Как узнать то, что от тебя скрывают, причем не только «что», но и «сколько»? Оценить истинные размеры теневой экономики сегодня невозможно. Но для приблизительной оценки есть несколько путей. Можно, например, оценить объем потребляемого предприятиями электричества и сравнить его с объемом, который был бы необходим, если бы они на самом деле производили столько, сколько декларируют. Основной минус такого подхода в том, что в стране, где основную часть теневого бизнеса ведут «бабушки-огородницы», оценка деятельности предприятий мало что скажет о реальных размерах тени. К тому же альтернативные технологии понемногу вытесняют электроэнергию, что отнюдь не говорит о сокращении теневого сектора экономики.
Можно подойти по-другому — с точки зрения доходов от теневой активности. Например, смотреть на разницу между доходами и расходами населения. Именно «жизнь не по средствам» зачастую выдает подпольного богача. Однако и тут есть свои недостатки — если все же в списке «их разыскивает налоговая» верхние строчки занимает бизнес, а не обычные граждане, такой подход непригоден.
Наконец, можно попытаться оценить объем того, без чего не может обойтись и теневая экономика — объем наличности. Как раз такой взгляд на решение проблемы использовали Фридрих Шнайдер (Университет Линца), Андреас Бун (Университет Дрездена) и Клаудио Монтенегро (Всемирный банк, Университет Чили), когда готовили по заказу Всемирного банка исследование «Shadow Economies All over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007». В основе такого монетарного подхода — предположение, что все операции в тени производятся только наличностью, и чем больше оборот наличных в доступной невооруженному взгляду экономике, тем больше и сама теневая экономика. Конечно, и этот метод не без греха — его можно использовать лишь в странах с одинаковым уровнем развития. Ведь совершенно очевидно, что у жителей Швейцарии и Казахстана неравные возможности для безналичных платежей. Поэтому сравнивать весь мир по такому критерию — все равно, что измерять среднюю температуру по больнице: цифры есть, но смысла в них немного. Конечно, авторы исследования учитывали этот недостаток, но сгладить его нелегко. В результате цифры, которые они получили, оказались завышенными. Причем не только в сравнении с оценками, которые дают теневой экономике национальные правительства (у них эти цифры занижены), но и при сопоставлении с оценками других независимых экспертов. Зато полученная картина дает хорошие возможности для сравнительного анализа.
Тень наступает
Как оказалось, последние 10 лет теневая экономика росла и крепчала. В среднем в 162 изученных странах мира ее размер в 1999-2007 годах составил 34,5%, увеличившись с 33,7% в 1999 году до 35,5% в 2007-м. Это явление не обошло стороной ни развитые экономики, ни развивающиеся. Но распределено неравномерно. Так, наивысший уровень неформальной экономики оказался в центральной и южной части Африки, самый низкий — в странах ОЭСР. Меньше всего тень охватывает Швейцарию — всего на 8,6% ВВП. Наименее подвержены возможности ухода в тень Западная Европа, США и страны Востока с их культом субординации (Япония и Китай). По мере продвижения на юго-восток от Старой Европы склонность к тенизации усиливается, пока не достигает 48,6% ВВП в России. Страны бывшего СССР явно тяготеют к сокрытию своей деятельности от госорганов. Именно они — Россия, Украина, Беларусь, Грузия — составляют особый кластер в «хвосте» списка стран по уровню тенизации.
Если судить по выводам авторов исследования, экономика Украины в полтора раза больше, чем говорят официальные цифры. Просто ее треть (или более половины официальной экономики — 54,9%) спрятана в тени. Причины разные: от слишком тяжелого налогового бремени и жесткости трудовых норм до экономической нестабильности и слишком частых перемен в регулировании. Ведь, в отличие от криминальной экономики, теневая не занимается нелегальной деятельностью и не направлена на перераспределение доходов. Наоборот, теневые предприниматели стремятся к тишине, чтобы иметь возможность спокойно трудиться и получать свои доходы. Если рассматривать неформальную экономику Украины с этого ракурса, то в ее крупных размерах сомневаться не приходится. Но насколько крупных?
Для борьбы с теневой экономикой в Украине нужна политическая воля
Исходя из данных Минэкономики Украины, в 2009 году скрытая часть айсберга украинской экономики была меньше, чем полагают во Всемирном банке, — порядка 35% ВВП. Однако и эта немаленькая цифра (приблизительно во столько же ученые оценивают теневую экономику Бангладеша, Македонии, Албании и Румынии) касается уже того периода, который отчет Всемирного банка не охватывает. Периода, когда отечественная экономика переживала спад и когда многие спасались от кризиса в тени. А значит, официальная оценка теневой экономики в Украине по состоянию на 2007 год была еще меньше той, которую дали авторы. В целом, по данным Минэкономики, уровень теневой экономики снижался начиная с 2004 года, когда он составлял 30,7%. Пока не наступил финансовый кризис, заметно «удлинивший тень».
Такой высокий уровень тенизации экономики чреват многими проблемами. Прежде всего для фискальных органов. По сути, он говорит об огромном недополучении налогов в бюджет. В случае Украины — о том, что хронический дефицит бюджета правительство могло бы финансировать и самостоятельно, без помощи МВФ. Если же взглянуть на эту проблему с точки зрения налогоплательщиков, то оказывается, что они даже переплачивают, так как в теневой экономике неравномерно распределяется налоговая нагрузка и, таким образом, искажается сам механизм перераспределения доходов через бюджет. Кроме того, отсутствие представления о настоящих масштабах экономики ведет к неверной государственной макроэкономической политике. Например, если правительство видит слабый экономический рост, оно может начать стимулирование спроса. При этом если экономика с учетом ее теневой части на самом деле демонстрировала высокие темпы роста, подобная политика может привести к ее перегреву и инфляции. Наличие объемной теневой экономики существенно искажает и представление о рынке труда. А неправильно оценив спрос и предложение на этом рынке, правительство может увеличивать госзаказ на обучение работников, которые на самом деле не нужны. Наконец, страдают и люди, работающие в тени. Работодатель теневой компании лишает своих сотрудников социального страхования.
Бой с тенью
Впрочем, только обнаружение теневой части экономики еще не помогает ее искоренить. Бороться же с ней следует не столько санкциями, сколько переменами в госрегулировании — изменением структуры налогов в соответствии с состоянием экономики, улучшением условий работы бизнеса (неудивительно, что Украина со своим 142-м местом в рейтинге Doing Business 2010 страдает от гипертрофированной теневой экономики), в том числе упрощением в администрировании. Но многие страны находят более экзотические пути решения проблемы. Так, в Корее и Великобритании действует так называемая система «назвать и пристыдить» — публикация имен злостных неплательщиков налогов. А в Австралии налоговые органы берут данные третьих сторон (негосударственных) и сопоставляют их, отслеживая таким образом чрезмерное и подозрительное потребление отдельными гражданами. Принимаются меры и в отношении бизнеса. Скажем, в Швеции компании, работающие в сфере, где наблюдаются частные случаи неформального трудоустройства, обязаны регистрировать весь персонал. Следовательно, креативный подход к борьбе с теневой экономики сегодня не редкость. Так что поучиться Украине есть у кого. Но для этого, как минимум, нужна политическая воля.
По материалам: Инвестгазета