Следовательно, позиция протестующих сегодня украинцев вполне закономерна и понятна. Правительство Украины отклонилось от стратегической цели, отказалось сделать первоочередной и важный шаг на пути интеграции Украины в ЕС, нет диалога оппозиции с властью и желания слышать позицию граждан, население недовольно экономической политикой правительства, вдобавок ко всему правоохранительные органы переступили грань дозволенного и морального.
В данной статье мы бы хотели абстрагироваться от эмоций и сконцентрироваться на вопросах касательно того, что конкретно несет за собой стратегический выбор дальнейшей интеграции Украины с точки зрения инвестиционных перспектив для национальной экономики. Мы не претендуем на детальный анализ, а лишь приведем небольшой сравнительный срез преимуществ и недостатков интеграции Украины в Европейский Союз или же в Таможенный Союз в контексте обеспечения финансово-инвестиционной безопасности экономики Украины.
Следует отметить, что любой выбранный Украиной геополитический курс не позволит в краткосрочном и среднесрочном периоде разрешить все те системные проблемы экономики, побороть неэффективность государственного строя, существенно сократить технологическую отсталость и перейти новому технологическому укладу экономики, да и в целом сменить менталитет нации в отношении демократии.
В то же время, сегодняшний выбор – это шаг навстречу новым экономическим трансформациям, результаты которых смогут оценить наши дети в будущем. Следовательно, каждый из нас должен ответственно и взвешено осознавать и предвидеть, какие последствия несет собой внешнеполитический и внешнеэкономический курс Украины.
На сегодняшний день, мы должны понимать, что следствием системных проблем национальной экономики является негативное сальдо платежного баланса, в основе которого лежит внешнеторговый баланс страны. Вступление Украины в ЕС или же ТС не дает нам никаких гарантий восстановления приемлемой структуры внешней торговли. Вполне вероятно, сама по себе интеграция не разрешит в краткосрочной перспективе внешнеторговый дисбаланс, темпы роста импорта будут и дальше опережать темпы украинского экспорта. Скорее наоборот, в условиях низкой международной конкурентоспособности украинских производителей ситуация может еще более усугубиться при открытии границ.
Из таблицы видно, что во внешнеторговой сфере, как страны Таможенного Союза, так и Европы являются стратегическими партнерами Украины. За последние 5 лет, Украина имела негативное торговое сальдо в отношении, как Европы, так и стран СНГ. В то же время нельзя не отметить, что в посткризисный период восстановление экспортного потенциала Украины наиболее заметно в отношении стран Таможенного Союза.
Внешняя торговля Украины товарами в 2008-2012 гг. (млн. долл. США)*
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
За 5 лет |
||||||
Страны |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
Россия |
15735 |
19414 |
8495 |
13235 |
13431 |
22198 |
19820 |
29132 |
27418 |
17631 |
84899 |
101610 |
Казахстан |
1832 |
3118 |
1418 |
2033 |
1300 |
766 |
1858 |
1676 |
2459 |
1494 |
8867 |
9087 |
Белоруссия |
2105 |
2809 |
1258 |
1692 |
1899 |
2568 |
1922 |
4212 |
2251 |
5068 |
9435 |
16349 |
Всего по ТС |
19672 |
25341 |
11171 |
16960 |
16630 |
25532 |
23600 |
35020 |
32128 |
24193 |
103201 |
127046 |
Европа |
19732 |
30476 |
10269 |
16233 |
13839 |
20002 |
18443 |
27066 |
17424 |
27556 |
79707 |
121333 |
Для сравнения: другие основные торговые партнеры Украины |
|
|
||||||||||
Китай |
3902 |
1559 |
1434 |
2734 |
1316 |
4700 |
2180 |
6269 |
1777 |
7900 |
10609 |
23162 |
Африка |
3902 |
1559 |
2628 |
617 |
3018 |
874 |
3344 |
941 |
5638 |
851 |
18530 |
4842 |
Турция |
4633 |
1950 |
2126 |
952 |
3026 |
1298 |
3749 |
1481 |
3685 |
1952 |
17219 |
7633 |
США |
1949 |
2808 |
250 |
1286 |
812 |
1767 |
1113 |
2591 |
1015 |
2905 |
5139 |
11357 |
* экспорт Украины / импорт в Украину
С целью обеспечения равновесия платежной системы Украины особое значение отводится финансово-инвестиционной составляющей. В частности речь идет о создании условий для притока иностранного капитала в экономику Украины, сокращения объемов оттока капитала за рубеж и его репатриации в Украину.
Инвестиционное сотрудничество Украины должно ориентироваться прежде всего на те страны, которые наиболее продвинулись в уровне экономического, научно-технического и социального развития, обладают финансовой стабильностью и потенциалом для экспорта капитала.
