Если взять во внимание, что традиционных авиакомпаний в 12 раз больше, результаты просто впечатляют. В чем же секрет успеха бизнес модели недорогих пассажирских авиаперевозок?
Комфорт vs Цена
За последнее 20 лет количество пассажиров, воспользовавшихся дешевыми авиалиниями, возросло более чем в 230 раз. Людей, готовых пожертвовать комфортом и качеством сервиса, но сэкономить на перелете, становиться с каждым годом все больше и больше. В стоимость билета не войдет обед, вам не нальют бокал вина или колы со льдом, вы не выберете место в салоне заранее, за перевоз багажа вас попросят заплатить отдельно, а если по каким-то причинам рейс отменят – вам вряд ли вернут деньги.
Все эти неудобства компенсирует уровень цен билетов, который сопоставим, а иногда даже ниже, чем ценами железнодорожных сообщений. При этом пассажиры значительно экономят время, что особенно важно для предпринимателей. Тем не менее, чтобы зарезервировать билет дешево, необходимо сделать это заранее: чем ближе к дате отправления, тем дороже будет стоить билет. Так, перелет из Варшавы в Милан может 10-12 евро за два месяца до перелета, и свыше 100 евро в день отлета.
Небесные войны
Первый в истории бюджетный перелет был совершен боингом американской авиакомпанией Southwest Airlines. На сегодняшний день с пассажиропотоком в 134 млн. человек в год и доходом в $17,1 млрд. это лидер рынка дешевых авиаперевозок. Существенно отстают, но с мощной позицией на рынке Европы, следуют стразу несколько бюджетных авиакомпаний: исландский Ryanair с годовым доходом $6,3 млрд. и пассажиропотоком почти 80 млн. человек, а также британский easyJet, который закончил прошлый год с показателем в $6,1 млрд. дохода и с пассажиропотоком в 58,4 млн. человек.
По данным Centre for Aviation & Innovata, в период с 2010 по 2012-й австралийский лоукостер Jetstar Airways увеличил пассажиропоток на 25,4%, Ryanair - на 21%, в то время, как американская Delta Air Lines потеряла более 16% свои клиентов.
Следует отметить, что рынок дешевых перелетов растет не только благодаря пересадке пассажиров с традиционных авиалиний в пользу бюджетных, но и за счет новых клиентов, которые совершают первый перелет в своей жизни. Согласно статистическим подсчетам таких пассажиров около 70%.
Под украинским небом
Из 35 бюджетных авиалиний, которые присутствуют на рынке ЕС, в Украину летают только 9, да и те далеко не ведущее. На отечественном рынке доминирует венгерская лоукост-авиакомпания WizzAir. В этом году из Барселоны в Киев стали летать самолеты испанской Vueling Airlines. Главные причины – низкий общий пассажиропоток, всё так и не подписанный Договор об открытом небе, а также очень высокие аэропортовые сборы. Почему украинцы летают мало? В первую очередь, перелеты все еще не по карману нашим соотечественником. Также существуют определенные трудности с получением шенгенских виз. В таких условиях, в борьбе за клиента, лоукостеры имеют значительно большее шансы, чем их традиционные конкуренты.
Лоукостеры: инвестиции в инфраструктуру
Исходя из «Национального плана действий» на 2013 год, который утвердил своим указом Президент, Министерству инфраструктуры поставлена задача по привлечению в Украину новых бюджетных авиакомпаний. По данным из самого Министерства, ведутся переговоры с лидерами рынка - британской easyJet, ирландской Ryanair.
Примером успешных инфраструктурных проектов, реализованных в тесном сотрудничестве с лоу-кост авиакомпаниями, может послужить польский аэропорт в Катовицах, который является вторым крупнейшим региональным аэропортом Польши, а также базой бюджетной авиакомпании WizzAir.
В 2003 году дирекция аэропорта и венгерский лоукостер провели переговоры о начале сотрудничества. Со вступлением Польши в ЕС и подписанием Договора об открытом небе, небо нашего западного соседа стало открытым для всех авиаперевозчиков Европы. С этого момента WizzAir начал осуществлять авиаперевозки из Катовиц, увеличив за 1 год пассажиропоток в 2,5 раза до 623 тыс. в 2004. Уже в 2008 году аэропорт обслужил 2,4 млн. пассажиров, из них 75% были перевезены самолетами WizzAir.