Как инвестора Эстер Дайсон знают во всем мире — в ее портфеле более 150 инвестиций в проекты, среди которых 23andMe, Evernote, Meetup, PatientsLikeMe, Technorati, Flikr, Space Adventures и даже Yandex. А New York Times назвал Эстер Дайсон самой влиятельной женщиной в ИТ-сфере. Сфера ее интересов — биотехнологии, life science и космическая индустрия. И не только с точки зрения инвестиций — свой билет на космический перелет на корабле Virgin Galactic она уже приобрела. Свободное же время Эстер уделяет созданной ею некоммерческой организации HICCup, занимающейся вопросами здравоохранения и качества жизни.
Инвестиционный опыт
Я инвестирую в то, что нахожу полезным, в то, что меня саму интересует и в те проекты, где я могу быть полезна.
Я не контролирую свои инвестиции. Представьте, что у вас 30 детей. Те, которые вам чаще звонят, получают от вас больше внимания. Или у вас есть любимчики — один или два. С портфельными компаниями все как в реальной жизни — я вовлекаюсь или если они просят, или если мне самой очень интересно. Иногда и детям приходится говорить: "Не звони мне каждый день, ты должен жить своей жизнью". А иногда наоборот — приходится просить: "Набирай меня хотя бы раз в месяц, я хочу знать, как ты там".
Предпочитаю инвестировать в сугубо практические области, а не в то, что модно и "секси". Не хочу в этом конкурировать с людьми, у которых существенно больше денег. Можете инвестировать и в тренды, но только если вам они сильно по душе, а не потому что это тренды и все в это вкладывают.
Большинство идей ничего не стоят сами по себе. У меня нет привычки инвестировать в идеи.
Я не расстраиваюсь, если компания, на которой я потеряла деньги, действительно пыталась сделать что-то полезное. Хуже, если тебя просто обманывали. В моей жизни было два таких случая.
У меня нет ни методики проведения due diligence, ни команды помощников для этого. Если вкладываешь в проект $25-50 тыс., то расходы на то, чтобы проверить эту компанию как следует, будут выше, чем я могу потерять на этой инвестиции. Проще просто вложить.
Я не знаю IRR своих инвестиций, я знаю только, что сейчас денег у меня больше, чем когда я начинала.
Больше всего денег — около миллиона долларов — я потеряла на компании, которая называлась Airship Ventures. Я была влюблена в этот проект! Это был настоящий дирижабль, который катал туристов. Столько фана, потрясающе! Но мы были недокапитализированы, случилась рецессия, а СЕО не был хорошим менеджером. В общем, это была моя самая большая потеря.
Я никак не управляю своими портфельными инвестициями, если официально у меня нет обязательств как члена Совета директоров. Какие-то из них исчезают, а какие-то становятся Flickr или Evernote, и это покрывает неудачи.
В свое время я вложила в Facebook $25 или 50 тыс. Первую часть своих акций я продала за миллион долларов, на эти деньги я сейчас финансирую свою неприбыльную организацию. Вторая часть стоит уже около $2,5 млн. Это, конечно, пример большой удачи — тогда я не предполагала, чем станет Facebook.
Как действовать украинскому инвестору?
Ваш рынок — только в ваших руках. Вы можете инвестировать в стартапы, которые стремятся на американский рынок, и многие из них действительно выйдут на него, но потом скорее всего умрут. А можете инвестировать в украинские компании, которые стараются сделать вашу страну лучше и эффективнее.
То, что создал, например, Билл Гейтс, сделало богатым не только его — это принесло большую пользу американской экономике. Если вы все будете работать в аутсорсинге или инвестировать в компании, которые уходят на другие рынки, Украина не почувствует никакой пользы от этого. От ваших инвестиционных решений зависит, станет ли эффективной экономика вашей страны.
Американский рынок выглядит таким заманчивым, но там и конкуренция огромная. В моем портфолио более ста пятидесяти компаний, но только 20 или 30 названий могут быть вам знакомы, остальные — это полный провал, именно на американском рынке.
У вас на рынке сложно найти деньги? Так это же значит, что конкуренции меньше! В Штатах так легко привлечь финансирование, что на одну хорошую идею тут же находятся десять конкурентов, которые делают то же самое, распыляя внимание потенциальных клиентов.
Вы жалуетесь, что у вас на рынке проблемы? Я же американка, для меня проблема — значит наличие возможности. Если видите проблему, думайте о том, кому нужно, чтобы она была решена и кто готов за это платить.
