1. Общая характеристика рынка
УФ лаки используются в полиграфии, для изготовления паркета или мебели и других отраслях для придания материала дополнительного защитного или эстетического эффекта. В состав таких лаков входят компоненты, способствующие высыханию покрытия под действием ультрафиолетового излучения. Таким образом, для отверждения лаков необходимо специальное оборудование с УФ-лампами, которое обеспечивает быстрое высыхание и качественный внешний вид обработанных поверхностей.
Для полиграфии есть три назначения УФ-лака:
- Для офсетной печати, когда печатный материал переносится на бумагу с помощью больших цилиндров, которые наносят зеркальное изображение соответствующими чернилами и лаками на требуемых местах;
- 2. Для флексопечати, когда сначала готовят штамп с узором методом химической гравировки, а затем с помощью штампа лак переносится на бумагу;
- Для трафаретной печати, когда изображение переносится на поверхность путем продавливания краски или лака через трафаретную сетку.
В полиграфии применяют разные методы покрытия УФ-лаком:
- Сплошное покрытие, которое делает материал глянцевым или придает ему матовость. Этот метод быстрее и дешевле аналогов в виде ламинирования.
- Выборочное покрытие, предназначено для выделения определенных элементов или создания объемного узора.
В полиграфии УФ-лак применяют при печати книг, журналов, листовок, визиток, этикеток и упаковки для различных товаров, в том числе для опосредованного контакта с пищевыми продуктами. В последнем случае производители упаковки уделяют значительное внимание составу и качеству УФ-лака, особенно степени эмиссии действующих веществ в бумагу, низкому запаху, времени высыхания, стойкости к внешним факторам (влажность, химические вещества, жир).
При производстве паркета или мебели некоторые изготовители используют УФ-лак для обеспечения устойчивого покрытия и глянца, придания дополнительной прочности материала.
УФ-лак также используют для покрытия пластиковых изделий из АБС и ПВХ в промышленных условиях для придания их стойкости к механическим повреждениям и воздействию химических веществ (моющие средства, растворители). Часто УФ-лак используют для придания пластиковым изделиям эффекта «металлик».
Отдельные виды лаков могут быть использованы на разных типах поверхностей.
Украинский рынок УФ-лака представлен исключительно импортными товарами. Большую часть иностранной продукции поставляют компании для собственного потребления. В общем, рынок В2В ориентирован.
Среди основных тенденций и факторов, которые влияют на развитие рынка УФ-лака, можно обозначить:
- Падение спроса на деревянные лаки. В деревообрабатывающей промышленности УФ-лаки в основном применяются при изготовлении паркетной доски для обеспечения дополнительной защиты от механических повреждений. Использование именно УФ-лака приводит к увеличению стоимости товаров. Снижение уровня доходов населения Украины отразилось на спросе на строительные материалы, особенно высокой стоимости и премиум-сегмента, поэтому потребление лака деревообрабатывающими предприятиями демонстрирует динамику сокращения.
- Снижение спроса на печатную продукцию. Снижение объемов выпуска печатной продукции из-за популяризации интернет-изданий отразилось на уровне спроса на УФ-лак. Самая популярная отрасль, использовавшая УФ-лак – открытки, претерпела значительное падение. Одним из основных направлений потребления УФ-лака в полиграфии является производство упаковок и этикеток. Возврат популярности печатной книги также может стать фактором роста спроса на УФ-лак.
- Использование альтернативных материалов. В полиграфии и деревообрабатывающей промышленности вместо УФ лака часто могут использоваться обычные вододисперсионные лаки, которые могут обеспечить общий эффект. Вододисперсионные лаки хорошо защищают поверхность от разных воздействий, быстро сохнут и не боятся низких температур. Их можно использовать для упаковки замороженных продуктов. С ними краски становятся ярче, насыщеннее и не выгорают. Покрытие не желтеет со временем, но глянец менее насыщен, чем в УФ-лаке. Среди преимуществ – более низкая цена по сравнению с УФ-лаком. Основным недостатком является отсутствие возможности нанесения на тонкую бумагу.
- Рост стоимости логистики. Главным источником поступления товара является импорт и одной из весомых составляющих цены УФ-лака для потребителя является стоимость его доставки. Повышение цен на бензин и другие виды топлива в 2022 году в результате войны, прекращение поставок топлива из России и Белоруссии, разрушение из-за обстрелов нефтесберегающей и производственной инфраструктуры привели к росту стоимости логистики. Новый рост цен на топливо происходит в 2023 году из-за возврата акцизов и НДС на довоенный уровень.
2. Внешняя торговля УФ-лаками в 2021-4 мес. 2023 гг.
Из-за отсутствия производства экспорт продукции не осуществляется. По данным таможенной статистики, до 2022 года иногда наблюдался незначительный реэкспорт или транзитные поставки, которые происходили между странами Европы и Азии (из Польши через Украину в Казахстан или Грузию).
