Школьное образование - один из важных этапов для каждого человека. Поскольку, от его уровня и качества зависит дальнейший путь, выбор профессии и университета.
В Украине на законодательном уровне государство гарантирует доступность и бесплатность обучения. По состоянию на 2018/2019 учебный год спрос на образование удовлетворяли 15,5 тыс. школ и 14,9 тыс. заведений дошкольного образования. По сравнению с 2010/11 г. их количество снизилось на 20,9%, что связано прежде всего с закрытием школ в сельской местности (в рамках программы децентрализации и объединения в общины), а также с конфликтом на востоке Украины. В 2018/19 учебном году в школах получали образование 4,04 млн детей, что на 3,1% больше по сравнению с 2017/18 г., но на 1,2% ниже, чем в 2010/11 г. В целом, до 2014/15 г. количество учащихся постепенно снижалось, что связано с низкой рождаемостью после 1990 г.
Первые частные школы в Украине появились еще во времена Советского Союза. Их история начинается с 1988 г., когда начал действовать лицей «Гранд». После обретения Украиной независимости были основаны еще несколько частных учебных заведений: гимназия «Гармония» (1991 г.), Киевской лицей бизнеса (1991 г.).
Активное развитие частных школ началось с 2015/16 г., что в первую очередь связано с ростом населения в больших городах, где находится больше 91% частных среднеобразовательных учебных заведений. В 2018/19 г. в Украине открылось 29 новых частных школ, а общее их количество составило 228 шт. По сравнению с 2010/11 г. их количество увеличилось на 18,8%, а по сравнению с 2017/18 г. – на 14,6%.
Динамика количества частных школ в Украине в 2010-2019 гг., ед.
Также наблюдается постепенное увеличение количества учащихся. В 2018/19 гг. такие учебные заведения посещало 32,8 тыс. учеников, что на 5,4 тыс. учеников или на 19,5% больше, по сравнению с 2017/18 г. Если сравнивать с 2010/11 г., то рост составляет 86,3%.
В 2018 году Киев занимал самую большую долю в региональном разрезе частных школ.
Доля Киева в структуре частных школ Украины
Говоря о демографии, как одном из факторов развития рынка, с 2017 г. население Украины ежегодно уменьшалось - на 0,47% в 2018 г. и 0,55% - в 2019 г. Но эта тенденция не относилась к большим городам, где численность росла. Этому поспособствовали прежде всего урабанизационные процессы, когда сельское население переезжало в город на работу или для получения высшего образования. К примеру, в Киеве, который является лидером на рынке частных школ, численность населения официально выросла в 2018 г. – на 0,30%, а в 2019 г. – на 0,56% (по состоянию на 1 января).
Немаловажный фактор, который влияет на выбор школы (государственная или частная), – это финансовые возможности родителей, поскольку обучение в частных школах может стоить больше 100 тыс. грн в год.
Динамика среднего уровня заработной платы в Украине в 2017-2019 гг., грн
В сентябре 2019 года средняя заработная плата в Украине составляла 10687 грн. Выше среднеукраинской – в Киеве (15626 грн), Киевской (11166 грн) и Днепропетровской (11078 грн) областях.
Чем выше уровень доходов домохозяйств, тем больше денег они тратят на учёбу. В среднем по Украине доля расходов на образование в структуре денежных затрат домохозяйств составляет лишь 1,4%. Самый большой процент в Киеве – 3,3%, в Киевской, Одесской и Черновицкой областях – по 2%.
В сумму обучения обычно включается обеспечение учебного процесса необходимыми учебниками, материалами, посещение кружков (в некоторых школах количество кружков, которые входят в стоимость, ограничивается), питание. За дополнительную плату покупают школьную форму, платным является питание (если не включено), посещение музеев, экскурсии в другие страны и города, программы обмена, специальные курсы. Некоторые операторы рынка предоставляют своим ученикам скидки в случае, если в школе учится двое и больше детей из одной семьи, или же награждают лучших учеников стипендиями или грантами, которые могут частично или полностью компенсировать стоимость обучения. Практически все школы помимо основной платы также имеют одноразовый взнос.
