Один из традиционных планов по выведению компании на новый уровень состоит из пяти этапов. Сначала надо стабилизировать положение: уволить лишних сотрудников, сократить ненужные расходы, прекратить невыгодные операции. В компании наступает финансовая и операционная предсказуемость, генерируется прибыль, необходимая для финансирования дальнейшего развития. После этого можно перейти к решению нестандартных проблем: реструктуризации долгов, починке неработающих и оптимизации неэффективных бизнес-процессов, налаживанию или даже воссозданию работы целых блоков.
Если эти два этапа успешно пройдены, то получается несовершенный, но всё-таки здоровый организм. К такому состоянию компанию теоретически может привести хороший кризис-менеджер. Дальнейший выход из кризиса предполагает креативные фазы.
Первая — приведение организации в качественно иной порядок. Сейчас мы в Acronis занимаемся именно этим: запускаем новые продуктовые линии и позиционирование, срезаем ещё не срезанный ранее «жир». Вторая — качественный инжиниринг. Если все прежние действия были капитальным ремонтом существующего здания, то теперь мы начинаем строить новый корпус. Ровно это сейчас происходит в Acronis — к концу года у нас выйдут продукты с новыми функциями. Не революционные, но будут заметно улучшенные.
Последний шаг — инновации. Начинаем строить принципиально новые части здания. Они связаны со старой основой, но появляются новые продукты, бизнес-процессы, и, возможно, даже меняется бизнес-модель. Так, например, сокращая расходы и переводя самолёты в более дешёвый аэропорт, из старой авиакомпании можно получить новый дискаунтер с более оптимальной моделью для бизнеса.
Компании часто так никогда и не переходят к инновационной фазе, потому что справиться с ней сложно даже хорошим менеджерам. В этой ситуации больше применим стартаперский подход.
Логика жизни заключается в том, что стабильность всегда рано или поздно приводит к кризису, в котором работает совсем другое поведение.
Во взрослой компании найдётся большое количество причин, почему ничего не надо менять — тем более такие важные вещи, как бизнес-модель. Стандартная логика управления взрослой организацией основывается на том, что все процессы должны идти последовательно и по плану. Менеджер всегда старается выбрать решение, при котором вероятность проигрыша минимальна.
Но логика жизни заключается в том, что стабильность всегда рано или поздно приводит к кризису, в котором работает совсем другое поведение. Надо, наоборот, разрушать все связи внутри компании, приводить всё в состояние нестабильности. Выглядит нелогично, но на самом деле это не так.
Дело в том, что компания выбирает не между опасным и безопасным решением, а между медленной, но всё же непредотвратимой гибелью и разумными шансами на спасение. Менеджер обычно пойдёт по первому пути, потому что он выглядит менее рискованным, но если компания в кризисе, то она точно пойдёт ко дну.
Предприниматель предпочтёт второй путь, в котором есть большой риск немедленной эскалации проблем, но зато есть большие шансы развития.
Если вы находитесь в кольце противника, у вас несколько вариантов: выводить людей из окружения или остаться. Не хочется брать ответственность на себя в первом случае, ведь погибнет много людей. Но в противном случае погибнут все.
Именно поэтому выход из кризиса подобен логике стартапа. У него нет возможности действовать медленно и последовательно, он всегда живёт в нестабильной ситуации, всё делает одновременно, и в этом его сила. Более того, иногда стоит разрушать сложившиеся связи внутри компании и привносить нестабильность искусственно: например, мы уже запланировали запуск нового сайта, хотя он ещё не готов. И таких примеров в Acronis довольно много.
Другой хороший кейс — Google. Разные подразделения компании часто работают настолько обособленно, что не знают, что происходит в других, а сотрудники нередко занимаются абстрактными вещами. В итоге Google выпускает большое количество странных продуктов, среди которых нередко попадаются хорошие. Думаю, не в последнюю очередь из-за своеобразной атмосферы искусственного управляемого хаоса.
Кроме как из хаоса, неоткуда взяться креативности.
По материалам: Hopes & Fears