В 2022 году падение импорта УФ-лаков произошло на 46%, что касается всех видов лаков. Если смотреть по видам, то лаки для полиграфии упали примерно на 61%, когда для древесины на 52%, для других видов падения не было совсем. По показателям 2023 г., импорт вырос на 130%, по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
3. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура
Основной составляющей стоимости УФ-лака на украинском рынке является таможенная цена импортируемого товара. В зависимости от условий поставки согласно Инкотермс 2020, цены могут учитывать в разной степени логистические расходы, страховые и таможенные платежи. Дополнительными расходами, формирующими цену, являются стоимость допродажного хранения, оплата труда, маркетинговые и другие административные расходы компании.
- Цена продукции от производителя зависит от стоимости сырья (акриловых полимеров и других составляющих), энергоресурсов и уровня оплаты труда в стране производства. При поставке УФ-лаков от посредников, начальная цена будет включать их наценку.
- Поскольку транспортировка УФ-лаков обычно происходит автомобильным транспортом, логистика может добавить значительную наценку из-за повышения стоимости топлива и постепенного повышения оплаты труда водителей.
- Стоимость аренды складских помещений упала в цене во время войны в центральных и северных регионах, что произошло из-за существенного снижения спроса на длительное хранение. Однако стоимость аренды в западных регионах выросла из-за повышения спроса со стороны релокованного бизнеса и в связи с изменением географии потребительского спроса на товары общего потребления, агропродукции и других видов товаров. Основным фактором такого перераспределения стала относительная безопасность западных регионов. Дополнительным фактором, требующим повышенной оплаты за склады, является легковоспламеняемость УФ-лака, то есть необходимость выбора помещений специальной категории.
- Оплата труда является одной из наименьших статей, которая будет влиять на цену реализации УФ-лака на рынке. Привлеченные работники отвечают за переговоры с поставщиками и покупателями, хранение и перевозку товара, последние два пункта могут заменять отдельные компании аутсорсинга.
Кроме этого, к цене добавляется наценка, которую продавец считает целесообразной ввиду возможных новых затрат и конкурентов.
К факторам, влияющим на цены на УФ-лак, также относятся изменения в налогообложении бизнеса, курс валюты, обесценивание товара при длительном хранении и потере потребительских свойств.
Диаграмма 1
Структура розничной цены УФ-лака, %
Источник: оценка Pro-Consulting
4. Структурирование и сегментация потребления
Как отмечалось выше, основные направления потребления УФ-лака – деревообработка и полиграфия. Потребителями продукции выступают производители в указанных отраслях и оптовые компании, поставляющие продукцию на рынок для дальнейшей реализации.
Диаграмма 2
Структура импорта УФ-лака по потреблению в 2022 г., тонны, %
Источник: оценка Pro-Consulting
Распределение потребления импортной продукции объясняется особенностями использования УФ-лака в каждой из указанных отраслей. Деревообрабатывающие предприятия используют лак для изготовления крупных партий товарной продукции, поэтому им важно стабильное качество сырья и его бесперебойное снабжение по фиксированным ценам. Как правило, крупные производители имеют свою службу закупок, которые ведут международные контракты с партнерами. В этом секторе прямые закупки от производителя лака по долгосрочным контрактам гарантируют качество и надежность партнерства.
Полиграфические компании, наоборот, часто меняют ассортимент, дизайны, требуют широкий спектр лаков (матовые, глянцевые, с наполнителями, силиконами и т.п.), под различные типы оборудования и виды нанесения (флексопечать, трафаретная, офсетная) в зависимости от потребностей заказчиков полиграфической продукции. Для этого рынка оптимальным является поиск новых марок и видов УФ-лака, а также широкий ассортимент. Полиграфическая отрасль в основном представлена средним бизнесом, для которого оптимальны закупки на внутреннем рынке. Прямые поставки обычно имеют крупные предприятия отрасли, ведущие международную торговлю.
5. Выводы
Украинский рынок УФ-лаков импортозависим и формируется основными потребителями – предприятиями деревообработки, полиграфическими компаниями и производителями бумажной продукции, производителями пластиковых изделий (в том числе упаковки).
Деревообрабатывающие предприятия, крупные полиграфические и промышленные компании обычно заказывают УФ-лаки от производителя или его официального представителя. На рынке в продаже в большинстве своем представлены лаки для полиграфии и пластика, предназначенные для потребителей среднего уровня.
В 2023 году наблюдается повышение потребления УФ-лаков для бумажной отрасли и выход на рынок новых игроков.
Цены на продукцию формируются в зависимости от курса валют и ситуации на внешних рынках. Дополнительным важным фактором в формировании цены является логистика, имеющая динамику роста из-за повышения стоимости бензина и других видов топлива после возврата НДС и акцизов на довоенный уровень. Имеющийся рост цен на УФ-лаки может побуждать потребителей выбрать другие методы лакировки, однако пока такая динамика не наблюдается.