Стоит добавить, что уже с 2019 года украинское государство частично может компенсировать стоимость обучения. Подобная практика уже действовала в Украине, но в 2000 году государственная поддержка частных учебных заведений была отменена. В 2017 г. были приняты поправки в ЗУ «Об образовании», которые начали действовать, только в 2019 г. Этот закон говорит, что если особа получает среднее образование в частном или корпоративном заведении, то такое заведение получает компенсацию из государственного или местного бюджета в размере финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика. В бюджет 2019 года на субвенции для частных школ было заложено 210 млн грн. Пока сумма компенсации на одного учащегося незначительна, по сравнению со стоимостью обучения в частных школах. Но такой шаг, исходя из опыта других стран, в будущем поможет увеличить количество частных школ – чем больше доля государственного финансирования, тем меньшая разница между социально-экономическим статусом государственных и частных школ.
На развитие рынка помимо демографии и уровня доходов, влияет еще ряд факторов, таких как загруженность классов, подходы к образованию, а также технические возможности частных школ.
Государственные учебные заведения не всегда могут удовлетворить спрос на обучение, что приводит к перегруженности школ. Тогда в одном классе может обучаться больше 30 учеников, что делает учебный процесс менее эффективным. В Киеве более остро ощущается неспособность государства обеспечить спрос на начальное и среднее образование – здесь количество школ растет медленно, а количество учеников – быстро, из-за миграционных процессов, в том числе увеличения количества учеников за счет детей из Киевской области, переезда учеников из АР Крым и восточных регионов страны, интенсивного строительства жилого сектора. В 2019 году, по данным отчета Департамента образования и науки исполнительного органа КГГА, в некоторых районах Киева более 30% школ – перегружены.
Стимулирует развитие столичного рынка частых школ и качество обучения. Ведь все больше родителей принимают во внимание условия в школе, наличие дополнительных услуг, уровень преподавания иностранных языков. В таких учебных заведениях предлагают индивидуальный подход, а в некоторых случаях и двойное образование (когда после окончания ученик получает не только украинский аттестат, а например, еще й французский), что особенно актуально с популяризацией получения высшего образования за границей. Проявляется интерес и к разносторонней образованности детей, поэтому помимо стандартных уроков в частных школах на выбор предоставляется большое количество кружков, спортивных секций и другой внеклассной деятельности. Много заведений имеют обязательное углубленное изучение английского, и выборочное немецкого, французского, испанского, китайского.
Важное преимущество частных школ – современное техническое оснащение классов и полное обеспечение необходимыми материалами. Они имеют современные компьютерные классы, интерактивные доски, модернизированные классные комнаты, актовые и спортивные залы.
Работающие родители предпочитают выбирать школу полного дня, что не всегда могут предоставить государственные школы.
Все эти факторы поспособствовали тому, что с 2016 г. по 2018 г. количество частных школ в Киеве выросло на 37,5% до 66, а количество учеников в них – на 49%. В общем, в 2018/2019 г. в столице действовало 505 среднеобразовательных учебных заведений, из них 430 имели коммунальную форму собственности, 66 – частные и 9 – учреждения других ведомств.
В структуре по количеству школ, частные учебные заведения в Киеве занимали 13,1%, тогда как по количеству учеников – только 3,4%. Основная причина - по сравнению с государственными, частные - меньше по размерам и вместительности. Это связано с политикой таких школ по поводу количества учеников в классе: с целью более успешной обучаемости в классе редко больше 20 человек, а в среднем составляет 15 учеников.
