Выбор инвестиционного вектора развития экономики Украины: курс на ЕС или Таможенный Союз?

Выбор инвестиционного вектора развития экономики Украины: курс на ЕС или Таможенный Союз?

Данные последних социологических опросов, свидетельствует, что большая часть населения Украины все больше склоняется к европейскому курсу интеграции страны. Такой вектор развития зафиксирован во ...

Следовательно, позиция протестующих сегодня украинцев вполне закономерна и понятна. Правительство Украины отклонилось от стратегической цели, отказалось сделать первоочередной и важный шаг на пути интеграции Украины в ЕС, нет диалога оппозиции с властью и желания слышать позицию граждан, население недовольно экономической политикой правительства, вдобавок ко всему правоохранительные органы переступили грань дозволенного и морального.

В данной статье мы бы хотели абстрагироваться от эмоций и сконцентрироваться на вопросах касательно того, что конкретно несет за собой стратегический выбор дальнейшей интеграции Украины с точки зрения инвестиционных перспектив для национальной экономики. Мы не претендуем на детальный анализ, а лишь приведем небольшой сравнительный срез преимуществ и недостатков интеграции Украины в Европейский Союз или же в Таможенный Союз в контексте обеспечения финансово-инвестиционной безопасности экономики Украины.

Следует отметить, что любой выбранный Украиной геополитический курс не позволит в краткосрочном и среднесрочном периоде разрешить все те системные проблемы экономики, побороть неэффективность государственного строя, существенно сократить технологическую  отсталость и перейти новому технологическому укладу экономики, да и в целом сменить менталитет нации в отношении демократии.

В то же время, сегодняшний выбор – это шаг навстречу новым экономическим трансформациям, результаты которых смогут оценить наши дети в будущем. Следовательно, каждый из нас должен ответственно и взвешено осознавать и предвидеть, какие последствия несет собой внешнеполитический и внешнеэкономический курс Украины.

На сегодняшний день, мы должны понимать, что следствием системных проблем национальной экономики является негативное сальдо платежного баланса, в основе которого лежит внешнеторговый баланс страны. Вступление Украины в ЕС или же ТС не дает нам никаких гарантий восстановления приемлемой структуры внешней торговли. Вполне вероятно, сама по себе интеграция не разрешит в краткосрочной перспективе внешнеторговый дисбаланс, темпы роста импорта будут и дальше опережать темпы украинского экспорта. Скорее наоборот, в условиях низкой международной конкурентоспособности украинских производителей ситуация может еще более усугубиться при открытии границ.

Из таблицы видно, что во внешнеторговой сфере, как страны Таможенного Союза, так и Европы являются стратегическими партнерами Украины. За последние 5 лет, Украина имела негативное торговое сальдо в отношении, как Европы, так и стран СНГ. В то же время нельзя не отметить, что в посткризисный период восстановление экспортного потенциала Украины наиболее заметно в отношении стран Таможенного Союза.

Внешняя торговля Украины товарами в 2008-2012 гг. (млн. долл. США)*

 

2008

2009

2010

2011

2012

За 5 лет

Страны

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Россия

15735

19414

8495

13235

13431

22198

19820

29132

27418

17631

84899

101610

Казахстан

1832

3118

1418

2033

1300

766

1858

1676

2459

1494

8867

9087

Белоруссия

2105

2809

1258

1692

1899

2568

1922

4212

2251

5068

9435

16349

Всего по ТС

19672

25341

11171

16960

16630

25532

23600

35020

32128

24193

103201

127046

Европа

19732

30476

10269

16233

13839

20002

18443

27066

17424

27556

79707

121333

Для сравнения: другие основные торговые партнеры Украины

 

 

Китай

3902

1559

1434

2734

1316

4700

2180

6269

1777

7900

10609

23162

Африка

3902

1559

2628

617

3018

874

3344

941

5638

851

18530

4842

Турция

4633

1950

2126

952

3026

1298

3749

1481

3685

1952

17219

7633

США

1949

2808

250

1286

812

1767

1113

2591

1015

2905

5139

11357

* экспорт Украины / импорт в Украину

С целью обеспечения равновесия платежной системы Украины особое значение отводится финансово-инвестиционной составляющей. В частности речь идет о создании условий для притока иностранного капитала в экономику Украины, сокращения объемов оттока капитала за рубеж и его репатриации в Украину.

Инвестиционное сотрудничество Украины должно ориентироваться прежде всего на те страны, которые наиболее продвинулись в уровне экономического, научно-технического и социального развития, обладают финансовой стабильностью и потенциалом для экспорта капитала.
В таблице мы приводим сравнительные показатели, характеризующие финансово-инвестиционный потенциал стран ЕС и ТС в сравнении с Украиной.

Финансово-инвестиционный потенциал стран ЕС, ТС, Украины (2012 г.)

Показатели

ЕС-28

Украина

Таможенный Союз

(Россия, Белоруссия, Казахстан)

Базовые макроэкономические показатели

Население (чел.)

