Как защитить франшизу в Украине?

Как защитить франшизу в Украине?

Виктория Антоненко, юрист Franchise Group о тонкостях регистрации франшизы и защите коммерческой тайны для франайзи в Украине

Часто бизнес сравнивают со спортом: и действительно, чтобы показатели росли, нужно прилагать усилия систематически. Франчайзинг, на мой взгляд, похож на серфинг — далеко не всегда франчайзинговый бизнес идет так стремительно, как предполагается изначально.

Как защитить франшизу в Украине?

Источник изображения: презентация Виктории Антоненко, Franchise Group

Лучшие франшизы Украины 2019 в сферах общественного питания, услуг и торговли. Каталог и рейтинг InVenture включает самые популярные франшизы в Украине по количеству упоминаний в интернете.

Исходные для серфинга:

  • Базовые: доска, костюм, океан,
  • Правила, инструкции,
  • Опыт.

Без этих вводных серфингиста постигнет неудача. Если говорить о франчайзинге, то такой бизнес тоже требует обязательных предпосылок:

  • Базовые: объекты интеллектуальной собственности,
  • Деловая репутация (правила, инструкции, знания),
  • Коммерческий опыт франчайзера.

Украинское законодательство определяет франшизу как передачу прав интеллектуальной собственности на три этих составляющих. Чтобы иметь возможность защищать какие-либо объекты интеллектуальной собственности, необходимо сначала получить на них права.

Объектами права интеллектуальной собственности для франшизы могут быть:

  • Фирменный стиль, элементы декора, брендбук фирменного стиля заведения, униформа, дизайн интерьера и посуды или франчайзинговый пакет (лучше всего зарегистрировать авторские права на эти объекты);
  • Изобретения, полезные модели (получение патентов);
  • Фирменные названия, торговые марки (свидетельство на знак для товаров и услуг);
  • Коммерческая тайна.

Коммерческая тайна не подлежит регистрации по законодательству Украины, поэтому важно понимать, что НЕ является коммерческой тайной:

  • Учредительные документы,
  • Информация по формам государственной отчетности,
  • Документы о налогах,
  • Информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении техники безопасности труда,
  • Количество сотрудников и размер заработной платы,
  • Документы о платежеспособности.

Поэтому очень важно разграничить информацию, которая может охраняться как коммерческая тайна, от общедоступной. Коммерческая тайна — это информация, которая не доступна для третьих лиц и имеет коммерческую ценность для ее собственника.

Наиболее часто конфиденциальная информация просачивается через сотрудников или контрагентов. Для избежания утечки такой информации, следует принять меры предосторожности.

Каталог франшиз в Украине от InVenture

Франчайзинг и лучшие франшизы в Украине в 2021 году по версии InVenture

Меры для защиты конфиденциальной информации

  1. Обозначить перечень информации, которая является коммерческой тайной,
  2. Ограничить доступ к коммерческой тайне (составление внутренней документации и контроль за исполнением),
  3. Составить перечень особ, которые имеют доступ к коммерческой тайне,
  4. Регулировать отношения по использованию информации коммерческой тайны на основании трудовых и гражданско-правовых договоров,
  5. Наносить на материальные копии носителей коммерческой тайны надписей «Коммерческая тайна» или «Конфиденциальная информация»,
  6. Подписать с сотрудниками расписку о неразглашении конфиденциальной информации,
  7. Передачу конфиденциальной информации франчайзи сопровождать двусторонним документом (акт о передачи),
  8. Передачу коммерческой тайны устно можно обезопасить ведением протокола переговоров.

Риски для франайзера

  • Репутация, имя, имидж,
  • Разглашение конфиденциальной информации,
  • «Выращивание» потенциального конкурента,
  • Финансовые потери.

Для нейтрализации рисков франчайзеру нужно провести мероприятия по защите франшизы. Именно франчайзер несет самые большие риски, ведь он передает колоссальное количество информации и несет ответственность за качество предоставляемых франчайзи продуктов и услуг.

Риски для франчайзи

  • Финансовые потери,
  • Ограничение развития,
  • Банкротство.

Чтобы нивелировать эти риски, франчайзи следует детально изучить всю доступную информацию о фрачайзере и франшизе.

Роялти

При продаже франшизы между франчайзером и франчайзи составляется договор коммерческой концессии, то есть передачи прав интеллектуальной собственности, деловой репутации и коммерческого опыта с целью изготовления товаров или предоставления услуг.

Плата по договору коммерческой концессии имеет статус роялти. Роялти — любой платеж, полученный как награда за использование или права на использование объекта права интеллектуальной собственности.

Налогооблажение доходо от франшизы

Налогообложение франчайзера

Для юрлиц:

  • 18% на общей системе налогообложение,
  • 5% (3%) для упрощенной системе налогообложения на 3 группе;

Для физических лиц предпринимателей:

Для ФОПов роялти всегда является пассивным доходом.

  • 18% для пассивных доходов,
  • 1,5% военный сбор.

Поэтому с целью оптимизации налогов франчайзеру рекомендуется регистрироваться как юридическое лицо на упрощенной системе налогообложения.

Налогообложение франчайзи

Юридическое лицо, которое платит роялти, является налоговым агентом. Доходы в виде роялти окончательно налогооблагаемая во время их выплаты за счет физических лиц. Платежи роялти не налогооблагаются НДС и не являются базой для начисления ЕСВ.

По мотивам вебинара Виктории Антоненко для «Клуба ділових людей».

Читайте также