Проблематика существующей банковской системы в Украине давно известна. И обусловлена она четкими факторами, образовавшихся внутри как отдельно банковской, так и финансовой системы в целом.
В частности, это низкая степень доверия населения к банковским учреждениям в связи с потерянными гражданами, по разным данным, от $50 млрд до $80 млрд только на депозитах во время "банкопада". Не говоря уже о средствах компаний, которые навеки исчезли на расчетных и корреспондентских счетах компаний.
Более 50% неработающих кредитов и полное отсутствие ответственности за это делают эту структуру надконсервативной и не в состоянии обеспечить потребности бизнеса ни в финансировании, ни в надежных и безопасных инструментах размещения средств.
Необходимость альтернативы финансовой системы, рынка капитала и ответственности инвестиционных управляющих более чем актуальна, без нее нас ждет новая волна финансового кризиса и угроза банковской паники.
Инвестиции для внутреннего инвестора при таких условиях сопряжены с недопустимыми рисками. Финансовые компании с очень слабым уровнем регуляции НБУ и без возможности привлекать средства сегодня являются инструментом более современным, но, к сожалению, полностью лишенным полномочий. А инвестиционные фонды не имеют возможности использовать механизмы кредитования в полной мере и вынуждены ограничиваться прямыми инвестициями с принятием на себя всех рисков, сопровождающих венчурное инвестирование.
Поэтому речь о достойном финансировании малых и средних предпринимателей не идет. МСБ слишком индивидуален для получения финансирования от банков, которые в основном имеют четкие программы, отступать от которых очень сложно. А малые бизнесы - это всегда оригинальные жизненные циклы компаний, процессы, которые каждый раз требуют творческого подхода к созданию адаптивных графиков финансирования, инвестиций и партнерства. К слову, МСБ генерирует 55% ВВП Украины и создает больше половины рабочих мест. Однако получить финансирование способны только 29% малых и средних предпринимателей. То есть 71% перспективных, высокорентабельных бизнесов стратегического сегмента экономики остаются недоразвитыми, не создавая дополнительных ценностей, рабочих мест, не наполняя бюджет.
Может ли государство в текущем материальном положении позволять себе такое? Ответ очевиден.
Но не все так плохо. Перспективы развития фондового рынка у нас есть. И именно он сможет предоставить нашему внутреннему инвестору устойчивые инструменты и гарантии безопасности размещения средств. А начинаются они с инвестиционных венчурных фондов (КИФ).
Сейчас мы имеем не хуже законодательство в разрезе налогообложения дивидендов КИФ. Оно составляет 10,5% вместе с военным сбором для физических лиц и всего 5% - для юридических лиц. Но, к сожалению, эти институты совместного инвестирования не имеют возможности осуществлять финансирование в виде внешнего кредитования, только инвестиции. И здесь нужно подумать. Например, в группе компаний Финстрим, которая включает в себя КИФ "Финстрим", ООО "Финстрим" и ФК "К2000"
Поэтому здесь мы видим очень устойчивую модель со многими точками контроля.
Во-первых, такая конструкция подпадает под контроль сразу двух регуляторов НБУ и Национальной комиссии по ценным бумагам. Кроме того, имея дополнительные рычаги контроля в виде КУА (компании по управлению активами), наблюдательного совета и самих акционеров, юридически и фактически владеют всеми активами фонда, система приобретает еще большую надежность. Особого внимания стоит финансирование и инвестиции именно в МСБ. Это очень диверсифицированное размещение финансов (небольшой, до 8 000 000 млн грн объем кредитов) в проекты с высокой (30-40%) рентабельностью и короткими финансово-хозяйственными циклами. То есть очень надежный, рентабельный, подконтрольный самим инвесторам financial toolskit, столь необходимый для перевода сбережений из-под "матрасов" и тени через счета небанковских финансовых учреждений в экономику.
Таким образом, внедрение этих инструментов побуждает инвесторов охотнее инвестировать в МСБ. Имея доходность на уровне 18% годовых в гривне, льготное налогообложение и гарантированный возврат инвестиций, мы получим уверен поток средств в сегмент МСБ и существенный (минимум на 1%) рост ВВП и экономической активности в Украине.