Ключевые тенденции развития мирового банковского сектора в 2022 году

Ключевые тенденции развития мирового банковского сектора в 2022 году

Компания KPMG представляет результаты ежегодного опроса KPMG Global Banking CEO Outlook, посвященного основным тенденциям и вызовам мировой банковской индустрии

Кибербезопасность – основная угроза роста банковского сектора в мире, а целью деятельности банков стала необходимость создания долгосрочной ценности для всех заинтересованных сторон. Таковы результаты ежегодного опроса KPMG Global Banking CEO Outlook, в котором приняли участие 135 управляющих банков из 11 стран мира.

Неопределенность, связанная с пандемией, а также социальная напряженность и вопрос изменения климата усилили ожидания заинтересованных сторон по отношению к банкам. Это вынудило руководителей финансовых учреждений переоценить цель своей деятельности.

64% генеральных директоров банков считают, что цель состоит в создании долгосрочной ценности для заинтересованных сторон, что на 9% выше показателя в прошлом году. По мнению 89% руководителей банков, в течение следующих трех лет переосмысление цели будет иметь наибольшее влияние на стратегию распределения капитала, партнерства и M&A, за которыми следует прибыль акционеров (84%), репутация бренда и финансовые результаты (83%).

Руководители банков ожидают роста как их компаний, так и отрасли в целом – 88% и 75%, соответственно. Однако оптимизм относительно роста глобальной экономики несколько снизился по сравнению с прошлым годом: 55% респондентов ожидают роста против 59% в 2020 году.

Банки стремятся инвестировать в работников

Для достижения целей роста банки планируют инвестировать в повышение квалификации сотрудников, их благополучие и создание культуры, в которой поощряется гибкий график работы, что приведет к лучшему балансу между работой и личной жизнью. При этом с учетом стресса из-за пандемии 47% банков сосредотачиваются на вопросе душевного здоровья и благополучия сотрудников. 44% банков инвестируют в цифровое обучение, развитие и повышение квалификации, чтобы убедиться, что навыки сотрудников будут отвечать требованиям современности и будущего.

Банки ориентируются на ESG и клиентский опыт

Руководители банков склонны использовать стратегии роста, включающие M&A, цифровое ускорение, а также ESG – экологические, социальные и управленческие инициативы. Финансовые учреждения стремятся все лучше понимать своих клиентов, и в этом опережать конкурентов. Это ускоряет цифровую трансформацию и внедрение прогрессивных инноваций. Так, 67% банков инвестировали больше капитала в приобретение новых технологий в 2021 году. 26% планируют внедрить комплексный подход к вопросам этики и конфиденциальности данных для защиты клиентов. При этом 78% руководителей банков считают, что стратегия цифровой трансформации не может быть устойчива, если в приоритетах отсутствует внимание к уровню стресса сотрудников.

Основные стратегии роста в банковском секторе по данным исследования:

Слияние и поглощение (M&A) – 37% по сравнению с 16% в 2020 году. Такая тенденция объясняется изменениями на рынках во время пандемии, что создает новые возможности для роста, также M&A является самым быстрым путем цифровизации.

Органический прирост – 26% по сравнению с 24% в 2020 году.

Стратегические альянсы – 23% по сравнению с 37% в 2020 году. Ранее банки создавали и адаптировали свои решения, которые часто были дорогими, медленными и не обеспечивали преимущества на рынке. Поэтому сегодня альянсы и технологическое сотрудничество становятся путём к будущему.

Совместные предприятия – 8% против 12% в 2020 году. Организации планируют присоединиться к отраслевым консорциумам, ориентированным на развитие инновационных технологий и увеличению инвестиций в инновационные процессы для достижения долгосрочных целей.

Аутсорсинг – 6% против 11% в 2020 году.

Основные угрозы роста

2021 год изменил отношение банков к ключевым рискам. Если в 2020 году первым приоритетом был риск изменения климата и окружающей среды, то по результатам 2021 года на первое место вышла угроза кибербезопасности. Это связано с ускорением цифровой трансформации и более широким распространением формата удаленной работы.

Почти половина респондентов (48%) признает необходимость сосредоточиться на совершенствовании навыков в сфере кибербезопасности и других сферах технологических рисков. Поскольку банки все чаще перемещают свои системы в облако, 44% руководителей также признают важность инвестирования в безопасную и устойчивую инфраструктуру облачных технологий.

В пятерку рисков также вошли налоговый риск, регуляторный риск, угроза репутации бренда, риск процентной ставки. Такие изменения связаны с тем, что генеральные директора сосредотачиваются на приоритетах трансформации для создания возможностей для конкурентоспособности после COVID-19.

Рост внимания к налоговому риску связан с резкими изменениями налогового ландшафта, что оказывает значительное влияние на финансовые услуги, как, например, международные налоговые реформы (реформы под руководством ОЭСР) и внутренние налоговые реформы (налоговая реформа США).

Среди дополнительных рисков руководители банков называют ESG и риски цепи поставок. 31% руководителей банков отметили, что их цепи поставок за последние 18 месяцев испытали все большее давление. Говоря о ESG, руководители банков отмечают, что понимают ожидания заинтересованных сторон и правительства по поводу проблемы изменения климата, но сталкиваются с определенными преградами при реализации соответствующей стратегии. В частности, невозможность получить доступ к рынкам капитала и риск нанести ущерб репутации из-за несоблюдения правил.

68% руководителей видят угрозу роста компаний в таких глобальных проблемах как неравенство доходов и изменение климата. Четверо из пяти руководителей банков уверены в своем переходе на ESG в ответ на пандемию. Участники опроса также стремятся выделить значительный капитал, чтобы стать более устойчивым – 37% планируют инвестировать более 10% доходов в свои усилия.

Больше инсайтов, статистики и инфографику можно найти в pdf-книге на сайте ссылкой -  Исследование Global Banking CEO Outlook - KPMG Ukraine ( home.kpmg )

Читайте также