Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал стимулирует инвестиции в экономику Украины и приведет к ускоренному экономическому росту. Об этом в беседе с корреспондентом InVenture заявила вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, председатель Комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.
Налог на выведенный капитал предусматривает, что базой для налогообложения является не вся прибыль бизнеса, а лишь та ее часть, которую собственники компаний получают как физические лица - в форме дивидендов или других платежей. Базовая ставка налога на выведенный капитал – 15%. Сегодня украинские компании отчисляют осударству 18% от чистой прибыли. Украина имеет шансы стать пятой страной в мире, которая внедрит данный режим налогообложения. На данный момент подобная модель налогооблажения действует в Эстонии, Грузии, Латвии и Гонконге.
В ближайшее время Верховная Рада должна принять законопроект № 8557 «О налоге на выведенный капитал». Если закон будет принят, налог на прибыль для предприятий будет заменен налогом на выведенный капитал, т.е. на выплачиваемые акционерам финансовые средства (дивиденды и другие вознаграждения), которые выводятся за границу. Украина в этом случае станет одной из первых стран, или, вернее, первой большой страной со значительными активами крупного капитала, где вводится такой налог.
Разработка законопроекта началась еще в 2016 году, но законопроект № 8557 был зарегистрирован президентом Украины Петром Порошенко лишь в начале июля 2018 года. Подача законопроекта откладывалась из-за позиции международных финансовых организаций, которые предупреждали о риске бюджетных потерь в случае его принятия. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман также заявлял об этом.
Но в УСПП считают, что возможные потери будут с лихвой компенсированы притоком инвестиций и активизацией бизнеса. В доказательство этого Юлия Дроговоз приводит прогноз Минэкономразвития и торговли.
– Юлия Сергеевна, что мешает увеличению инвестиций в Украину?
Инвесторов в первую очередь отпугивает коррупция. Очень часты случаи, когда инвестиции наталкиваются на позицию определенных чиновников, людей, которые принимают решения. К инвесторам начинают предъявлять какие-то коррупционные требования, направленные на обогащение этих лиц.
– О борьбе с коррупцией много говорят на разных уровнях. Что кроме этого может существенно повлиять на ситуацию?
Все усилия экспертного сообщества направлены на привлечение инвестиций в страну. Ради этого и был разработан законопроект о налоге на выведенный капитал, предполагающий внесение соответствующих изменений в налоговый кодекс. Законопроект направлен на то, чтобы активизировать внутренних инвесторов, на стимулирование внутренних инвестиций. Чтобы понять, какой эффект может оказать его принятие, сошлюсь на данные Министерства экономического развития и торговли. Министерство сделало прогноз экономического и социального развития страны на 2019-2021 годы.
В этом прогнозе есть сценарий (Сценарий развития №2), который учитывает законодательные инициативы, связанные с привлечением инвестиций – закон о снятии моратория на продажу сельскохозяйственных земель и закон о налоге на выведенный капитал. Эти реформы должны дать наибольший результат. В частности, благодаря притоку инвестиций и активизации бизнеса в результате их проведения рост ВВП должен ускориться. Учитывая влияние этих факторов, в 2019-2021 годах по второму сценарию прогнозируется среднегодовой рост индекса промышленного производства на 6,1 процента (в 2019 году - на 5,1 процента), объемов производства сельскохозяйственной продукции - на 1,9 процента (в 2019 году - на 2,6 процента), ВВП - на 4,8 процента (в 2019 году - на 4,1 процента). Прирост прямых иностранных инвестиций во втором сценарии также будет значительно выше (Табл.1)
Рис.1 Сравнение роста ВВП при разных сценариях по прогнозу Минэкономразвития
Источник: Министерства экономического развития и торговли
Табл. 1 Прирост прямых иностранных инвестиций (по методологии платежного баланса), млрд. долларов США
2017 |
2018 |
Прогноз на 2019 |
Прогноз на 2020 |
Прогноз на 2021 |
||||||
факт |
ожидание |
Сц.1 |
Сц. 2 |
Сц. 3 |
Сц.1 |
Сц. 2 |
Сц. 3 |
Сц.1 |
Сц. 2 |
Сц. 3 |
2,2 |
3-3,5 |
4- 4,5 |
7,5-8 |
2-2,5 |
5-5,5 |
9,5-10 |
2-2,5 |
6-6,5 |
11,5-12 |
3-3,5 |
Источник: Министерство экономического развития и торговли Украины
– Подразумевается, что именно введение налога на выведенный капитал окажет такой эффект?
В пояснении к прогнозу много внимания уделено налогу на выведенный капитал, потому что предполагается, что именно он максимально привлечет инвестиции в страну. Исследуется также роль снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, но авторы прогноза считают, что это окажет эффект лишь через какое-то время поскольку люди не сразу начнут продавать землю. Рынок земли заработает не скоро, в первые годы процент тех, кто продаст землю, будет очень небольшим. Поэтому основная ставка делается на налог на выведенный капитал.
– Насколько вероятна реализация благоприятного сценария?
