Все больше украинских проектов завоевывает место на глобальном рынке, создавая уникальный и востребованный продукт. Одну из таких историй успеха рассказывает основатель украинского стартапа Minute of Life Руслан Федоренко.
Компания Brainberry Global – это часть multimediagroup – холдинга, состоящего из группы компаний, которые работают на рекламном рынке Украины еще с 1999 года. Когда в середине 2000-х стал активно развиваться цифровой рынок, мы создали фирму Brainberry, которая довольно известна на украинском рынке рекламы. Именно она и стала прототипом сегодняшней компании с разницей в том, что Brainberry global производит свои собственные продукты и работает на мировом рынке для потребителей из разных стран. Проект Minute of Life является продуктом этой компании, он был запущен в виде бета версии в октябре 2014 года.
Идея этого стартапа родилась еще в 2013 году, и первый прототип появился осенью 2013-го года. Тогда мы только подумывали о том, чтобы выйти за пределы Украины и попробовать свои силы на международном рынке. Изначально сама идея родилась из головной боли по поводу поиска подарков родным и близким. Наверное, в период 2005-2012 годов было время насыщения рынка и потребителей всем, чем только можно, и отсюда возникла проблема – что подарить, когда у всех все есть? Эти мысли привели к тому, что самый ценный подарок на самом деле – это твое время. Невосполнимый и самый ценный ресурс. Вот от идеи – “А что если подарить человеку минуту своей жизни?” и начался наш путь.
По сути Minute of life решает целых 3 проблемы. Первая – позволяет подарить оригинальный подарок – минуту своей жизни. Вторая – позволяет создать эмоциональное и наполненное смыслом сообщение. Заметьте, с развитием технологий и появлением всевозможных мессенджеров смысл слов и эмоций начал таять вместе со скоростью нашей жизни. Вместо того, чтобы сказать “Я тебя люблю”, мы высылаем сердечко. Потому что так быстрее.
А Minute of Life говорит клиенту – потрать время, сделай интересное, эмоциональное, запоминающееся сообщение, которое будет иметь значение.
Третья – мы предлагаем два способа отправки сообщения. Обычный – пользователь выбирает время и дату, когда его сообщение будет/станет доступно адресату. Раньше этого времени посмотреть сообщение не получится. Представьте себе, вы высылаете такое сообщение своему сыну или дочери, и они получат его, например, через 20 лет, когда будут в таком же возрасте как и вы. Второй способ отправки – это Дополненная реальность (AUGMENTED REALITY). Это очень интересная технология, технология будущего и ее бум начнется в 2016-2017 годах.
Чтобы понять как ее можно использовать для сообщений, я приведу такой простой пример. У вашего парня День Рождения. Вы готовите ужин. В качестве личного подарка можно подарить ему видео, в котором будут фотографии, какие-то памятные моменты, одним словом, все, что вы посчитаете нужным. Создаете такое видео на нашем сайте, выбираете способ доставки – Дополненная реальность и в магазине МАРКЕРОВ выбираете категорию ВИНО – а в ней – этикетку для бутылки вина. Моментально вам приходит электронная почта с файлом этикеты и QR кодом. Распечатайте этикетку на клейкой бумаге на обычном принтере и наклейте на бутылку. Скачайте наше бесплатное приложение в телефон и отсканируйте QR код нашим сканером, наведите на этикетку и там будет Ваше видео. Это отличный сюрприз и трогательный подарок. Вы очень эффектно и красиво подарили человеку свое время и доставили ему это сообщение очень оригинальным способом.
Проект стартовал 1 октября 2014 года, и это была бета версия с одной функцией отправки – указанием даты и времени. Через 4 дня мы получили первого пользователя. Это были дети из штата Огайо, США, которые сделали поздравление своему папе. Сейчас у нас более 60 тыс. пользователей, хотя мы не вкладывали в маркетинг, потому что готовили вторую часть проекта – AR.
И 17 августа этого года мы вышли уже с полной версией и с полнофункциональном приложением на Android и сканером на iOS. Полное iOS приложение будет готово к 15 октября. С момента запуска прошел месяц, в течение которого мы тестировали и сайт, и приложения, и всю систему в целом. Для тестирования мы выбрали определенные страны – Турцию, Мексику, Македонию, Сербию, Азербайджан и Южную Африку. Эти страны были выбрани не случайно, а после тщательного анализа. Тест идет очень успешно: за месяц мы получили более 1000 пользователей, которые отослали сообщения с помощью дополненной реальности. В отдельных странах, выбранных для теста, мы поймали эффект виральности, что нас очень радует.
Количество AR- сообщений у нас растет с каждой минутой.
Мы работаем в нише сервисов для создания и отправки сообщений, и у нас масса конкурентов. Но в то же время у нас их нет. Потому что мы единственный в мире сервис, который дает возможность конечному пользователю использовать технологию дополненной реальности в домашних условиях и за очень маленькие деньги. Есть несколько компаний, которые производят программное обеспечение или близкие по сути продукты к дополненной реальности, но никто не применил это в сервисе отправки сообщений.
С монетизацией все очень просто. Маркеры, на которых пользователи помещают свои сообщения – платные. Они стоят от 2 до 7 долларов. Также у нас есть физические товары, которые пока для теста представлены футболками. Пользователь может создать, например, видео-поздравление другу, выбрать футболку с понравившимся изображением, и мы доставим ее в любую страну. Получатель сможет через свой телефон посмотреть видео поздравление на своей же футболке. Поэтому путей и способов монетизации нашего проекта очень много. Можно продавать что угодно. Хорошим примером будет наша b2b-секция. В ней любой брэнд может разместить свой маркер: например, Coca-Cola размещает этикетку свое бутылки и ВСЕ пользователи в мире могут посмотреть поздравление компании с Новым Годом на купленной бутылке.
На данный момент проект реализован на средства холдинга и бизнес-ангелов. С инвестициями мы не торопимся, хотя к нам есть очень живой интерес со стороны американских венчурных фондов. Их огромный плюс состоит в том, что они знают, как поднимать и развивать стартап. Но мы имеем готовый работающий продукт, а самое главное – четкое видение как сделать из него супер проект мирового уровня. В таких случаях, я считаю, больше смысла работать с частным инвестором, который верит в проект и участвует в нем. Говорить о конкретной сумме сейчас неуместно, потому что на проект можно потратить миллион долларов, а можно 10, и результат будет разный. Цели у нас очень амбициозные, и мы верим, что не только в Кремниевой Долине могут рождаться проекты уровня рыночной стоимости $100 млн. и выше.
Сейчас мы активно заняты подготовкой к выводу проекта на американский рынок. Мы хорошо протестировали его, попробовали разные варианты и очень скоро мы будем готовы выйти на рынок Северной Америки. Также сейчас мы запустили тестовый проект в Киеве – размещение сообщений на стене на Андреевском спуске. То есть изображение стены с картиной Возрождение Украины стало нашим маркером, и любой человек бесплатно может поместить свое сообщение на эту стену, выслать его и получатель, подойдя к стене со своим телефоном, сможет сообщение увидеть. Такие стены мы запускаем в Сантьяго, Чили, Мехико Сити, Кейптауне, Стамбуле.
Мы постоянно улучшаем базу наших маркеров. На период тестирования мы сделали один маркер бесплатным для всех. Также сейчас мы тестируем рынки ОАЭ и Саудовской Аравии и получаем просто отличные результаты.
Я верю, что у проекта очень большое и интересное будущее. Думаю, через три года о нем будет знать весь мир.