Стагнация хуже поражения
Я считаю, что в жизни должен быть вызов. Если в какой-то момент времени вы чувствуете, что в вашей жизни и в вашей компании все стабильно, нет побед и нет поражений, то необходимо срочно создавать еще несколько новых проектов. Турбулентность помогает понять вашу ценность и ценность каждого участника вашей команды.
Если потерпел поражение — проанализируй, пообещай себе это не повторять и забудь, не терроризируй себя. Когда победил — капитализируй победу и иди дальше к новым свершениям.
Никто не говорит, как поступать в ситуациях, когда не победа и не поражение. Если в какой-то момент (будь-то переговоры, сражение с конкурентами, повышении прибыли), ты зафиксировался на постоянных значениях — это самое деструктивное состояние, даже хуже поражения. Ведь поражение, как и победа — этапы развития тебя как личности, так и твоего бизнеса.
О конкурентах
Если бы однажды мой конкурент не поставил меня в ситуацию, когда я на следующий день фактически мог бы стать банкротом — я бы не начал так активно работать и добиваться цели из страха потерпеть поражение.
Поэтому я благодарен конкурентам. Но бесконечное общение с конкурентами, поздравление с праздниками, объятия при встрече — странная история.
Конкурент — ваш маркетинговый враг, он из вашего кармана забирает ваши деньги. И вы предлагаете после этого звонить конкурентам и спрашивать, как у них дела? Так не бывает, это лицемерие! Но это не значит, что не нужно уважать своих соперников. Дай Бог, чтобы на вашем ринге появился противник, который будет делать вас сильнее.
О цене и бренде
Никогда не поднимайте цены раньше, чем это сделают ваши конкуренты. В моем рынке 80% потребителей смотрят на красный ценник, и дешевизна является причиной купить. Но это не повод отказываться от построения бренда.
Через бренд мы доносим до клиента способ решения его ежедневных задач. Бренд — это упакованная любовь к идеальному потребителю вашего продукта. Вы должны знать и любить своего идеального клиента.
Но, как бы вы ни любили покупателя, если поставите неадекватно высокую цену, — он от вас уйдет. Именно поэтому никогда нельзя дорожать раньше, чем подорожают конкуренты. Делайте что хотите: оптимизируйте процессы, меняйте менеджмент, но не поднимайте первым цену. Однако при этом нельзя экспериментировать с качеством — продукт должен быть всегда на самом высоком уровне. Качественный продукт — необходимое, но не достаточное условие для достижения успеха.
О мотивации
Я считаю, что каждый человек должен быть некой самомотивирующейся биологической единицей. Простой способ себя замотивировать: проснуться утром, открыть журнал Forbes, не найти там себя и начать работать над тем, чтобы попасть в этот список.
А если открыл журнал — и ты там есть? Как тогда себя мотивировать? Спросить себя: «А ты первый в списке?». И если не первый — то вставай и работай.
Самый интересный диалог с самим собой начинается, когда у тебя бабла больше, чем ты можешь потратить. Чем себя мотивировать в такой ситуации?
На этом моменте включается нематериальная мотивация. Очень богатые люди объединены одним: все они одержимы своей идеей. Когда цель лежит за пределами жизни, то мотивации всегда будет достаточно. Однако есть вещь, которая важнее мотивации. Это дисциплина. Мотивация без дисциплины бесполезна!
Ключевые показатели в бизнесе, за которыми должен следить собственник
Я операционный менеджер компании с оборотом в миллиард долларов, и занимаюсь операционным управлением ежедневно. Могу с уверенностью сказать, что если у вас нет математической модели вашего бизнеса, то 99% сотрудников вам будет врать. Не потому, что они плохие, просто так сложилась социальная атмосфера в мире.
Сейчас на рынке много специалистов, которые умеют делать только одну вещь: продавать себя на собеседованиях. И в моей команде были такие люди. Мне понадобилось добрых два года, чтобы понять, что плевать они хотели на мои проекты, на меня и на мою компанию. Я уволил целую группу таких людей из своего бизнеса, и через несколько месяцев они устроились на работу к моим конкурентам, за чем я с удовольствием наблюдаю.
Важно отслеживать в компании людей, которые дают бизнесу ценность. Если сотрудник приносит большую ценность компании — держите его любыми методами: платите большую зарплату, дружите с ним, делайте что угодно.
Чтобы отличить зерна от плевел, нужны математические инструменты моделирования для каждого процесса. Бизнес вообще простая вещь: меньше потрать, больше заработай. Каждый день я начинаю с того, что просматриваю показатели, как компания прожила предыдущий день: что с финансами, что с продажами, что с зарплатами.
Когда вы ведете разговор с менеджером, и у вас перед глазами нет цифр — он вам соврет. И если вы примите эту ложь за чистую монету, то как руководитель в его глазах в этот момент умрете. Теперь он может в отчетах сдавать все что угодно, ведь вы на это согласны.
Об инвестиционной привлекательности Украины
Вчера прилетел из Америки, и хочу вам сказать, что сейчас там с нашей страной ассоциируются слова «коррупция», «зарегулированный бизнес» и «проблемы». И совсем недавно я увидел огромный баннер, на котором было написано «CHERNOBYL» — промо сериала об аварии на ЧАЭС. Теперь с Украиной ассоциируется еще и это: американцы на полном серьезе спрашивают, насколько безопасно жить на территории Украины, не умирают ли от радиации люди.
Я люблю свою страну, свою Родину, но сегодня ее имидж минусует все усилия украинского бизнеса по привлечению зарубежных инвестиций. И мы сами в этом отчасти виноваты, ведь позволяем нашим политикам рассказывать про «покращення», когда жить становится все хуже.
Теперь ответ на вопрос: «Что делать?». В этом инвестиционном климате в Украине есть успешные стартапы, которые привлекают инвестиции. Команды таких бизнесов идут вперед с конкретной задачей получить деньги, не обращая внимания, что говорят вокруг. Значит, привлечь зарубежные инвестиции в украинский бизнес возможно.
О правилах инвестирования
Я зарабатываю в аналоговом бизнесе и инвестирую в digital-бизнес, где покупаю чужую компетентность. Все инвестиции мы совершаем вместе с сыном, я доверяю ему инвестировать мои деньги. Расскажу несколько его правил успешного инвестирования.
Если к вам для презентации стартапа пришел человек, который 100% времени занят своим проектом и не распыляется на другую работу — это первый признак, что можно прислушаться к питчу. Второй признак потенциально успешной сделки: предприниматель продал свое имущество (квартиру, машину) и вложил в проект, а теперь работает над тем, чтобы сделать стартап успешным. Третий признак — у такого человека должна быть команда. Только если три этих условия выполнены, то можно переходить к главному вопросу: «Какую задачу будет решать этот стартап?»
Источник: InVenture / По мотивам выступления Евгения Черняка на конференции “ЛОБ 2019”.