равнозначно коррупции. Но нормы законодательства могут быть прописаны так, что чиновник просто не захочет брать на себя риск и выдавать соответствующее разрешение. Несмотря на то, что выгоду от этого получат страна и общество, правоохранительные органы приходят с вопросами о превышении полномочий к конкретному должностному лицу. Поэтому вопрос упрощения/повышения эффективности законодательного регулирования соответствующих процессов крайне важен.
Коррупция
Высокий уровень коррупции в Украине всегда является одной из самых серьезных причин для обеспокоенности инвесторов при решении вложить средства в нашу страну. Несмотря на военное положение, правоохранительные органы провели много громких антикоррупционных разоблачений. И хотя это положительное явление, статистика свидетельствует, что в среднем в суд доходят всего лишь 25–35% от зарегистрированных уголовных производств, которые можно связать с коррупцией. Более того, менее половины таких дел завершаются вынесением приговора. Необходимо также учесть, что большинство таких приговоров касается мелких чиновников или попыток водителей подкупить полицейских. Согласно результатам проекта «Антикоррупционный барометр», только 15–20 приговоров касаются должностных лиц высшего и среднего уровней и предусматривают реальное лишение свободы.
Таким образом, борьба с коррупцией в Украине оставляет желать лучшего. Надеемся, что в будущем эффективное расследование коррупционных преступлений усилится, как и привлечение виновных к ответственности.
Во всяком случае без завершения реформирования судебной и правоохранительной систем, являющихся основой правопорядка в любом государстве, говорить об инвестиционной привлекательности Украины можно лишь с некоторыми оговорками.
Валютные ограничения
С первого же дня полномасштабного вторжения Национальный банк Украины принял срочные меры для обеспечения надежности и стабильности функционирования банковской системы Украины. Так, среди прочего было принято постановление правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения» №8 от 24.02.2022.
Безусловно, такой шаг был и остается вполне оправданным в условиях военного положения. Но ряд финансовых ограничений и запретов неизбежно усложнили как ведение бизнеса, так и инвестирование в Украину. В частности, уполномоченным учреждениям запрещено осуществлять большинство видов торговли валютными ценностями, трансграничные переводы валютных ценностей из Украины, перевод средств на корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнах и иностранной валюте, открытые в банках-резидентах (с исключениями). Что касается расчетов по экспортно-импортным операциям, то действуют предельные сроки в 180 календарных дней в отношении операций, проведенных с 5 апреля 2022 года.
Тем не менее, несмотря на продолжающееся действие военного положения, НБУ постепенно уменьшает количество ограничений и запретов для поэтапного восстановления валютного рынка. В частности, последние послабления произошли с 1 декабря 2023 года, согласно которым отменено ограничение для банков и финансовых компаний на объемы продажи физическим лицам иностранной валюты в наличной форме. Среди изменений также есть разрешение Экспортно-кредитному агентству на трансграничные переводы средств для возмещения/компенсации страховым (перестраховым) компаниям и компаниям-перестраховщикам затрат, возникших у них в связи с выполнением договоров страхования и договоров перестрахования, а также для оплаты затрат (оплаты услуг банков, юридических советников и др.), связанных с проведением таких операций. НБУ придерживается вектора на смягчение валютных ограничений, при этом поддерживая баланс, необходимый для экономики военного положения.
Но на практике возможны случаи, когда банки отказываются покупать валюту и переводить ее за рубеж даже по абсолютно прозрачным торговым операциям, ссылаясь неофициально на некоторые неформальные требования. Такая практика, конечно, недопустима, с точки зрения инвестиционной привлекательности Украины.
Так что существует ряд важных вызовов, оказывающих негативное влияние на привлекательность инвестиционной среды Украины. Среди них бюрократические препятствия, чрезмерная регуляция бизнеса, коррупционная составляющая, нестабильность в правовом регулировании, валютные ограничения. С началом войны эти проблемы не исчезли, при этом дополнились рисками, производными от состояния войны в стране.
Несмотря на это, в политической и экономической среде существует определенный консенсус, как минимум на декларативном уровне, о необходимости улучшения инвестиционного климата, послевоенного восстановления Украины и привлечения иностранных ресурсов. Надеемся, что общими усилиями власти, бизнес-сообщества и гражданского общества удастся преодолеть препятствия и создать благоприятную среду для инвестиций, постоянного экономического развития и повышения конкурентоспособности Украины на мировом рынке.