Евгений Черняк о контроле персонала, инвестициях и мотивации

Евгений Черняк о контроле персонала, инвестициях и мотивации

Опытом ведения бизнеса поделился Евгений Черняк, глава наблюдательного совета холдинга Global Spirits и основатель проекта Big Money

Стагнация хуже поражения

Я считаю, что в жизни должен быть вызов. Если в какой-то момент времени вы чувствуете, что в вашей жизни и в вашей компании все стабильно, нет побед и нет поражений, то необходимо срочно создавать еще несколько новых проектов. Турбулентность помогает понять вашу ценность и ценность каждого участника вашей команды.

Если потерпел поражение — проанализируй, пообещай себе это не повторять и забудь, не терроризируй себя. Когда победил — капитализируй победу и иди дальше к новым свершениям.

Никто не говорит, как поступать в ситуациях, когда не победа и не поражение. Если в какой-то момент (будь-то переговоры, сражение с конкурентами, повышении прибыли), ты зафиксировался на постоянных значениях — это самое деструктивное состояние, даже хуже поражения. Ведь поражение, как и победа — этапы развития тебя как личности, так и твоего бизнеса.

О конкурентах

Если бы однажды мой конкурент не поставил меня в ситуацию, когда я на следующий день фактически мог бы стать банкротом — я бы не начал так активно работать и добиваться цели из страха потерпеть поражение.

Поэтому я благодарен конкурентам. Но бесконечное общение с конкурентами, поздравление с праздниками, объятия при встрече — странная история.

Конкурент — ваш маркетинговый враг, он из вашего кармана забирает ваши деньги. И вы предлагаете после этого звонить конкурентам и спрашивать, как у них дела? Так не бывает, это лицемерие! Но это не значит, что не нужно уважать своих соперников. Дай Бог, чтобы на вашем ринге появился противник, который будет делать вас сильнее.

Евгений Черняк о контроле персонала, инвестициях и мотивации

О цене и бренде

Никогда не поднимайте цены раньше, чем это сделают ваши конкуренты. В моем рынке 80% потребителей смотрят на красный ценник, и дешевизна является причиной купить. Но это не повод отказываться от построения бренда.

Через бренд мы доносим до клиента способ решения его ежедневных задач. Бренд — это упакованная любовь к идеальному потребителю вашего продукта. Вы должны знать и любить своего идеального клиента.

Но, как бы вы ни любили покупателя, если поставите неадекватно высокую цену, — он от вас уйдет. Именно поэтому никогда нельзя дорожать раньше, чем подорожают конкуренты. Делайте что хотите: оптимизируйте процессы, меняйте менеджмент, но не поднимайте первым цену. Однако при этом нельзя экспериментировать с качеством — продукт должен быть всегда на самом высоком уровне. Качественный продукт — необходимое, но не достаточное условие для достижения успеха.

О мотивации

Я считаю, что каждый человек должен быть некой самомотивирующейся биологической единицей. Простой способ себя замотивировать: проснуться утром, открыть журнал Forbes, не найти там себя и начать работать над тем, чтобы попасть в этот список.

А если открыл журнал — и ты там есть? Как тогда себя мотивировать? Спросить себя: «А ты первый в списке?». И если не первый — то вставай и работай.

Самый интересный диалог с самим собой начинается, когда у тебя бабла больше, чем ты можешь потратить. Чем себя мотивировать в такой ситуации?

На этом моменте включается нематериальная мотивация. Очень богатые люди объединены одним: все они одержимы своей идеей. Когда цель лежит за пределами жизни, то мотивации всегда будет достаточно. Однако есть вещь, которая важнее мотивации. Это дисциплина. Мотивация без дисциплины бесполезна!

Ключевые показатели в бизнесе, за которыми должен следить собственник

Я операционный менеджер компании с оборотом в миллиард долларов, и занимаюсь операционным управлением ежедневно. Могу с уверенностью сказать, что если у вас нет математической модели вашего бизнеса, то 99% сотрудников вам будет врать. Не потому, что они плохие, просто так сложилась социальная атмосфера в мире.

Сейчас на рынке много специалистов, которые умеют делать только одну вещь: продавать себя на собеседованиях. И в моей команде были такие люди. Мне понадобилось добрых два года, чтобы понять, что плевать они хотели на мои проекты, на меня и на мою компанию. Я уволил целую группу таких людей из своего бизнеса, и через несколько месяцев они устроились на работу к моим конкурентам, за чем я с удовольствием наблюдаю.

Важно отслеживать в компании людей, которые дают бизнесу ценность. Если сотрудник приносит большую ценность компании — держите его любыми методами: платите большую зарплату, дружите с ним, делайте что угодно.

Чтобы отличить зерна от плевел, нужны математические инструменты моделирования для каждого процесса. Бизнес вообще простая вещь: меньше потрать, больше заработай. Каждый день я начинаю с того, что просматриваю показатели, как компания прожила предыдущий день: что с финансами, что с продажами, что с зарплатами.

Когда вы ведете разговор с менеджером, и у вас перед глазами нет цифр — он вам соврет. И если вы примите эту ложь за чистую монету, то как руководитель в его глазах в этот момент умрете. Теперь он может в отчетах сдавать все что угодно, ведь вы на это согласны.

Евгений Черняк о контроле персонала, инвестициях и мотивации

Об инвестиционной привлекательности Украины

Вчера прилетел из Америки, и хочу вам сказать, что сейчас там с нашей страной ассоциируются слова «коррупция», «зарегулированный бизнес» и «проблемы». И совсем недавно я увидел огромный баннер, на котором было написано «CHERNOBYL» — промо сериала об аварии на ЧАЭС. Теперь с Украиной ассоциируется еще и это: американцы на полном серьезе спрашивают, насколько безопасно жить на территории Украины, не умирают ли от радиации люди.

Я люблю свою страну, свою Родину, но сегодня ее имидж минусует все усилия украинского бизнеса по привлечению зарубежных инвестиций. И мы сами в этом отчасти виноваты, ведь позволяем нашим политикам рассказывать про «покращення», когда жить становится все хуже.

Теперь ответ на вопрос: «Что делать?». В этом инвестиционном климате в Украине есть успешные стартапы, которые привлекают инвестиции. Команды таких бизнесов идут вперед с конкретной задачей получить деньги, не обращая внимания, что говорят вокруг. Значит, привлечь зарубежные инвестиции в украинский бизнес возможно.

О правилах инвестирования

Я зарабатываю в аналоговом бизнесе и инвестирую в digital-бизнес, где покупаю чужую компетентность. Все инвестиции мы совершаем вместе с сыном, я доверяю ему инвестировать мои деньги. Расскажу несколько его правил успешного инвестирования.

Если к вам для презентации стартапа пришел человек, который 100% времени занят своим проектом и не распыляется на другую работу — это первый признак, что можно прислушаться к питчу. Второй признак потенциально успешной сделки: предприниматель продал свое имущество (квартиру, машину) и вложил в проект, а теперь работает над тем, чтобы сделать стартап успешным. Третий признак — у такого человека должна быть команда. Только если три этих условия выполнены, то можно переходить к главному вопросу: «Какую задачу будет решать этот стартап?»

Источник: InVenture / По мотивам выступления Евгения Черняка на конференции “ЛОБ 2019”.

Читайте также