506 581 000

45 453 000

168 222 000

ВВП на душу населения (долл. США)

32 913

3 877

13 647

Финансово-инвестиционные показатели экономики

Приток прямых иностранных инвестиций (за 2008-2012 гг.) на душу населения (долл. США)

3 855

819

2 015

Международные золотовалютные резервы, млрд. долл. США

4 781

23

516

Государственный внешний долг к ВВП (%)

49%

14,9%

3,1%

Государственный внешний долг на душу населения (долл. США)

16 104

550

427

Валовой внешний долг к ВВП (%)

237%

76,6%

35,2%

Валовой внешний долг на душу населения (долл. США)

78 254

2 970

4 797

 * Составлено по данным IMF, World Bank, UNCTAD

Как видно из таблицы, преимущество интеграции Украины с ЕС перед Таможенным Союзом объясняется следующими факторами: обширный внутренний рынок европейских стран, значительно превышающий уровень экономического развития и обеспеченности населения, Европы, сравнительно более высокие объемы притока иностранных инвестиций в реальный сектор, серьезный запас финансовой устойчивости, про что свидетельствуют объемы международных резервов. Ко всему этому следует добавить лидерство стран Европы и значительный отрыв от стран ТС в части инвестиционного климата и развития рынка капитала, что подтверждается многими международными индексами и рейтингами (кредитные рейтинги, легкость ведения бизнеса, индекс коррупции, уровень конкурентоспособности экономики и т.д.).

Важным аспектом, с точки зрения «качественного развития экономики», является секторальная направленность инвестиций ЕС с ориентацией на высокотехнологические отрасли и их инновационную составляющую, добросовестность инвесторов в бизнес отношениях, превалирование долгосрочных стратегий инвестирования.

Также следует добавить, что при подписании ассоциации с ЕС, Украина могла бы уже в самом ближайшем времени рассчитывать на финансовую поддержку ЕС и открыть доступ к дешевым финансовым ресурсам со стороны международных финансовых организаций.

Настораживающим моментом является общая долговая нагрузка стран ЕС (как государственного сектора, так и корпоративного), которая в десятки раз превышает уровень Украины и стран ТС. Это является существенным риском с точки зрения суверенитета и платежной дисциплины. Сегодня это уже подтверждается острыми проблемами финансовой устойчивости некоторых экономик стран ЕС, в частности Ирландии, Греции, Кипра, Португалии. С другой стороны ставки кредитования для Европейских государств и частного бизнеса существенно ниже, нежели для стран СНГ, что позволяет обслуживать большие объемы кредитов.

Что касается преимуществ инвестиционного сотрудничества в рамках вступления в ТС, следует отметить готовность российского капитала вкладывать в экономику Украины даже при текущем инвестиционном климате. Однако такие инвестиции скорее имеют направленность на выкуп проблемных активов с существенным дисконтом и преследуют спекулятивные цели.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что от интеграции Украины в ЕС можно ожидать лишь постепенного прироста инвестиций по мере адаптации национального законодательства и условий ведения бизнеса к европейским стандартам или же рассчитывать на приток капитала с боку России в рамках дальнейшей распродажи украинских активов с использованием практики компрадорской политики и теневых схем.

Последние договоренности межу Россией и Украиной в части выделения финансирования в размере 15 млрд. долл. США и снижения цены на газ, существенно повлияют на дальнейшую судьбу интеграции Украины в ЕС. Конечно же, в Украине в ближайшие 5 лет снизиться напряженность в части обеспечения финансовой ликвидности. С другой стороны, стоит отметить и экономическую выгоду России. Нашему партнеру удалось: а) прокредитовать на колоссальную сумму под явно приемлемую % ставку своего стратегического, неплатежеспособного партнера б) тем самым обеспечить дальнейший сбыт стратегического ресурса (природного газа) в) возвысить господство России и проявить свою снисходительность и лояльность к Украине (по словам В. Путина «не предъявив встречных экономических требований») г) снизить финансовую мотивацию интеграции Украины в ЕС и сманеврировать Украину снова в сторону ТС д) профинансировать перспективы дальнейшей скупки украинских стратегических активов с дисконтом, в том числе в счет погашения долгов.

Жизнь ничего не дает бесплатно, и всему, что преподносится судьбой, тайно определена своя цена (Стефан Цвейг)

Читайте также

Украинским олигархам выгоднее ассоциация с ЕС, чем Таможенный союз – польский эксперт

Украинским олигархам выгоднее ассоциация с ЕС, чем Таможенный союз – польский эксперт

19.09.11
2044
В Таможенный союз не придет крупный иностранный инвестор, пока нет взаимных инвестиций между странами

В Таможенный союз не придет крупный иностранный инвестор, пока нет взаимных инвестиций между странами

23.06.12
1565
Новый Таможенный кодекс увеличит объем иностранных инвестиций, - Полищук

Новый Таможенный кодекс увеличит объем иностранных инвестиций, - Полищук

09.11.11
1586