Какой должна быть инвестиционная политика?

Какой должна быть инвестиционная политика?

Александр Ситухо, председатель совета директоров Ассоциации защиты активов о модели построения новой инвестиционной политики Украины

Украина пользуется "услугами" государственной системы, которая фактически есть кусок имперской бюрократической машины СССР.

Вопросом о том, как активизировать инвестиционные процессы в Украине, как изменить политику государства для этого, как обеспечить вовлечение в экономику все еще значительных сбережений граждан, периодически задавался каждый украинский режим. Нынешний – не исключение. Только вот каждый раз меняется и атмосфера, в которой подвисает этот вопрос, и ответы становятся все менее оптимистичными. Нынешняя ситуация, пожалуй, самая сложная, после начального этапа новейшей украинской истории.

Что касается политики в области инвестиций. Политику этого государства менять бесполезно. Сейчас Украина пользуется "услугами" государства, а точнее – государственной системы, которая фактически есть кусок имперской бюрократической машины СССР, грубо оторванный, которому путем косметических ухищрений придали некоторое подобие демократического независимого государства.

Перепрограммировать его на решение задач страны не удалось. С каждым днем его объем власти, организационные и финансовые возможности уменьшаются. Единственное, что оно пока еще выполняет – поддержку массы нетрудоспособного населения – пенсионеров, оставшихся на иждивении постиндустриальной советской экономики. И то, постоянно пытаясь то снизить их численность, то переложить затраты на трудоспособное население, минуя пенсионную систему.

Использовать это государство для решения задач экономического роста вообще, а инвестиционной политики, в частности – нельзя. Оно является носителем генетического кода милитаризованной, агрессивной "сверхдержавы", причем давно умершей. Всех носителей этого кода ждет такая же судьба. Процесс этот займет еще некоторое время, но к его завершению надо готовиться уже сейчас, чтобы не образовался уже полный вакуум власти.

Требуется проектирование и выстраивание совершенно нового государства, иной системы управления, реальных, действенных, а не декоративных общественных институтов. Системы, адекватной мировым тенденциям в сфере экономики, финансов, государственного управления: переходу от глобализации к локализации, протекционизму, использованию альтернативных валютных систем, децентрализованного учета прав собственности, сетевого муниципального управления и пр.

Это, новое государство в зачаточном состоянии существует уже сегодня, первые усилия были сделаны вскоре после объявления независимости. Уже существует институты, которые в будущем должны взять на себя ключевые функции и выступить точками роста, в том числе инвестиционной привлекательности. Не говоря уже про состояние готовности общества к обновлению. Ведь если обратиться к классике, государство – это не система органов, не машина узаконенного насилия, не бюрократический аппарат, это – состояние народа (state), включающее в себя осознание и принятие общей истории, миссии, готовность согласованно действовать для ее реализации. Но это состояние, эти инновационные институты обездвижены и парализованы агонизирующей массой постсоветского аппарата.

Тем не менее, конец предсказуем, уже сейчас можно и нужно заниматься постановкой задач, которые придется решать этому новому государству. И цели в сфере инвестиционной политики также можно намечать, обсуждать, исследовать уже сейчас. Вот примеры таких целей.

1. Придание национальной валюте статуса инвестиционной. Сейчас, по ряду причин, гривна таковой не является, обслуживая в основном потребительский оборот. Инвестиционные процессы используют доллар, что автоматически переводит их в "тень". Ситуация для этого – благоприятная. Роль доллара, как мировой валюты, становится все более сомнительной, тенденция на формирование множества валютных зон крепнет.

2. Восстановление инвестиционного рынка – прежде всего рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, адаптированного под новые тренды, обеспечивающего создание новых, эффективных имущественных комплексов (предприятий, систем активов) и деструкцию неэффективных. Сейчас этот рынок заблокирован, т.к. несет угрозу стабильности олигархическим ФПГ. В результате капиталы продолжают покидать украинскую экономику, перетекая на более развитые рынки и в новую "криптовалютную" систему. Обратно они уже не вернуться, если не будет предпринято радикальным мер. Пока же власть делает все, чтобы этот отток усилить и ускорить (см. новый законопроект О валюте). Многолетний тупик, в котором оказался земельный рынок, также может быть преодолен благодаря производным финансовым инструментам.

3. Создание условий для использования украинской юрисдикции для защиты активов бизнеса, возврата в страну холдингов, фондов и пр. базовых структур, которые обеспечивают сохранность прав владельцев бизнеса. Сейчас украинский бизнес использует для этого юрисдикции ЕС, США, Великобритании и пр., укрепляет своими активами эти государства, вместо своего. Но ситуация и тут достаточно благоприятна. Набирает силу тренд деоффшоризации и возвращения капиталов в национальные юрисдикции. Тон тут задают США, предлагая "пряник" – льготный налоговый режим и дерегуляцию для производственных капиталов, возвращающихся домой. Впрочем, без кнута тоже не обходится. Активизируются процедуры выяснения происхождения капиталов, борьбы с размыванием налоговой базой, повышающие риски конфискации и арестов.

4. Создание возможности для сохранения результатов инвестиций от изъятия вечнодефицитным государственным бюджетом (и хищений уже из него), условий для реинвестирования прибыли в Украине, а не вывода из нее первых полученных финансовых результатов. В качестве примера можно упомянуть длительную и вялотекущую дискуссию о налоге на выведенный капитал, а также предложения по созданию специальных экономических зон, по примеру МФЦ "Астана" в Казахстане и многих других. Это инструменты, которые позволяют создать локальные "островки" инноваций и развития, с перспективой распространения обновляющего эффекта на всю экономику.

5. Введение в перечень национальных интересов и ценностей, которые должно поддерживать, реализовать и защищать новое государство, понятия "экономическая целостность", частными проявлениями которой являются все вышеперечисленные цели. Нынешняя государственная система пытается ограничить свои полномочия исключительно охраной территориальной целостности, а финансовую активность свести к гарантированному наполнению и бесконтрольному расходованию военного бюджета (см. новый законопроект О национальной безопасности). Такой подход должен быть преодолен. Сильная, здоровая экономика – главное условие безопасности страны. В природе даже хищники не нападают на здоровых животных, выбирая добычу среди больных и слабых, тем более, так не поступают падальщики.

Естественно, это неисчерпывающий и крайне поверхностный перечень задач и направлений. Чем слабее будет становиться нынешняя государственная система, тем больше будут осознаваться проблемы, которые сейчас либо умалчиваются, либо подавляются массированной PR активностью. Только на нее пока и хватает ресурсов. Но что важнее - будет расширяться пространство для творческой, профессиональной, политической реализации тех, кто связывает свое будущее с Украиной.

Читайте также