5 главных ошибок украинских стартаперов

5 главных ошибок украинских стартаперов

Известный топ-менеджер и предприниматель Дмитрий Лисицкий дает советы украинским стартаперам. В 2001 году он вместе с Романом Хмилем запустили Source Valley, которую через пять лет купил ...

Лисицкий также занимается приложениями для мобильных устройств. Именно его приложения ThickButtons (ускоряет ввод текста на устройствах с тачскрин-интерфейсами) заняло первое место на конкурсе стартапов IDCEE-2010.  Летом 2012 года Дмитрий занял пост главы United Online Ventures – компании, объединяющей онлайн-активы МГУ и УМХ. Длительное время именно он был ответственным в УМХ за переговоры со старатпами.

5 июня Дмитрий принял участие в Firetalk Chat с Денисом Довгополым, где рассказывал о собственном опыте предпринимательства и представлял инвесторов в общении с украинскими стартапами. Он приводил примеры самых распространенных ошибок, которые допускают начинающие предприниматели, стремящиеся масштабировать свой бизнес.

 1. Если вы нацелились на глобальный стартап, будьте готовы к эмиграции

Лисицкий отмечает, что украинский предприниматель должен понимать, что при развитии стартапа до глобального рынка в конечном итоге придется эмигрировать. По его мнению, ошибочно полагать, что можно продавать продукт на глобальном рынке, живя в Украине. Правило – находиться там, где находится большинство клиентов – верно как для b2b, так и для b2c-сегмента.

2. Не придумывайте все сомастоятельно

Все стартаперы стремятся делать все самостоятельно. Но лучше сначала определить ключевую экспертизу и прорыв проекта, а все оставшиеся детали проекта собирать уже в готовом виде. Лисицкий считает, что не нужно заново придумывать все маркетинговые решения и систему финансов проекта. Вы должны придумать ключевую инновационную идею, а все остальное уже было изобретено другими людьми до вас. Не стоит тратить на это время, которого и так обычно не хватает.

3. не надо заходить в нишу, которая не способна вырасти

Есть одна достаточно странная модель, которая популяра среди украинских предпринимателей: к примеру – создание он-лайн уроков стрижки для пуделей, рассчитывая на то, что, поскольку в Украине около миллиона пуделей, то  через десять лет у проекта будет около миллиона клиентов. Однако, выбирая такие узкие сегменты, считает Лисицкий, стартапер совершает ошибку. Такой сегмент не вырастет ни в Украине, ни, тем более, в мире. Такая модель, говорит эксперт, еще ни разу не сработала.

4. Не стремитесь занять высококонкурентные сегменты

Если на рынке уже успешно существуют 10 компаний, то вряд ли 11-я компания сможет стать такой же успешной. К тому же, 7 из 10 компаний могут показывать внешнее благополучие, однако на самом деле находиться на грани банкротства.

Недавно подобная ситуация произошла с крупными сервисами, отмечает Лисицкий. Все считали, что на рынке еще полно места, и еще сотня компаний сможет хорошо заработать. Но прошло немного времени, и такие сервисы начали один за другим закрываться. В конечном итоге, считает эксперт, на рынке останется 2-3 крупные компании. Это характерно для всех сегментов.

Идеальный вариант для предпринимателя – time to market. Когда рынок растет, запустить проект не слишком рано, но и не опоздать, иначе конкуренция станет слишком жесткой. К примеру, в 2010-2011 годах было проблематично запустить онлайн-портал в Украине, поскольку рынок был уже переполнен и поделен.

5. Помните, что украинский интернет-рынок по объему небольшой

Лисицкий напоминает, что ВВП в Китае на одного человека при его миллиарде населения уже превысил показатель в Украине.

Украинский рекламный рынок раз в 20 меньше рынка России. И стоит дважды подумать перед тем, как создавать проект, ориентированный на локальный рынок. Да, украинский рынок онлайн-рекламы ежегодно растет на 30%, но пока что этот рынок сильно фрагментирован, так что эти 30% неравномерно распределяются между постоянно растущим количеством конкурирующих компаний. Лисицкий советует не запускать онлайн-медиа, если вы не уверены, что  сможете довести его до уровня «Корреспондента».

Если рассматривать сервисную модель, то онлайн-сервисы тоже зарабатывают на рекламе. Но проблема здесь в том, что сервисные локальные стартапы, в отличие от контент-проектов, вынуждены конкурировать с мировыми гигантами. например, запускать украинскую социальную сеть уже просто не имеет смысла, поскольку рынок уже поделили между собой американские и российские игроки. Дмитрий предупреждает,  что любой онлайн-сервис нейтрально относится к географии, потому, запуская собственную социальную сеть, вам придется конкурировать с Mail.ru, Google, Facebook   т.д.

Электронная коммерция пока что остается достаточно перспективной. Для населения Украины онлайн-коммерция стала неплохим способом экономить собственные деньги.

Читайте также