Топ-7 распространенных стереотипов о стартапах

Топ-7 распространенных стереотипов о стартапах

Андрей Комаровский, CEO Sector X Acceleration Platform развенчивает ряд распостраненных убеждений о стартапах

Есть ощущение, что стартапы начнут в ближайшее время вымирать косяками, и массовые стартапьи захоронения еще долго будут пугать рекрутов и докторов от мира венчурных инвестиций.

Но я не собираюсь писать про то, что умрут не все, что медицинские, логистические, развлекательные, образовательные, питательные и т.д. проекты даже вырастут. Это и так понятно.

Я собираюсь обсудить несколько распространенных убеждений для тех, кто будет продолжать.

УБЕЖДЕНИЕ №1 –  СТАРТАПЫ НУЖНО ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ МИР. А ИЗ-ЗА ДЕНЕГ –  НЕЛЬЗЯ.

Особенно на этом настаивают инвесторы, которые в венчурном бизнесе конечно же не из-за денег, да ну нафиг, а ради изменения мира. Я вот все еще жду встречи с инвестором, который зарабатывание денег в своей работе ставит хотя бы на второе место.

Можно иметь мотивацию заработать денег и при этом делать стартап. Это нормально. Не каждый фаундер стартапа –  мессия и менятель мира, и не каждый стартап – операционно-прибыльный юникорн. Простого интереса к тому, что ты делаешь, достаточно для того, чтобы этим нормально заниматься.

УБЕЖДЕНИЕ №2 – СТАРТАПЫ ЭТО АД, ЖЕСТЬ, БОЛЬ И МАЗОХИЗМ

Жизнь фаундера –  40% коммуникаций, 30% размышлений и 30% написание всевозможных текстов. Единственный косяк, который имеет место быть - это постоянное ощущение того, что ты тупо не знаешь, даст ли нужный результат какое-то действие, или нет. Вот этот риск неполучения гарантированного результата в обмен на гарантированные действия/расходы – это то, с чем нужно смириться. Но как по мне, на ад совсем не тянет. Это точно не работа на урановых рудниках в одних хлопковых трусах.

УБЕЖДЕНИЕ №3 – ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ СТАРТАП, У КЛИЕНТА ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЬ И ПРОБЛЕМА

Не обязательно.
Например, можно делать стартап, который лучше, чем все, что есть на рынке, по важному для клиентов показателю (что угодно – скорость, цена, удобство, гарантия, итд). И это никак не будет являться проблемой.

Можно делать стартап, который создает возможности. Из старого – Форсквер.

Вообще, самые лучшие стартапы (лучшие по объему зарабатываемых денег и капитализации) –  это те, которые ОСЕДЛАЛИ ВОЛНУ. Типа раньше рынка не было –  а сейчас он есть. И эти стартапы классно прокатились от точки НЕТ в точку ОГРОМНЫЙ РЫНОК. Примеры –  Гугл, Амазон, Интел, Майкрософт, ПэйПал, Заппос, Ибэй, юнэймит.

УБЕЖДЕНИЕ №4 – ИДЕЯ НЕ СТОИТ НИЧЕГО

Зависит от уровня проработки идеи.
Если идея формата “поставить кофемолки в подъезды,” – то да, ничего не стоит.
А если это ответ на вопрос КАК СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПЕНИЦИЛЛИН – то как бы и стоит.
Ничего не стоят фантазии юннатов. И точно стоят теоретически проработанные и немного проверенные в реальности проекты.

Топ-7 распространенных стереотипов о стартапах

УБЕЖДЕНИЕ №5 – ЩАС ВЫЙДЕМ НА АМЕРИКАНСКИЙ РЫНОК И ВСЕХ ПОРВЕМ

Конечно. Только если ЩАС – это несколько лет жизни там, сотнитысяч-миллионыскореевсего долларов денег. Либо сразу миллионы денег.
В любом случае, это немного не про обычный стартап из соседнего подъезда / коворкинга.

УБЕЖДЕНИЕ №6 – ПРОДУКТ - СИЛА!

Сила – это инсайты о рынке и клиенты. Продукт может сделать ЛЮБОЙ. Я не могу представить себе техническую команду любого стартапа, которую нельзя было бы полностью заменить.
Единственное, что нельзя заменить – это набор нейронных связей в голове лидера проекта. Этот набор и обеспечивает уникальный взгляд на рынок, клиентов, продукт, анализ текущей ситуации и видение будущего.
И именно поэтому уход фаундера из проекта на ранних стадиях – это катастрофа.

УБЕЖДЕНИЕ №7 –  КРИЗИС – ЭТО ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Неееет, время возможностей – это веселорастущий рынок и богатые клиенты, которые сами легко зарабатывают деньги. А падающий рынок – это разве что возможность много думать, перестроить свой организм на потребление низкокачественных зерновых, бобовых и подорожника, и адаптироваться к неизвестности. Ну да, еще это отличная возможность купить задешево пару тонн неплохих активов.

Для стартапов в кризис главное преимущество – скорость адаптации. Как, впрочем, и не в кризис.

 

Читайте также