Покупка-продажа IT-компании в Украине: что важно знать?

Покупка-продажа IT-компании в Украине: что важно знать?

Виталий Горовой, серийный IT предприниматель и основатель InSoft Partners о том, что важно знать, если вы решили купить или продать IT-компанию в Украине

Недавно украинские айтишники, а также те, кто интересуются миром M&A (слияния и поглощения), узнали о продаже GlobalLogic (украинский офис которой является одним из крупнейших на местном рынке) японской Hitachi за $9,6 млрд.

Оценка стоимости сервисного бизнеса (GlobalLogic, в основном, продает услуги по аутсорсингу написания программного обеспечения), превышающая 8 годовых продаж, по последним доступным данным выглядит довольно агрессивной. К сожалению, подробностей о сделке крайне мало, поэтому, чем вызвана такая высокая оценка, мы можем лишь догадываться. Одной из немногих зацепок является сравнительная стоимость по мультипликатору количества персонала к капитализации (у ЕРАМ, публично котирующегося на бирже, значение этого показателя подозрительно близко к объявленной Hitachi оценке за GlobalLogic).

Однако, компаний уровня GlobalLogic в Украине совсем немного, но 200-тысячная (в количестве сотрудников) отрасль активно развивается, что подтверждают результаты 2020 года. По оценке BRDO, экспорт IТ-услуг из Украины впервые превысил $5 млрд и составил 8,3% всего украинского экспорта.

Около 90% украинского IT (в количестве сотрудников) представлено в аутсорсинге услуг написания программного кода. И если сделки по покупке-продаже аусторсинговых компаний свыше 500 человек более-менее стают известны широкой публике, то сделки с меньшего размера компаниями частенько остаются за кадром.

Если вы задумались о покупке или продаже небольшой сервисной IТ-компании, но не хотите, чтобы вам за цену бриллианта продали стекло (когда вы — покупатель) либо за вашего племенного жеребца заплатили, как за старую гужевую кобылу (когда вы — продавец), попробуем пройтись по основным параметрам, на которые следует обращать внимание при такой M&A сделке.

Итак, на что стоит смотреть в первую очередь?

1. Объем бизнеса

Сфокусируйтесь на чистом объеме продаж за вычетом всех тех денег, в которых бизнес является транзитником. Например, прогнали через компанию миллион долларов, перепродавая лицензии Adobe, из которых деньги бизнеса — только комиссия 2% — весь этот миллион за вычетом 2% и удаляйте из оценки.

Или другой пример. Используя ваш бренд, субподрядчик работает с качественным заказчиком, а вы только получаете небольшой процент от платежей. Вот только этот процент и относится к вашему объему продаж.

2. Объем бизнеса на количество инженеров

Сервисный бизнес генерирует $20 млн. В нем работают на клиентов 1 000 инженеров. А в другом всего 500 инженеров производят такой же объем выручки. Какой из них вы посчитаете более эффективным и, соответственно, более дорогим?

3. EBITDA

Нюанс типичной украинской Software Development компании — у нее показатель EBITDA, в большинстве случаев, очень близок к чистой прибыли. При этом частая ошибка — не учитываются невыбранные отпуска и недоплаченные зарплаты акционерам, которые находятся в операционной деятельности и добирают свои доходы дивидендами. Сэкономили на отпусках? Вытянули часть зарплат дивидендами? Теперь на бумаге добавьте их обратно в P&L. Это точно уменьшит EBITDA.

4. Портфель клиентов и его диверсификация

Компания, у которой в клиентах Microsoft, будет точно дороже компании, у которой лучший клиент — ТОВ «Малятко». Общее правило — чем глобальнее клиенты и чем дольше с ними контракты — тем лучше.

Компания работает с Tesla? Отлично. А сколько Tesla занимает в ее бизнесе? 90%? Если завтра Tesla передумает работать с этой компанией — все, бизнеc приказал долго жить.

5. География клиентов

Так сложилось, что американские и европейские пиццамейкеры выглядят надежнее заказчика-пиццерии из украинской глубинки. И здесь речь отнюдь не о шовинизме, а о рисках нашей страны и валюты. Завтра доллар будет по 50, а зарплаты программистов привязаны к СКВ (чаще доллар США или евро). Кто будет покрывать недостающую разницу? Локальный клиент точно в СКВ обеднеет, а значит IТ-компании придется проедать свою прибыль.

6. Технологический стек

Компания, сотрудники которой глубоко разбираются в искусственном интеллекте для обработки видеоизображений, будет куда интереснее той, в которой предмет гордости — сайт-визитка на WordPress (уже видавшая виды CRM) для производителя молока из соседнего областного центра.

7. Ключевая команда

Слаженная команда звезд или успешная звездная команда — это неважно в данном вопросе. Важно, что плохо сработавшаяся команда дисконтирует бизнес. Помним также, что ключевые сотрудники, лидеры мнений, люди, на которых держатся клиенты — все должны быть в специальном списке, а планы по удержанию всех их кристально понятны.

8. Процессы, отчетность

Если роли расписаны, процессы понятны, онбординг проходит легко, бизнес готов к масштабированию (простыми словами, если сотрудник идет не к Коляну, а к Resource Manager по решению профессионального вопроса) — имеем плюсик. Если еще есть четкая автоматизированная отчетность — видим большую редкость на украинском рынке. Надо брать!

Важно, что мы говорим об общем случае. В отдельных кейсах набор критериев может отличаться, равно как и ожидания от показателей. Например, операционной команде, которая понимает, как растить Software Development бизнес, интереснее купить неэффективную компанию, но дешевле. Дальше они сами её пофиксят, еще и заработают на арбитраже.

В завершение, крайне важна юридическая структура в сделке. Если планируете привлечь западного партнера в Software Development бизнес, не предлагайте ему всевозможные ТОВ или другие экзотические для него формы украинского структурирования. Только понятные юрисдикции с оформленными там ключевыми контрактами и IP.

Стоит отметить, что если компания работает не с местными заказчиками и у нее есть сколько-нибудь респектабельные клиенты, она уже фактически не может не быть структурирована на западе. Эти клиенты просто откажутся заключать договор с юрисдикцией, где нет достаточной защиты прав и прозрачной судебной системы.

Читайте также

Компания занимается продажей комплектующих для систем отопления, водоснабжения, канализации

Компания занимается продажей комплектующих для систем отопления, водоснабжения, канализации

30.10.18
2719
Американский грузовой авиаперевозчик ATSG станет частной компанией в рамках сделки на $3,1 млрд

Американский грузовой авиаперевозчик ATSG станет частной компанией в рамках сделки на $3,1 млрд

05.11.24
407
Американський вантажний авіаперевізник ATSG стане приватною компанією в рамках операції на $3,1 млрд

Американський вантажний авіаперевізник ATSG стане приватною компанією в рамках операції на $3,1 млрд

05.11.24
376