Мэт Муг (Matt Moog) - американский ангельский инвестор, который инвестировал в 12 стартапов и ведет свой бизнес из нескольких компаний. Он СЕО PowerReviews, которая продает ритейлерам софт для работы с покупательскими отзывами на сайте. Она популярна в США, имеет более 1000 брендов в портфолио и 100 млн юзеров технологии. Он создал рабочие места для сотен людей. И активно продвигает идею предпринимательства через свой бизнес-инкубатор, сайт, где предприниматели делятся опытом, и фонд, который инвестирует в стартапы.
Корреспондент LIGA.net встретилась с ним в Чикаго, чтобы узнать, что американский бизнесмен и инвестор думает по поводу инвестиций на ранних этапах, быстрого масштабирования компаний в стиле Uber, и каким предпринимателям он доверил бы свои инвестиции.
О быстром росте компании
Первое, что мы пытаемся донести до стартапов - вам не стоит расширяться, пока у вас нет MVP - минимально жизнеспособного продукта. Сначала нужно понять, какую проблему может решить ваш продукт. Затем разработать его самую базовую версию и предложить потребителям. Посмотрите, получается у них решить свою проблему или нет.
Когда вы убедитесь, что создали продукт, который люди будут использовать и за который будут платить, тогда можете начинать готовиться к продажам, маркетингу, масштабированию.
Но вопрос в том, как быстро вы собираетесь расти. В процессе расширения расходы растут быстрее, чем доходы. Компании просто совершают суицид и выходят из бизнеса, потому что тратят все деньги.
Я проходил это много раз. Когда кажется, что все "ready to go", ты жмешь на газ, начинаешь нанимать людей, открывать новые офисы и тратить деньги. А потом что-то идет не так. Неожиданно. И тебе нужно откатиться назад, чтобы начать все сначала. Нужно быть очень осознанным в том, как быстро ты повышаешь расходы.
У компаний из Сан-Франциско и Кремниевой долины есть такое понятие, как blitz-scaling. Оно о том, чтобы как можно быстрее стать максимально большим. И если ты думаешь, что ты будущий Microsoft, Facebook или Google, и можешь убедить в этом инвесторов, тогда это гонка за первенство. И тебе действительно нужно влить свои деньги в максимально быстрый рост.
Но если ты компания вроде Uber или Lyft и у тебя нет реально прибыльной экономической модели, есть большая опасность просто потерять много денег.
О представлении, что американцы используют факапы, как возможность
Я не думаю, что факап - это новая возможность. Но у нас (в Штатах, - Ред.) есть культура риска и это приветствуется, если ты человек с идеями, нанимаешь людей, поднимаешь деньги, делаешь что-то новое.
Однако это не “glamorous”. Эмоциональное путешествие предпринимателя может быть очень трудным. Ты срываешь дедлайны, твоя жизнь, семья, финансовое положение подвергаются изменениям. И это может продолжаться годами. Я слышал о многих американских бизнесах, которым понадобилось десятилетие, чтобы прийти к успеху. Тот же Uber работал 10 лет, прежде чем выйти на IPO.
Такие многолетние путешествия мы называем опытом "околосмерти", - когда ты на грани выхода из игры. Я с этим сталкивался. В один год мы увеличили штат со 100 человек до 350, а в следующий год уволили 250 людей, чтобы просто остаться на плаву. Еще через три года увеличили размер бизнеса втрое.
Мы поощряем людей тестировать идеи, брать на себя риск, но не слепой. Это большая часть нашей культуры.
Об инвестициях для старта бизнеса
Я никогда не пойду в банк, чтобы начать стартап. Я лучше найду инженера-кофаудера, с которым буду просто работать над продуктом, пока не начну на нем зарабатывать. Когда у тебя уже есть доход, можно идти в банк или к инвесторам.
Мои любимые примеры компаний - те, что выросли, не привлекая никаких денег. Например, почтовый маркетинговый сервис MailChimp из Атланты, который генерирует $700 млн дохода. Я думаю, эти деньги лучше миллиардов, которые компания могла никогда не привлечь.
Или площадка для онлайн-продажи билетов VividSeats. Ее основали два друга в колледже. Они просто перепродавали билеты, создали приложение, а потом достигли более миллиарда долларов оборота.
Чтобы начать бизнес, не нужны инвестиции. Его нужно просто начать. Но в США, я думаю, только один бизнес из ста начинается без внешних инвестиций.
Если ты хочешь открыть магазин мороженого, накопив достаточно денег, то ты просто его открываешь, делаешь мороженое, и если это прибыльно - открываешь еще одну точку. Но многим техно-компаниям, например, нужно сначала привлечь миллион долларов (на разработку продукта, - Ред.). Иначе они не смогут работать.
Пять характеристик предпринимателя, которому доверяяют инвесторы
1. Страстный, восторженный своим делом, который делает всю работу и может преподносить все так, что хочется ему верить.
2. Честный. Который ничего не скрывает, говорит правду и ему можно доверять. Он также должен соблюдать бизнес-этику.
3. Гибок в отношении перемен. Знает, когда меняться.
4. Способен привлекать других людей работать с ним. Нельзя построить бизнес без других талантливых людей. Предприниматель должен знакомиться и встречаться со многими людьми и развивать “pipeline” талантов - группа пассивных кандидатов, которые в будущем могут занять какие-то роли в компании.
5. Lifelong learner. Человек, который учится всю жизнь. Способен открываться новому, чтобы искать альтернативные возможности для адаптации бизнеса. Сфера бизнеса будет сильно меняться.