Все зависит от того, насколько будет проявлена политическая воля, удастся ли принять законопроект. Примем закон – получим позитивный результат, не примем – получим негативный. В этом случае второй сценарий не будет реализован, и мы не получим тех высоких макроэкономических показателей, о которых говорится в прогнозе Минэкономразвития.
– Очевидно, что внесение закона на рассмотрение парламента натолкнулось на серьезное сопротивление. Вы уверены, что его примут на этой сессии Верховной Рады?
Конечно, ситуация очень тяжелая. Очень сложно спрогнозировать (когда примут законопроект – прим авт.). Со всех сторон мы слышим голоса в поддержку этого налога. Я сама присутствовала на встрече президента с бизнесом в начале июля, когда президент в присутствии представителей от бизнеса и общественности подписал этот законопроект, и на следующий день он уже был зарегистрирован в Верховной Раде. Мы слышим постоянные заявления о поддержке законопроекта от той же Нины Южаниной (депутат, соавтор законопроекта о налоговой реформе, предложенного в 2015 году – прим. авт.). Сентябрь покажет, насколько соответствуют слова наших высокопоставленных лиц, насколько серьезно желание, воля к этой реформе, или это очередные «обицянки».
Но есть одно «но» – позиция МВФ. Мы все ждем миссию МВФ. От возобновления или невозобновления сотрудничества с МВФ тоже многое зависит. Финансовая поддержка МВФ и других международных организаций – серьезный сигнал для инвесторов.
Речь об инвестициях может быть лишь в случае, если сотрудничество будет продолжено.
В связи с этим возникает другой вопрос. Такая поддержка связана с достижением определенной финансовой стабильности, а это, в свою очередь, связано с госбюджетом. В данном случае мы понимаем позицию МВФ, которая заключается в том, чтобы не допустить каких-то кассовых разрывов при выполнении бюджета. Сейчас при Министерстве финансов работает рабочая группа, которая просчитает кассовые разрывы, которые могут возникнуть в результате введения налога на выведенный капитал. Результаты работы этой группы будут иметь серьезное влияние на то, будет ли принят закон или нет. Пока Министерство финансов увеличило возможную «дырку» в бюджете. По результатам нескольких расчетов речь шла о 20-30 млрд., а сейчас эта цифра возросла в два раза. Поэтому важно, к каким результатам придет рабочая группа, и смогут ли они согласовать их с МВФ или признать такими, которые не будут представлять угрозы для выполнения бюджета по каким-то другим статьям. От этого многое зависит, на основании этого и будут приниматься решения. Поэтому шансы на принятие закона оценить сложно.
Мы понимаем, что в предвыборный год нашему правительству будет сложно принимать такое решение и брать на себя такую ответственность. Поэтому мы боимся, что процесс продвижения законопроекта будет сорван. Вместе с тем, есть настолько огромное желание снизу и давление снизу, что противостоять ему депутатам очень сложно.
– Что показал опыт тех стран, в которых уже принят налог на выведенный капитал?
Очень похожая модель принята в Эстонии. Не могу сказать, что это копия нашей, но Эстония работает на похожем налоге, только там принят налог на нераспределенную прибыль.
Более близкую к нашей модели ввела Грузия. И поскольку они вели ее еще с января 2017 года, то они уже успели получить определенные результаты. На начальном этапе у них были потери бюджета, но рост инвестиций и другие положительные эффекты с лихвой компенсировали эти потери. Поэтому говорить о каких-то возможных потерях при введении этого налога – означает просто искажать суть происходящего. Ведь Грузия получила гораздо больше плюсов от введения налога, чем потерь. И те потери, что у них были, уже начинают перекрываться и поступлениями от дополнительных налогов, и ростом деловой активности.
Побочным эффектом введения налога стала детенизация экономики. За счет инвестиционной составляющей в Грузии произошло оживление бизнеса, и они уже начинают перекрывать все кассовые разрывы и потери дополнительными поступлениями от активизации самого бизнеса.
О такой же модели сейчас говорит Великобритания, т.е. это становится трендом во всем мире. Об этом налоге заговорили и вполне возможно, что на этот налог все больше и больше будут переходить другие страны.
– Куда, по-вашему, в первую очередь должны быть направлены эти инвестиции?
В проведении реформ самое главное – все-таки ставка на инновационное развитие и на построении инновационной системы. Инвестиции инвестициям рознь. Надо понимать, какие инвестиции и каких инвесторов мы ждем. Единственным путем выхода страны из кризисной ситуации, в которой она находится, и получение высоких темпов экономического роста возможно путем не просто привлечения инвестиций, а путем создания инновационной системы.
Главное – в инвестициях должна быть инновационная составляющая. Инвестиции могут даже иметь большую добавленную стоимость, но если они будут затрагивать только традиционные производства, то мы не получим высокий темп экономического роста. В конечном итоге мы все равно будем проигрывать на внешних рынках. Поэтому упор нужно делать не на инвестиции сами по себе, а на инновации.
Источник: InVenture / Нина Шершова