Основными противниками закона были нардепы от “Свободы” и фракция “Самопомощь”. Их несогласие обосновывалось тем, что власть намерена продать, по их мнению, самые прибыльные предприятия. Хотя, если верить официальным документам, данные предприятия скорее являются убыточными и могут приносить доход лишь своим руководителям и чиновникам. С целью уменьшить возможное превышение полномочий при продаже, правительство предусмотрело в законопроекте положение о конкурсной приватизации и запрете на три года банкротства предприятий, исключенных из списка.
Другие политики, не столь радикально настроенные, предлагали провести инвентаризацию и аудит на предприятиях, наладить их менеджмент, сделать прибыльными, а потом уже, при нормальном инвестиционном климате, провести их приватизацию. Однако, когда, кто и за какой счет это все будет реализовываться, они ответить не смогли.
Ряд экспертов полагают, что вся эта дискуссия была следствием нежелания некоторых нардепов разрешить приватизацию предприятий системы “Укрспирта”. Именно их премьер-министр окрестил как “черная дыра для бюджета” и “рассадник коррупции”.
В любом случае, процесс реформирования государства не обойдется без продолжения приватизации. Как только с депутатами проведут разъяснительную работу и подкорректируют сам законопроект, он тут же вернется в парламент. Поэтому стоит понять, что именно предлагает наше правительство.
Что пока останется в собственности государства?
Список запрещенных для приватизации предприятий регламентируется законом, принятым еще в 1999 году. Сейчас правительство предлагает из этого списка исключить 1251 предприятие, которое, по его мнению, не имеет критического значения для страны.
Новый проект предусматривает разделение данных предприятий на три списка. К первому будет относиться 251 предприятие, которое приватизировать запрещается, ко второму – 27 акционерных общества, где запрещена приватизация госдоли, а также предприятия, которые могут быть акционированы. К третьему списку относятся 273 предприятий, находящиеся в Крыму и Севастополе, с которым вопрос приватизации невозможно рассмотреть.
К указанным перечням относятся:
• харьковский “Турбоатом”, специализированные предприятия и научно-технические центры, занятые в сфере атомной энергетики, и Чернобыльская АЭС (другие АЭС не входят и в действующий перечень);
• энергетические акционерные компании “Укргидроэнерго”, “Укрспецтрансгаз”, “Укртранснафта”, “Нафтогаз Украины” и его дочерние предприятия, в том числе “Укргазвыдобування“ и “Укртрансгаз”. Однако вопрос по “Нафтогазу” в скором времени придется пересматривать из-за неизбежного разделения его на три компании по требованию МВФ и ЕС. При этом, не исключен приход иностранного инвестора;
• специализированные научные и научно-технические предприятия, казенные и госпредприятия, занимающиеся разработкой, производством и ремонтом оружия и вооружений (винницкий “Форт”, николаевская “Заря”-“Машпроект”, киевские “Радар” и “Артем”), компания “Укрспецэкспорт” со всеми своими дочерними предприятиями. К существующему списку были добавлены также некоторые гарнизонные дома офицеров;
• несколько радиопередающих центров, Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ), Украинский государственный центр радиочастот, “Укрпочта” – социальная значимость этих объектов не вызывает сомнений;
• ряд санаториев и все существующие протезно-ортопедические предприятия. Наличие этих организаций в списке обусловлено их затрудненным существованием без поддержки государства. На ряду с этим. трудно объяснить присутствие здесь НСК “Олимпийский” и столичного Дворца спорта;
• в финансово-бюджетной сфере: казенные предприятия пробирного контроля, Киевская офсетная фабрика, полиграфический комбинат “Украина. Банковских структур всего две: “Ощадбанк” и “Укрэксимбанк”;
• предприятия системы госрезерва;
• в сфере сельского хозяйства предложено оставить восемь комбинатов хлебопродуктов, расположенных в различных областях и Государственная продовольственно-зерновая корпорация. На данный момент предприятий такого типа в списке значится порядка 450;
• областные гидрометеоцентры, ряд специализированных предприятий в сфере геодезии, картографии и геологии;
• пять предприятий космической отрасли, включая днепропетровский “Южмаш” и КБ “Южное”, известные своими разработками баллистических ракет военного назначения, и киевский “Арсенал”;
• значительно уменьшен список институтов и научных центров, а также Книжная палата Украины им. Ивана Федорова и Государственная научно-техническая библиотека;
• в сфере госреестров – предприятия “Информационные судебные системы” и Центр государственного земельного кадастра;
• предприятия обслуживания воздушного движения и водных путей, Администрация морских портов (притом, что порты исключены из перечня), международные аэропорты “Борисполь” и “Львов”, региональные железные дороги, которые логично было бы приватизировать ради превращения их в прибыльные предприятия.
