Что необходимо стартапам, или как сделать экономику Украины современной?

Что необходимо стартапам, или как сделать экономику Украины современной?

Еще в июле покойный ныне грузинский реформатор Каха Бендукидзе, к сожалению не успевший помочь Украине, выразил крайне интересную мысль, отражающую адекватное понимание современной экономики

Еще в июле покойный ныне грузинский реформатор Каха Бендукидзе, к сожалению не успевший помочь Украине, выразил крайне интересную мысль, отражающую адекватное понимание современной экономики:

За последнее время самым крупным экспортным товаром Украины стал Ян Кум, которого вы экспортировали в Америку, где он сделал WhatsApp и заработал 7 миллиардов долларов. Никакой другой предмет физического мира, который был вывезен из Украины столько доходов никому не дал.
 
В самом деле, представление об экономике как о физическом мире, состоящем из сырья и товаров по-прежнему является основной парадигмой новой украинской власти, собирающейся, тем не менее, строить на этом новую современную страну. Из этой парадигмы вытекает и концепция функций государства — торгового протектора, естественного монополиста, контролера цен и верховного главнокомандующего стандартизацией и сертификацией товаров. За свидетельствами далеко ходить не нужно — что ни день, то попытка национализировать газовую отрасль в руках «Нафтогаза», или установить «справедливую» цену на лекарства, или принять на себя все мыслимые и не мыслимые европейские регуляции «физического мира».

Такой подход отстал от современного мира, где сфера услуг занимает уже почти половину мирового ВВП при постоянном росте. В странах «Большой Восьмерки» доля занятых в сфере услуг приближается к 80%. Движущее ядро этого сектора — интеллект и инновации обладают абсолютно иными, чем у обычного «физического мира» свойствами — они перетекают в места с меньшим уровнем протекции, регуляции и контроля.

Случай Яна Кума, конечно, более сложный, он переезжал в США со своей семьей в 1992 году в сложное для страны время и совсем не в целях найти уютное место для своего стартапа. Шестнадцатилетний Кум станет инноватором из Кремниевой Долины лишь спустя годы, испытав невзгоды и лишения иммигранта. К счастью, сегодня не 1992 год, время тоже тяжелое, но судьбоносное.

Сейчас украинские молодые люди глобализированы и вовлечены в мировые тенденции не хуже американских, но удержать их идеи здесь может только абсолютно другая концепция государства — экономическая свобода, низкие налоги и отсутствие бессмысленных регуляций.
 
На рынке украинских прорывных идей уже есть потери. Не так давно группа бизнесменов создала систему интеграции криптовалюты Bitcoin с привычными системами платежей. Сервис Btcu.biz позволяет купить криптовалюту за наличные через любой из 4000 терминалов, которые находятся по всей Украине. Криптовалюты являются одной из самых перспективных технологий в мире, делая денежные транзакции безопаснее и проще, но именно поэтому вызывают раздражение всех традиционных монетарных регуляторов. Несколько недель назад НБУ подтвердил незаконность Bitcoin в Украине, назвав его «денежным суррогатом, не имеющим обеспечения реальной стоимости». Для бюрократической организации вполне логично осуществлять протекцию собственного продукта — гривны, которая, по их мнению, «обеспечением реальной стоимости» обладает. Для будущего украинской экономики, в которой, несмотря на все проблемы, вырастают ультрасовременные стартапы, запреты и регуляции того, что не укладывается в бюрократическую картину мира, плачевны.

Другой пример — лоукостеры. Один из редких случаев, когда иностранные инновационные модели бизнеса сами приходят в страну вместе с капиталом. Дешевый авиаперевозчик Wizz Air Ukraine, дочерняя структура венгерской компании, находится на грани ухода с украинского рынка. Ситуация просто невероятная: в стране существует сразу два государственных регулятора авиарынка — Мининфраструктуры и Госавиаслужба, которые уже несколько месяцев не могут сформулировать простые и доступные для всех компаний правила допуска к полетам, параллельно лоббируя интересы дорогого национального перевозчика МАУ. «Документ [правила допуска компаний] идет в разрез с нормами открытого рынка и направлен на то, чтобы защитить интересы одной группы», — заявил недавно глава Wizz Air Акош Буш. Уже год на украинский рынок пытается пробиться турецкий лоукостер AtlasJet, его гендиректор заявил, что “небо в Украине уже приватизировано”, что конечно никакая не приватизация, а настоящая национализация.