Структура количества школ Киева и количества учеников за формой собственности
Более 74% частных школ Киева – заведения І-ІІІ степени, где ученики могут получить образование с 1 по 11 класс. Еще 21,1% занимают начальные школы, в которых дети обучаются с 1 по 4 классы.
В структуре видов частных школ наибольший процент занимают учебно-воспитательные комплексы. Их доля в количестве учебных заведений составляет 42,4%, и обучаются здесь почти 52% всех учеников частных школ. Также, это самая быстро растущая категория, поскольку в 2016/17 г. их доля составляла только 20,8%. В структуре 2016/17 года первенство занимали гимназии (27%). Резкое увеличение доли учебно-воспитательных комплексов связано с тем, что новые частные учебные заведения открывались в жилых комплексах (в некоторых случаях застройщиками). Поэтому такое заведение могло считаться не целевым, а как дополнение к комплексу. В то же время гимназия – это элитное учебное заведение, которое имеет ряд обязательных к выполнению требований, к которым прежде всего относят полное обеспечение профессиональными учителями с определенным опытом роботы.
Структура частных школ Киева по видам учебных заведений в 2018/19 гг.
В разрезе районов Киева, наибольшее количество частных учебных заведений находится в Голосеевском районе, который является одним из быстро растущих районов на рынке – его доля с 17,1% в 2016 г. выросла до 21% в 2018 г. Резкое снижение доли наблюдается для Оболонского (с 17,1% до 11,8%) и Святошинского (с 11% до 7,6%) районов.
Несмотря на то, что с каждым годом рынок активно растет, существует и ряд факторов, которые сдерживают это развитие.
Прежде всего, сюда относятся мифы о качестве образования в частных школах. Среди украинского населения распространено мнение, что частные школы дают менее качественное образование. Это связано с тем, что многие заведения были открыты относительно недавно. К тому же, такие школы предлагают новые учебные программы, которые не всегда понимают родители. Но исходя из исследований Организации экономического сотрудничества и развития, в большинстве стран частные и государственные школы демонстрируют примерно одинаковые показатели успешности учеников. В Украине, благодаря рейтингу школ по ВНО, этот миф также уже теряет популярность.
Еще один фактор – отсутствие учителей нового типа мышления. Частные школы позиционируют себя, как заведения, которые предоставляют современное образование, новые подходы к преподаванию и отношению к развитию ученика. Возникает потребность в квалифицированных кадрах. Проблема заключается в том, что учителя, которые имеют большой стаж работы и высокую квалификацию, не всегда готовы менять подход к образованию, а молодые кадры не всегда вызывают доверие. Введение государством программы «Новая украинская школа», развитие университетами международных программ обмена студентов и другие подходы к обучению будущих преподавателей в скором времени могут сделать эту проблему менее значимой.
Некоторые частные школы отмечают как проблему то, что они действуют, как частные предприятия и не имеют бюджетных льгот. В государственных школах обеспечением учебного процесса занимается государство, тогда как в частных эти расходы полностью ложатся на родителей и спонсоров. Значительный рост цен на товары, продукты питания, канцелярию и другие материалы, а также увеличение среднего уровня заработной платы в Украине увеличил расходы школ и повлиял на конечную стоимость обучения.
Отдельным фактором выделяют аренду. Помещения, которые используются для учебного процесса, во многих случаях взяты в аренду. Поэтому с изменением владельца, существует риск расторжения контракта об аренде или увеличения стоимости аренды.
Частные школы имеют ряд преимуществ, по сравнению с государственными. Они более современные, хорошо оснащены, предоставляют большой спектр занятий для учеников, а в классах максимум 20 человек. Для того чтобы привлечь новых клиентов, создают новые уникальные программы, активно сотрудничают с иностранными партнерами, привлекают носителей языков к учебному процессу, создают больше интересных кружков. Но главным барьером остается высокая стоимость обучения, ведь не так много родителей могут платить за образование ребенка 100 тыс. грн в год, особенно если семья имеет несколько детей.