Чтобы привлечь инвестиции, необходимо понимать, какую долю компании вы готовы отдать за ту или иную сумму денег. Этот шаг возможен только если вы просчитаете стоимость вашего бизнеса
Можно провести параллель: когда вы собираетесь продать квартиру или другую недвижимость, вы предложите покупателю определенную цену. Это не будет цифра с потолка. Вы учтете рыночную цену аналогичной недвижимости, первоначальную сумму покупки, все потраченные деньги на ремонт, мебель и прочие улучшения.
Когда покупатель спросит о стоимости, вы точно не ответите: «Столько, сколько дадите». У вас возникнет торг, вы сойдетесь на приемлемой друг для друга цене.
Аналогичная ситуация и с бизнесом: необходимо понимать хотя бы приблизительную цену вашего актива. И уже от этого отталкиваться в переговорах с инвестором. Есть два самых популярных подхода к оценке компании:
- Оценка на примере аналогичного бизнеса, но с учетом мультипликаторов
Это наиболее реалистичный метод оценки. Но, к сожалению, в украинской бизнес-среде найти открытую информацию о новосозданной компании почти невозможно.
Обычно вся информация по сделкам и их объемам скрыта от внешнего мира. Поэтому в Украине этот метод используют, когда владеют инсайдерской информацией.
В качестве альтернативы можно поискать наиболее похожий западный бизнес на Crunchbase и взять его оценку за отправную точку. Конечную сумму нужно корректировать в зависимости от этапа развития компании и рисков вашего стартапа.
- Дисконтирование денежных потоков
Другими словами – это прогнозирование будущего дохода бизнеса. В Украине этот метод используют чаще всего. Дисконтирование не подойдет компаниям, которые не ожидают в ближайшие годы получить много денег и прибыли. Например, вы разрабатываете сложный технологический продукт, и это займет больше трех лет.
Но мы разберем на конкретном примере упрощенный вариант оценки стартапа по этому методу.
Шаг «0». Создание карты развития
Я всегда начинаю расчеты именно с этого пункта, чтобы в прогнозе ничего не упустить из виду. Тут важно выбрать ключевые точки, которые потянут за собой денежные затраты либо поступления.
Этот этап помогает структурировать развитие компании перед тем как приступить к расчетам.
Пример расчетов на шесть месяцев. Средний период для прогнозирования составляет от 12 до 60 месяцев.
Шаг 1. Прогноз прихода денежных средств
Для прогноза продаж необходимо заложить в план два пункта:
- количество проданных товаров или услуг. Начинайте с минимального количества с постепенным возрастанием на 10-20%, беря во внимание маркетинг-кампанию и объемы производства
- среднюю цену за товар – ту, за которую вы готовы продавать не в минус
Если вы укажете денежные поступление не от основной деятельности, то их можно отнести к прочим поступлениям.
Совет: Чтобы спрогнозировать продажи более реалистично, можно учесть риск провала стартапа. Например, если вероятность провала (failure risk) – 50%, то сокращаем ожидаемые доходы наполовину.
Тут можно найти информацию о вероятности провала стартапа, в зависимости от сферы деятельности.
Шаг 2. Прогноз оттока денежных средств
Несколько основных категорий:
Прямые затраты на изготовление продукта (сырье, логистика) – их прогноз лучше сразу закладывать в виде процента от продаж продукта. Если вы продаете услуги, то в прямые затраты можно включать зарплаты сотрудников, которые работают только с клиентами и прямо предоставляют им эти услуги.
Все остальные затраты – аренда помещений, зарплаты, административные затраты (интернет, канцелярия) лучше продумать сразу и указать хотя бы приблизительные суммы.
Но если все-таки вы что-то забыли (а скорее всего, так и будет), то запланируйте 10% бюджета на непредвиденные затраты.
Шаг 3. Капитальные затраты
Сюда относим все затраты на основной фонд компании: покупка программного обеспечения, покупка техники и оборудования, оформление патента и т.д.
Шаг 4. Чистый денежный поток
Это уже финальный показатель, который мы используем для расчета стоимости компании. Он показывает объем заработанных денег (со знаком плюс либо минус) на протяжении года.
Чистый денежный поток = общие денежные поступления – общий отток денежных средств – капитальные затраты
Для дальнейшего анализа лучше собрать чистые денежные потоки по годам (на 3-5 лет).
Шаг 5. Дисконтирование и расчет стоимости компании
Самое главное правило в финансах: «Один доллар сегодня не равняется одному доллару завтра». Ведь за этот период этот доллар можно положить на депозит и заработать процент. Или же наоборот, инвестировать его с определенным риском и прогореть.
И чтобы понять стоимость стартапа на сегодняшний день, необходимо продисконтировать (привести в теперешнюю стоимость) прогнозируемые или будущие денежные потоки.
Для дисконтирования используют процент стоимости капитала компании. Другими словами, нужно учесть процент кредитов в капитале бизнеса или стоимость собственных инвестиций и их долю в капитале.
Для полноценного расчета ставки дисконтирования необходимо потратить немало времени и усилий, но для упрощенной модели мы используем в нашем стартапе ставку 20-30%.
В нашем случае берем чистые денежные потоки за пять лет и ставку дисконтирования 20%.
С учетом нашей ставки, рассчитываем фактор дисконтирования по следующей формуле (где 0,2 – это наша ставка, а степень 2 – это год с момента запуска):
Потом мы просто умножаем чистый денежный поток на фактор дисконтирования и получаем необходимые дисконтированные денежные потоки. Сумма этих потоков за пять лет и будет стоимостью компании.
Конечно, подход к профессиональной оценке компании намного серьезней, чем я изложила. Учитывают много разных факторов и рисков, расчеты составляют десятки вкладок в Excel.
Но упрощенный вариант поможет понять, как самостоятельно рассчитать стоимость даже небольшого бизнеса. Данная модель немного структурирует ваши расчеты «на коленках».
Источник: mc.today