Покидают страну и инноваторы новой волны. Киевляне Богдан Шевчук и Олег Кохан, которые вместе с харьковским ученым Владимиром Титаром работают над созданием первого в мире домашнего голографического проектора, переместили свои идеи в США, основав в Сан-Франциско компанию Bleen Inc. Этот случай трудно объяснить невзгодами, сопровождавшими семью Яна Кума, единственными причинами невозможности реализации такого проекта в Украине является экономическая несвобода и коррупция. Интересно, что разработчик технологии Титар, сидя в лаборатории Харьковского университета, годами наивно писал письма в администрацию президента и в Кабмин, «просил поддержать, но никому до этого не было дела». Титару повезло с компаньонами, которые знают, что инновационный мир и государственная поддержка не совместимы, а все, что нужно от государства — невмешательство — можно получить только в местах, подобных Кремниевой Долине. Их идея, кажущаяся фантастической, может оказаться пустышкой, или не найти себе место на рынке в случае реализации. Большое количество стартапов разоряются, не сумев удивить рынок чем-то новым.

По словам Алексея Олейникова, управляющего партнера InVenture Investment Group: "В Украине продолжается отток интеллектуальных ресурсов. Новые инвестиционные проекты и молодые компании вынуждены проходить регистрацию в международных юрисдикциях с целью обеспечения защиты прав собственности и реализации схем вывода финансовых ресурсов. Украина продолжает оставаться носителем аусорсинговых услуг, продолжается утечка перспективных идей и мозгов зарубеж".

В то же время, по словам эксперта: "Стартап индустрия в Украине набирает популярность, даже несмотря на падение объемов инвестиционных сделок в 2014 году, сложную макроэкономическую и военную ситуации в стране. Следует отметить активность украинских стартапов в сфере IT, про что свидетельствует растущее количество проводимых стартап мероприятий не только в Киеве, но и в регионах Украины. Препятствиями для притока инвестиций в проекты на ранних стадиях остается всеми известный комплекс проблем инвестиционного климата страны (коррупция, существенное вмешательство государства в частный бизнес, непредсказуемые изменения правил игры на рынке, вакханалии судебной системы и т.д.). При этом, основным индикатором ущербности национальной экономической системы является недоверие внутренних инвесторов к стране и к возможностям новых капиталовложений здесь.

Чем больше бизнесменов появляется и остается в стране, тем больше вероятность появления хотя бы одного нового успешного WhatsApp, стоящего $22 млрд — 12,4% от всего ВВП Украины ($177,4 млрд).
 
Алексей Олейников, отмечает: "Развитию инновационной составляющей экономики Украины могли бы послужить инициативы государства в области развития информатизации (в частности внедрение 3G связи), использование лучших международных практик создания условий для развития инноваций (начиная от проведения международных выставок, заканчивая запуском национальных технопарков), реформы в области науки и образования, усовершенствование защиты прав интеллектуальной собственности. В Украине должно произойти переосмысление в части управления государственными финансами, в частности необходима смена практики проедания кредитных средств МФО и вывода капитала зарубеж в сторону долгосрочных инвестиций в реализацию инновационных программ и проектов".
 
Итак, новому украинскому руководству нужно понять, какая концепция государства больше всего способствует современному бизнесу, умеющему уже сейчас, в отличие от огромных добычных и производственных заводов, существовать без субсидий и государственного вмешательства, не имея при этом зависимости от любых геополитических невзгод. Это не в коем случае не означает, что производство вещей «физического мира» нужно прекратить, этот сектор по-прежнему является важной частью любой экономики. Но концепция свободной экономики и компактного государства является необходимой для любого бизнеса, чем бы он не занимался.
 
К тому же, выбирая «европейский путь», нужно ориентироваться не на политику европейских чиновников, чья деятельность даже при низком уровне коррупции оказывает удушающее воздействие на экономику, а на основу этого пути, приведшего европейцев к богатству. Вместо распугивания крупнейших инновационных корпораций угрозами вмешательства в бизнес, как это европарламентарии сейчас пытаются сделать c Google, нужно привлекать их в страну низкими налогами и отсутствием бюрократии. Только настоящая основа «европейского пути», сформированная еще очень давно, может привести Украину к успеху — экономическая свобода.

Читайте также