Вы, украинцы, гораздо более приспособлены решать свои украинские проблемы, нежели американские. Может, это и есть ваше окно возможностей? Это не про социальную ответственность, это про то, что здесь вы можете быть более эффективными. Потом вы можете искать рынки, проблемы на которых похожи на ваши — Казахстан, Бразилия, Польша. Американские проблемы даже сами американцы не всегда умеют решать.
Вы хотите идти на другие рынки? Вас интересует Азия? Тогда мой вам совет: учите китайский. Иначе в чем будет ваше преимущество перед другими инвесторами?
С точки зрения развития технологий американский рынок уже очень конкурентный, фокус сейчас направлен в вертикальные индустрии, где важно не само умение программировать, а бизнес-экспертиза в узкой нише — здравоохранении, банковской системе и т.п. Говорите своим программистам, чтобы учились понимать бизнес-процессы, а не только кодить.
Вы можете инвестировать в традиционные для своей страны отрасли, но через инновации, которые сделают их более эффективными. Наверное, развивать с помощью технологий сельское хозяйство для Украины более реально, чем синтетическую биологию.
Совет бизнес-ангелу
Что я знаю наверняка — нельзя быть единственным инвестором в стартапе, потому что тогда вы будете тянуть его вечно. Лучше разделять это с другими людьми.
Никого нельзя принуждать к инвестированию, потому что в этом случае вы будете нести за это ответственность. Можно только показывать людям возможности, но решения они должны принимать независимо.
Для инвестора важно не обещать лишнего. Скажите, что будете стараться помогать, но не обещайте, что сможете это делать постоянно. Лучше ваша помощь и участие потом будут приятным бонусом для компании.
Оценить стартап реально очень сложно. Простых правил тут нет. Скорее, нужные люди просто получают лучше условия, чем другие инвесторы. Одни и те же деньги могут иметь разную ценность.
Smart money — это когда вы можете дать правильный совет, это про работу с людьми, а не про помощь с маркетингом или бизнес-ресурсами.
Большинство стартапов проваливаются именно из-за человеческих проблем. Поэтому чем больше вы будете знать о людях, о природе принятия решений, тем лучше. Я бы советовала больше читать именно об этом, а не биографию Стива Джобса или "From good to great".
У вас как ангела действительно есть неплохие шансы, если вы диверсифицируете свои риски и вкладываете не в одну компанию, шансы на успех которой не больше 10%, а в десять или двадцать. Такова математика.
Как ангел вы зарабатываете на тех рисках, которые не хотят нести другие люди. Вы входите в компанию на том этапе, когда она серьезно недооценена, потому что у вас либо есть свободные деньги для этого, либо вы лучше понимаете в отрасли или знаете этих людей, и в этом ваше преимущество.
Вы не можете просто смотреть по сторонам и искать "лучший для инвестиций рынок". Вы должны понимать, в чем будет ваше преимущество. Вы можете сказать "потому что я говорю на этом языке", "потому что мой отец работал в автопроме, я понимаю в автомобилях", "потому что моя жена фэшн-дизайнер и дает мне советы, я инвестирую в фэшн". Это должна быть комбинация рынка, географии и индивидуальных возможностей.
Инвестируйте не по алгоритмам, а согласно своему пониманию проблем в разных индустриях и если вы видите, что предприниматель также понимает эти проблемы. Один парень предлагал мне вложиться в социальную сеть для семей. Оказалось, сам он последний раз общался со своей семьей четыре месяца назад. Я сказала "нет".
Вы — ангел и распоряжаетесь только своими деньгами, поэтому можете придумывать какие угодно стратегии и правила. Даже если вы совсем не понимаете в индустрии, а просто доверяете "тому парню", потому что учились с ним в одной школе.
Когда вы в бизнесе, вы знаете людей. Может, кто-то из отличных сотрудников уволился, потому что хотел начать свое дело, и вы очень об этом жалели. Почему бы не инвестировать в него?
Напоследок и природе венчурных инвестиций
Нельзя сказать, какая модель для экономики полезнее — продуктовая или сервисная. Нужны обе. Продуктовая может дать больший возврат, но в ней требуется и больше удачи.
Думаю, мы имеем дело с большой нехваткой людей, которые в состоянии делать не "продукт", а бизнес.
Парни из Долины любят говорить, что они были really smart, вспоминая свои удачные инвестиции. Только самые честные скажут вам: "У меня есть некоторое чутье и мне просто повезло".
Если бы существовала какая-то правильная стратегия, все бы пользовались ею. Удача в инвестировании на самом деле важнее, чем многие думают!
По материалам: ДЕЛО