В таблице мы приводим сравнительные показатели, характеризующие финансово-инвестиционный потенциал стран ЕС и ТС в сравнении с Украиной.
Финансово-инвестиционный потенциал стран ЕС, ТС, Украины (2012 г.)
Показатели |
ЕС-28 |
Украина |
Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, Казахстан) |
Базовые макроэкономические показатели |
|||
Население (чел.) |
506 581 000 |
45 453 000 |
168 222 000 |
ВВП на душу населения (долл. США) |
32 913 |
3 877 |
13 647 |
Финансово-инвестиционные показатели экономики |
|||
Приток прямых иностранных инвестиций (за 2008-2012 гг.) на душу населения (долл. США) |
3 855 |
819 |
2 015 |
Международные золотовалютные резервы, млрд. долл. США |
4 781 |
23 |
516 |
Государственный внешний долг к ВВП (%) |
49% |
14,9% |
3,1% |
Государственный внешний долг на душу населения (долл. США) |
16 104 |
550 |
427 |
Валовой внешний долг к ВВП (%) |
237% |
76,6% |
35,2% |
Валовой внешний долг на душу населения (долл. США) |
78 254 |
2 970 |
4 797 |
* Составлено по данным IMF, World Bank, UNCTAD
Как видно из таблицы, преимущество интеграции Украины с ЕС перед Таможенным Союзом объясняется следующими факторами: обширный внутренний рынок европейских стран, значительно превышающий уровень экономического развития и обеспеченности населения, Европы, сравнительно более высокие объемы притока иностранных инвестиций в реальный сектор, серьезный запас финансовой устойчивости, про что свидетельствуют объемы международных резервов. Ко всему этому следует добавить лидерство стран Европы и значительный отрыв от стран ТС в части инвестиционного климата и развития рынка капитала, что подтверждается многими международными индексами и рейтингами (кредитные рейтинги, легкость ведения бизнеса, индекс коррупции, уровень конкурентоспособности экономики и т.д.).
Важным аспектом, с точки зрения «качественного развития экономики», является секторальная направленность инвестиций ЕС с ориентацией на высокотехнологические отрасли и их инновационную составляющую, добросовестность инвесторов в бизнес отношениях, превалирование долгосрочных стратегий инвестирования.
Также следует добавить, что при подписании ассоциации с ЕС, Украина могла бы уже в самом ближайшем времени рассчитывать на финансовую поддержку ЕС и открыть доступ к дешевым финансовым ресурсам со стороны международных финансовых организаций.
Настораживающим моментом является общая долговая нагрузка стран ЕС (как государственного сектора, так и корпоративного), которая в десятки раз превышает уровень Украины и стран ТС. Это является существенным риском с точки зрения суверенитета и платежной дисциплины. Сегодня это уже подтверждается острыми проблемами финансовой устойчивости некоторых экономик стран ЕС, в частности Ирландии, Греции, Кипра, Португалии. С другой стороны ставки кредитования для Европейских государств и частного бизнеса существенно ниже, нежели для стран СНГ, что позволяет обслуживать большие объемы кредитов.
Что касается преимуществ инвестиционного сотрудничества в рамках вступления в ТС, следует отметить готовность российского капитала вкладывать в экономику Украины даже при текущем инвестиционном климате. Однако такие инвестиции скорее имеют направленность на выкуп проблемных активов с существенным дисконтом и преследуют спекулятивные цели.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что от интеграции Украины в ЕС можно ожидать лишь постепенного прироста инвестиций по мере адаптации национального законодательства и условий ведения бизнеса к европейским стандартам или же рассчитывать на приток капитала с боку России в рамках дальнейшей распродажи украинских активов с использованием практики компрадорской политики и теневых схем.
Последние договоренности межу Россией и Украиной в части выделения финансирования в размере 15 млрд. долл. США и снижения цены на газ, существенно повлияют на дальнейшую судьбу интеграции Украины в ЕС. Конечно же, в Украине в ближайшие 5 лет снизиться напряженность в части обеспечения финансовой ликвидности. С другой стороны, стоит отметить и экономическую выгоду России. Нашему партнеру удалось: а) прокредитовать на колоссальную сумму под явно приемлемую % ставку своего стратегического, неплатежеспособного партнера б) тем самым обеспечить дальнейший сбыт стратегического ресурса (природного газа) в) возвысить господство России и проявить свою снисходительность и лояльность к Украине (по словам В. Путина «не предъявив встречных экономических требований») г) снизить финансовую мотивацию интеграции Украины в ЕС и сманеврировать Украину снова в сторону ТС д) профинансировать перспективы дальнейшей скупки украинских стратегических активов с дисконтом, в том числе в счет погашения долгов.
Жизнь ничего не дает бесплатно, и всему, что преподносится судьбой, тайно определена своя цена (Стефан Цвейг)