Корпоративные войны (конфликты с бизнес) — распространенная причина исчезновения компаний из бизнес-карты Украины. Различную трактовку стартовых договоренностей между участниками общества с ограниченной ответственностью (ООО, распространенной формы ведения бизнеса) приводило к конфликту, а отсутствие документального подтверждения таких договоренностей приводила ситуацию в тупик. Дабы избежать войны и не потерять компанию — важно прописать процедуру урегулирования вопросов в интересах всех участников общества и компании до появления первого конфликта.
Ранее у совладельцев ООО было два варианта для урегулирования спорных корпоративных вопросов. Первый — подписать соответствующий меморандум или договор, базово не имеющий юридической силы, а в судебных спорах иногда было трудно доказать даже факт его существования. Второй — это зарегистрировать компанию-владельца украинского бизнеса в иностранной юрисдикции (чаще всего — в Англии), где участники подписывали shareholders 'agreement и там уже урегулировали все вопросы между собой. Сейчас украинские предприниматели получили два удобных и эффективных инструмента как альтернативу этим джентльменским соглашениям, или «соглашениям на салфетках» и «иностранным схемам» для урегулирования конфликтов между участниками общества.
Первый — это корпоративный договор. 5 важных фактов о нем:
— Корпоративный договор могут подписать все участники компании или отдельные партнеры. То есть при наличии трех участников договор могут подписать двое из них.
— Закон не ограничивает объем таких договоренностей. Договор может быть на одну страницу, или на сто — зависит исключительно от количества вопросов, которые вы планируете урегулировать, и их детализации.
— Это может быть один договор или несколько. Это важное условие, когда несколько ООО не связаны между собой, но у них одни и те же собственники. Такие договоры могут согласовать отношения между целыми группами компаний, что весьма удобно.
— Корпоративный договор является конфиденциальным. Этим он отличается от устава общества. Положения договора известны только участникам.
— Вы сами определяете в корпоративном договоре, будет ли он срочным или бессрочным.
Но корпоративный договор непосредственно не регулирует отношения с менеджментом компании. Его основная цель — распределить и закрепить обязанности между участниками общества. Он может влиять на менеджмент, если, например, директор сам же является участником общества. Другой вариант — воздействовать через устав. То есть вы устанавливаете ограничения принимать определенные решения по предварительному согласованию с акционерами-участниками компании (устанавливаете обязанность менеджмента задавать тот или иной вопрос перед участниками). А уже в корпоративном договоре регулируете, как участники компании решают вопросы, поставленные перед ними менеджментом.
Какие вопросы, как и зачем фиксировать в корпоративном договоре
В корпоративном договоре нужно прописать все те вопросы, которые для вас важны. Это могут быть как конкретные нормы, за нарушение которых предполагается ответственность, так и декларативные. Устные договоренности о стратегии развития вашего проекта или компании по-разному могут трактоваться участниками. А со временем участник забывает о них или они теряют свою актуальность. Когда вы фиксируете договоренность в корпоративном договоре, даже если это не норма условной прямого действия, это все равно повод для переговоров, диалога между партнерами.
Для того чтобы эффективно управлять компанией и успешно реализовывать свои корпоративные права, следует прописать в корпоративном договоре следующее:
Как покупать долю
Такая норма может показаться странной на первый взгляд, ведь корпоративный договор уже заключается между участниками (владельцами долей). Действительно, требуется еще одно условие о покупке доли? Так, если партнер, например, привлекает в свой бизнес нового менеджера (операционного или исполнительного директора), и выделяет ему небольшую долю. Чем лучше он будет работать — тем выше будет стоимость вашей компании. Чтобы мотивировать, вы можете дать для начала ему долю в один процент. И привязать рост его доли в ключевых показателях эффективности. Заключить с ним корпоративный договор, где зафиксировать, в каких случаях он может приобрести большую долю (доля будет расти, например, до 20−30%).
Как продавать свою долю
Ранее в Украине действовало преимущественное право на покупку доли общества участниками ООО. Если вы хотели продать долю — вы должны предложить ее другому участнику. И только в случае отказа — уже предлагать ее кому-то другому. Сейчас это право диспозитивное. Участники могут самостоятельно определить в корпоративном договоре, существует оно или нет, и в насколько ограниченном виде:
— преимущественного права нет и участники продают доли любому,
— преимущественное право есть, но оно не распространяется на продажу доли родственникам. Итак, вы можете продать долю своему родственнику, предварительно не предлагая другим участникам ООО,
— прописать в любой другой форме, которая будет зависеть от конкретных целей вашего бизнеса.
Ответственность за нарушение корпоративного договора
В корпоративном договоре можно прописать гражданскую ответственность за его нарушение. Именно этим корпдоговор отличается от устава. Если участник нарушил устав — вы можете обжаловать это действие и вернуться к предыдущим договоренностям. Если участник нарушил корпоративный договор, то он может нести гражданскую ответственность в соответствии с условиями договора. Это может быть штраф или другой вид ответственности. Надо понимать, что в некоторых случаях для выполнения этого условия нарушителем придется обратиться в суд.
Количество голосов, которым обладает участник при голосовании за определенные вопросы
По старому законодательству, количество голосов участника ООО было всегда привязано к размеру доли. Участник с 90% доли обладал 90% голосов, с 10% доли — только 10. Сейчас эту норму можно изменить. Это выгодно для компаний, которые привлекают инвесторов, хотят между собой перераспределить количество голосов для различных вопросов.
Например, по производству у определенного участника будет больше голосов, а меньше — по вопросам маркетинга. В другой — наоборот.
Или инвестор может зайти на большую долю в ООО, однако получить небольшое количество голосов для операционного управления компанией. Таким образом, рычаги влияния на компанию останутся у ее начальных участников и менеджеров.
Выход из дедлоков: когда единственный вариант — корпоративная война
Выходов из дедлоков (Deadlock — ситуации, когда участник или группа участников не могут обеспечить необходимое количество голосов для принятия важного решения о дальнейшей деятельности компании) существует много: русская рулетка, техасская перестрелка, голландский аукцион и пр. Вы можете прописать готовые решения, или же комбинировать, модифицировать их в зависимости от конкретных целей вашего бизнеса.
Например, участник может отправить другому участнику, с которым у него произошел конфликт, предложение купить его долю по определенной цене. Другой участник может на это предложение ответить или согласием (продать свою долю по определенной цене), или обязать его продать собственную долю по той цене.
Прописываем пункт об антиконкуренции
Это условие было прописано в предыдущем законе о корпоративных договорах, действовавшем всего несколько месяцев. Норма об антиконкуренции предусматривает следующее: участники могут договориться о том, что участник вашего общества не может быть участником, партнером и т. д. в компаниях, которые являются вашими прямыми конкурентами. Новым законом запрет на включение этой нормы не определен, поэтому мы можем ее применять и дальше. Это условие, которое довольно часто пытаются включить в свои джентльменские соглашения партнеры, и сейчас она получает определенный легальный статус. А значит, вы сможете контролировать этот процесс.
Как ускорить принятие операционных решений
Еще одним действенным инструментом, который может функционировать одновременно с корпдоговором, является безотзывная доверенность по корпоративным правам. Она предусматривает, что один участник общества может предоставить другому участнику доверенность на реализацию своих корпправ. Это помогает ускорить управление компанией, принятие операционных решений, когда, например, участники общества находятся на разных континентах. Особенность состоит в том, что участник не может отозвать ее в любое время по собственному желанию. Доверенность предоставляется на определенный срок и ее действие прекращается только после его окончания либо по согласованию сторон.
Источник: НВ