Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Как защитить франшизу в Украине?

Виктория Антоненко, юрист Franchise Group о тонкостях регистрации франшизы и защите коммерческой тайны для франайзи в Украине

Часто бизнес сравнивают со спортом: и действительно, чтобы показатели росли, нужно прилагать усилия систематически. Франчайзинг, на мой взгляд, похож на серфинг — далеко не всегда франчайзинговый бизнес идет так стремительно, как предполагается изначально.

Источник изображения: презентация Виктории Антоненко, Franchise Group

Лучшие франшизы Украины 2019 в сферах общественного питания, услуг и торговли. Каталог и рейтинг InVenture включает самые популярные франшизы в Украине по количеству упоминаний в интернете.

Исходные для серфинга:

  • Базовые: доска, костюм, океан,
  • Правила, инструкции,
  • Опыт.

Без этих вводных серфингиста постигнет неудача. Если говорить о франчайзинге, то такой бизнес тоже требует обязательных предпосылок:

  • Базовые: объекты интеллектуальной собственности,
  • Деловая репутация (правила, инструкции, знания),
  • Коммерческий опыт франчайзера.

Украинское законодательство определяет франшизу как передачу прав интеллектуальной собственности на три этих составляющих. Чтобы иметь возможность защищать какие-либо объекты интеллектуальной собственности, необходимо сначала получить на них права.

Объектами права интеллектуальной собственности для франшизы могут быть:

  • Фирменный стиль, элементы декора, брендбук фирменного стиля заведения, униформа, дизайн интерьера и посуды или франчайзинговый пакет (лучше всего зарегистрировать авторские права на эти объекты);
  • Изобретения, полезные модели (получение патентов);
  • Фирменные названия, торговые марки (свидетельство на знак для товаров и услуг);
  • Коммерческая тайна.

Коммерческая тайна не подлежит регистрации по законодательству Украины, поэтому важно понимать, что НЕ является коммерческой тайной:

  • Учредительные документы,
  • Информация по формам государственной отчетности,
  • Документы о налогах,
  • Информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении техники безопасности труда,
  • Количество сотрудников и размер заработной платы,
  • Документы о платежеспособности.

Поэтому очень важно разграничить информацию, которая может охраняться как коммерческая тайна, от общедоступной. Коммерческая тайна — это информация, которая не доступна для третьих лиц и имеет коммерческую ценность для ее собственника.

Наиболее часто конфиденциальная информация просачивается через сотрудников или контрагентов. Для избежания утечки такой информации, следует принять меры предосторожности.

Меры для защиты конфиденциальной информации

  1. Обозначить перечень информации, которая является коммерческой тайной,
  2. Ограничить доступ к коммерческой тайне (составление внутренней документации и контроль за исполнением),
  3. Составить перечень особ, которые имеют доступ к коммерческой тайне,
  4. Регулировать отношения по использованию информации коммерческой тайны на основании трудовых и гражданско-правовых договоров,
  5. Наносить на материальные копии носителей коммерческой тайны надписей «Коммерческая тайна» или «Конфиденциальная информация»,
  6. Подписать с сотрудниками расписку о неразглашении конфиденциальной информации,
  7. Передачу конфиденциальной информации франчайзи сопровождать двусторонним документом (акт о передачи),
  8. Передачу коммерческой тайны устно можно обезопасить ведением протокола переговоров.

Риски для франайзера

  • Репутация, имя, имидж,
  • Разглашение конфиденциальной информации,
  • «Выращивание» потенциального конкурента,
  • Финансовые потери.

Для нейтрализации рисков франчайзеру нужно провести мероприятия по защите франшизы. Именно франчайзер несет самые большие риски, ведь он передает колоссальное количество информации и несет ответственность за качество предоставляемых франчайзи продуктов и услуг.

Риски для франчайзи

  • Финансовые потери,
  • Ограничение развития,
  • Банкротство.

Чтобы нивелировать эти риски, франчайзи следует детально изучить всю доступную информацию о фрачайзере и франшизе.

Роялти

При продаже франшизы между франчайзером и франчайзи составляется договор коммерческой концессии, то есть передачи прав интеллектуальной собственности, деловой репутации и коммерческого опыта с целью изготовления товаров или предоставления услуг.

Плата по договору коммерческой концессии имеет статус роялти. Роялти — любой платеж, полученный как награда за использование или права на использование объекта права интеллектуальной собственности.

Налогооблажение доходо от франшизы

Налогообложение франчайзера

Для юрлиц:

  • 18% на общей системе налогообложение,
  • 5% (3%) для упрощенной системе налогообложения на 3 группе;

Для физических лиц предпринимателей:

Для ФОПов роялти всегда является пассивным доходом.

  • 18% для пассивных доходов,
  • 1,5% военный сбор.

Поэтому с целью оптимизации налогов франчайзеру рекомендуется регистрироваться как юридическое лицо на упрощенной системе налогообложения.

Налогообложение франчайзи

Юридическое лицо, которое платит роялти, является налоговым агентом. Доходы в виде роялти окончательно налогооблагаемая во время их выплаты за счет физических лиц. Платежи роялти не налогооблагаются НДС и не являются базой для начисления ЕСВ.

По мотивам вебинара Виктории Антоненко для «Клуба ділових людей».

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.