Как малому бизнесу пережить экономический кризис?

Как малому бизнесу пережить экономический кризис?

Василий Хмельницкий, основатель UFuture Investment Group о том, как предпринимателям выжить во время кризиса 2020 года

Как мелкому предпринимателю удержать свой бизнес сегодня

Коронавирус и связанные с ним карантинные меры нарушили планы миллионов людей по всему миру. Украина — не исключение. Особенно уязвимым чувствует себя малый и средний бизнес. Но паника — плохой советчик, поэтому попробую все разложить по полочкам и успокоить предпринимателей.

Первое, что нужно помнить: это не первый и не последний кризис в нашей жизни, и к нему надо относиться с холодной головой. Нужно просто переждать тяжелые времена, скорректировав бизнес-процессы.

Итак, что делать мелкому предпринимателю, как ему выжить?

Сейчас точно не самое удачное время начинать новый бизнес. Стоит пару месяцев подождать, сейчас точно не лучшее время для того, чтобы начинать новое дело. Особенно тем, у кого нет навыков в предпринимательстве. Не рекомендую и искать бизнес-партнеров онлайн. Возможности для личной встречи сейчас ограничены, а информация в интернете может сильно отличаться от реальной.

Владельцам рабочего бизнеса нужно приложить все усилия, чтобы сохранить его — персонал, отношения с клиентами и контрагентами. Ведь кризис рано или поздно закончится. А вот кризис доверия к компании, которая при первых сложностях разогнала персонал или непорядочно поступила по отношению к клиентам — гораздо серьезнее любой заразы.

Кстати, во время прошлого кризиса я сократил половину сотрудников, и теперь понимаю, что совершил ошибку. Потому что толковых людей можно легко уволить, а вот взять их потом назад — практически невозможно. Больше я такой оплошности не допущу и вам не советую. Можно отпустить часть людей в отпуск и частично выплачивать им зарплату. Пусть люди учатся, работают на дому, набираются новых знаний. Закончится кризис, они вернутся, и вы снова будете идти по своему бизнес-плану. Самый худший вариант — остановиться, ничего не делать, распустить всех людей. Тогда в вашем бизнесе кризис не закончится никогда.

Упаковываю антикризисные меры в пять пунктов.

Первое. Не паниковать. Кризисы приходят и уходят, а мы с вами остаемся. Это не первый и не последний. Мы должны быть сильными и успешными.

Второе. Пересмотреть бизнес-стратегии на 3−6 месяцев. Какой бы ни была стратегия до кризиса, надо пересмотреть ее — на ближайшие три месяца и на год. Плюс нужно быть готовым оперативно корректировать планы.

Третье. Сократить расходы — как минимум на рекламу и транспорт, воздержаться от инвестиций в новые проекты. Если грамотно подойти к вопросу, можно сэкономить от 30 до 50%.

Четвертое. Сохранить партнеров и клиентов — критично важно контактировать с ними именно сейчас, когда тяжело всем. Окупится сторицей.

Пятое. Учиться. Обратите внимание на знания, где у вас пробелы. Вы не слишком сильны в финансах или маркетинге? Пройдите специальные онлайн-курсы. Тем более, что доступ сегодня почти бесплатный к лучшим мировым университетам, к курсам онлайн.

Подытоживая, хочу еще раз подчеркнуть. Кризис начался, это факт. Но он обязательно закончится. Важно не паниковать, сохранить бизнес, команду, своих партнеров и клиентов. И главное, помнить: из любого кризиса можно извлечь новые знания и опыт, и в конечном итоге он сделает нас сильнее.

Источник: Новое Время 

Читайте также