Потерять собственный бизнес – это как раз плюнуть. И не только потому, что в Украине процветают «маски-шоу», а законодательная база далека от совершенства. Очень часто собственник лишается компании из-за собственной халатности, лени или наивного доверия своим подчиненным.
Из своего опыта могу сказать: чаще всего риск утраты бизнеса (или его доходов) возникает в ситуации, когда мажоритарный акционер находится вне операционного контроля. Миноритарный акционер напротив – заправляет чуть ли не всем, занимая позицию Генерального директора предприятия.
Мажоритарный акционер в таком случае либо контролирует финансовый результат предприятия путём проведения аудита финансовой отчётности, либо во всем верит на слово миноритарному акционеру. В первом случае прозрачность выше, ведь финансовый результат дополнительно проверяется и подтверждается аудитором. Но при этом важно, чтобы аудиторская компания имела международный бренд – тогда вероятность качественной проверки выше. Почему? Потому что международной аудиторской компании всегда есть что терять, в сравнении с локальными аудиторами, которые часто оказываются компаниями-однодневками. В том смысле, что сегодня работают с лицензией, завтра ее теряют и покупают за пару тысяч долларов новую. Для таких репутация – последнее дело.
Но возвращаясь к теме. Как я сказал, если мажоритарный акционер дополнительно проверяет все финансовые процессы – их прозрачность выше. Но если нет – это практически то же самое, что сознательно отказаться от бизнеса. У вас могут отобрать все, причем так филигранно, что вы даже не заметите опасности. А когда заметите – будет слишком поздно.
Миноритарный акционер, он же директор, будет вам говорить, что:
- конъюнктура не та;
- у клиента нет покупательной способности;
- мы стараемся изо всех сил, но на улице кризис;
- нам нужны дополнительные вливания;
- мы не тянем кредитную нагрузку;
- нужны срочно капексные инвестиции для расширения и диверсификации наших услуг и т.д.
И пока верящий на слово мажоритарный акционер это слушает, за его спиной:
- ходят сумки в с кэшем;
- создаются конкурентные бизнеса, куда тайно переводят клиентов;
- деньги из бизнеса выводятся на связанные лица, где учредителями являются миноритарные акционеры, путём перечисления денег за всяческие услуги;
- деньги попросту выводятся на фиктивные компании с так называемыми номинальными директорами, в простонародье - фунтами;
- капексные инвестиции также обрастают так называемыми «подрядчиками-кровопийцами», которые втридорога выставляют счета, а разница уходит в сумках в карман миноритарными акционерам.
В этой схеме бизнес выступает дойной коровой англ.– cash cow), и в данной ситуации выигрывают абсолютно все, кроме мажоритарного акционера, который напрасно надеется на возврат своих инвестиций и наивно верит своим партнерам по бизнесу. А те, в свою очередь, все затраты кладут на общий бизнес, а себе в карман достают чистую прибыль. Ну, разве не идеальная бизнес-модель? В ней прописано все, кроме того, что рано или поздно бизнес лопнет и мажоритарий останется с долгами и дыркой в отчете о прибылях и убытках (англ. – P&L). Хотя кого это уже будет волновать? К тому моменту все, кто должен был, свою выгоду уже получат.
Зеркальная история приключилась с одним из моих клиентов: у мажоритарного акционера по прошествии 7 лет лопнуло терпение в связи с тем, что за все время он так и не получил возврата своих дивидендов, а после полученного звонка от одного из строительных подрядчиков с вопросом: «Куда отнести сумку с кэшем?» , он решил нанять международную аудиторскую компанию для проведения независимого аудита с элементами Форензик для того, что бы понять, а что же все-таки происходит в его бизнесе. Может все-таки стоит взять золотую лопату под названием «независимый аудит» и копнуть поглубже на правах 50 % акционера, который согласно украинскому законодательству, имеет все основания инициировать финансовую проверку деятельности компании.
К его большому удивлению после полученного письма о проведении аудита, миноритарные акционеры тут же сбросили овечьи шкуры и оголили свой волчий оскал, в штыки восприняв проверку, принялись за осуществление рейдерского захвата ТРЦ. Мотивация у них была «шикарная»: времена и так тяжелые, аудита нам еще не хватало.
В проектах форензик безумно важен фактор внезапности, ведь тогда есть возможность застать проверяемого врасплох и зачастую – получить первичные документы, без которых проведение процедуры аудита усложняется. Ведь, как гласит одно из правил аудита с элементами Форензик: все, чего нет на бумаге, не существует.
Поведение аудита и процедуры форензик в Украине очень часто усложняется именно ввиду отсутствия в компании первичной документации и баз учета. В таком случае аудитору приходится восстанавливать по крупицами всю финансовую информацию, а за тем уже проводить аудит, выполняя так называемую «работу Золушки» (англ. – Cinderella job).
Описанная мною выше история не стала исключением: пока аудитор слал запросы на получение данных, часть документации была успешно вывезена за пределы предприятия с целью сокрытия реальной ситуации и реального финансового результата. После таких действий со стороны миноритарных акционеров все становится предельно ясно: реальный финансовый результат отличается от декларируемого. Логичный факт: когда тебе есть что скрывать, ты не готов к аудиту.
Какие из всего сказанного следуют выводы?
- выход из операционного контроля равен потере бизнеса;
- если вы все же решили выйти из операционки – назначьте независимого аудитора и метрики, по которым будете контролировать свой бизнес;
- если заподозрили своего партнёра в недобросовестных действиях – не спешите его «казнить», подождите, и может он приведёт Вас к другим мошенникам;
- помните, что аудит с элементами Форензик – это золотая лопата, которая помогает откапывать миллионы долларов. Но только в том случае, если ею регулярно пользоваться, а не раз в 10 лет.
Решение о публикации материалов принимают редакторы. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов колонок. InVenture не несет ответственности за их содержание.
InVenture оставляет за собой право коррекции и редактирования материалов с условием согласования с авторами. Важно, чтобы материалы не были рекламными и обязательно затрагивали тему инвестиций.
По вопросам размещения колонок пишите на [email protected] .