Часто бизнес сравнивают со спортом: и действительно, чтобы показатели росли, нужно прилагать усилия систематически. Франчайзинг, на мой взгляд, похож на серфинг — далеко не всегда франчайзинговый бизнес идет так стремительно, как предполагается изначально.
Источник изображения: презентация Виктории Антоненко, Franchise Group
Лучшие франшизы Украины 2019 в сферах общественного питания, услуг и торговли. Каталог и рейтинг InVenture включает самые популярные франшизы в Украине по количеству упоминаний в интернете.
Исходные для серфинга:
- Базовые: доска, костюм, океан,
- Правила, инструкции,
- Опыт.
Без этих вводных серфингиста постигнет неудача. Если говорить о франчайзинге, то такой бизнес тоже требует обязательных предпосылок:
- Базовые: объекты интеллектуальной собственности,
- Деловая репутация (правила, инструкции, знания),
- Коммерческий опыт франчайзера.
Украинское законодательство определяет франшизу как передачу прав интеллектуальной собственности на три этих составляющих. Чтобы иметь возможность защищать какие-либо объекты интеллектуальной собственности, необходимо сначала получить на них права.
Объектами права интеллектуальной собственности для франшизы могут быть:
- Фирменный стиль, элементы декора, брендбук фирменного стиля заведения, униформа, дизайн интерьера и посуды или франчайзинговый пакет (лучше всего зарегистрировать авторские права на эти объекты);
- Изобретения, полезные модели (получение патентов);
- Фирменные названия, торговые марки (свидетельство на знак для товаров и услуг);
- Коммерческая тайна.
Коммерческая тайна не подлежит регистрации по законодательству Украины, поэтому важно понимать, что НЕ является коммерческой тайной:
- Учредительные документы,
- Информация по формам государственной отчетности,
- Документы о налогах,
- Информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении техники безопасности труда,
- Количество сотрудников и размер заработной платы,
- Документы о платежеспособности.
Поэтому очень важно разграничить информацию, которая может охраняться как коммерческая тайна, от общедоступной. Коммерческая тайна — это информация, которая не доступна для третьих лиц и имеет коммерческую ценность для ее собственника.
Наиболее часто конфиденциальная информация просачивается через сотрудников или контрагентов. Для избежания утечки такой информации, следует принять меры предосторожности.
Каталог франшиз в Украине от InVenture
Франчайзинг и лучшие франшизы в Украине в 2021 году по версии InVenture
Меры для защиты конфиденциальной информации
- Обозначить перечень информации, которая является коммерческой тайной,
- Ограничить доступ к коммерческой тайне (составление внутренней документации и контроль за исполнением),
- Составить перечень особ, которые имеют доступ к коммерческой тайне,
- Регулировать отношения по использованию информации коммерческой тайны на основании трудовых и гражданско-правовых договоров,
- Наносить на материальные копии носителей коммерческой тайны надписей «Коммерческая тайна» или «Конфиденциальная информация»,
- Подписать с сотрудниками расписку о неразглашении конфиденциальной информации,
- Передачу конфиденциальной информации франчайзи сопровождать двусторонним документом (акт о передачи),
- Передачу коммерческой тайны устно можно обезопасить ведением протокола переговоров.
Риски для франайзера
- Репутация, имя, имидж,
- Разглашение конфиденциальной информации,
- «Выращивание» потенциального конкурента,
- Финансовые потери.
Для нейтрализации рисков франчайзеру нужно провести мероприятия по защите франшизы. Именно франчайзер несет самые большие риски, ведь он передает колоссальное количество информации и несет ответственность за качество предоставляемых франчайзи продуктов и услуг.
Риски для франчайзи
- Финансовые потери,
- Ограничение развития,
- Банкротство.
Чтобы нивелировать эти риски, франчайзи следует детально изучить всю доступную информацию о фрачайзере и франшизе.
Роялти
При продаже франшизы между франчайзером и франчайзи составляется договор коммерческой концессии, то есть передачи прав интеллектуальной собственности, деловой репутации и коммерческого опыта с целью изготовления товаров или предоставления услуг.
Плата по договору коммерческой концессии имеет статус роялти. Роялти — любой платеж, полученный как награда за использование или права на использование объекта права интеллектуальной собственности.
Налогооблажение доходо от франшизы
Налогообложение франчайзера
Для юрлиц:
- 18% на общей системе налогообложение,
- 5% (3%) для упрощенной системе налогообложения на 3 группе;
Для физических лиц предпринимателей:
Для ФОПов роялти всегда является пассивным доходом.
- 18% для пассивных доходов,
- 1,5% военный сбор.
Поэтому с целью оптимизации налогов франчайзеру рекомендуется регистрироваться как юридическое лицо на упрощенной системе налогообложения.
Налогообложение франчайзи
Юридическое лицо, которое платит роялти, является налоговым агентом. Доходы в виде роялти окончательно налогооблагаемая во время их выплаты за счет физических лиц. Платежи роялти не налогооблагаются НДС и не являются базой для начисления ЕСВ.
По мотивам вебинара Виктории Антоненко для «Клуба ділових людей».