Что может быть продано?
Среди тех предприятий, приватизация которых разрешается в новом законопроекте, помимо на столько убыточных, что их можно приобрести только в качестве недвижимости, есть и такие, которые могли бы заинтересовать инвесторов. К таким предприятиям относятся:
• угольные шахты. Сейчас они дотационные, но если придет частный инвестор, то он сможет привести все в порядок и сделать их прибыльными;
• АО “Магистральные нефтепроводы “Дружба” с морским терминалом “Южный”, Кременчугское управление магистральных нефтепродуктопрово-дов, “Укринтерэнерго”. Что касается последнего, то оно специализируется на покупках электроэнергии из России, а недавно попало в переплет из-за закупок угля в ЮАР. Инвестиционная привлекательность данного предприятия сомнительна, так как куда проще потребителю самому импортировать электроэнергию и обходится без посредника;
• Национальный выставочный центр, располагающийся на 285 га территории и состоящий из 17 павильонов, которые достаточно устарели;
• все книжные, журнальные и другие издательства, которые мало могут заинтересовать инвестора;
• студии “Укркинохроника” и “Укранимафильм”, которые требуют больших вложений для выхода на прибыльность;
• АНТК им. Антонова, Харьковское авиационное производственное предприятие, завод “Авиант”, завод гражданской авиации №410;
• конные заводы, которых оптимальней было бы закрыть, т. к. затраты не окупаются спросом;
• предприятия по добыче и производству соли, которые всегда будут обеспечены спросом на свою продукцию;
• совхозы по разведению шелкопряда и мощности по обработке коконов, предприятия по выращиванию льна. Данные отрасли могут быть перспективными для инвесторов, так как намечена тенденция роста спроса на натуральные ткани и нити;
• элеваторы, комбинаты сельхозпродуктов. Эти предприятия вполне могу найти инвесторов, так как частные компании зачастую строят собственные подобные объекты. В том числе приватизация коснется и Одесского и Николаевского портовых элеваторов;
• все морские торговые порты (за исключением крымских): Бердянский, Ильичевский, Одесский, Измаильский, Николаевский, Мариупольский, Херсонский, Ренийский, Белгород-Днестровский, Скадовский, специализированный порт “Октябрьск”, порт “Южный”, порт Усть-Дунайск;
• агрокомбинат “Пуща-Водица” и агрофирма “Цветы Украины”, которые имеют огромный рынок сбыта – Киев;
• корпорация “Молодьспортлото”, которую не стоило бы приватизировать, ведь лотереи – надежный источник дохода;
• областные управления лесных хозяйств; сфера лесхозов, которая является постоянным источником коррупции, хотя в частных руках она могла бы приносить доход;
• Мариупольський и Ильичевский морские рыбные порты;
• рыбоводческие хозяйства по всей территории страны, продукция которых в большом количестве реализуется незаконно;
• “Константиновский завод стеклянных изделий им. 13 расстрелянных рабочих” и Лисичанский стеклозавод “Пролетарий”;
• несколько совхозов системы Укрфитотерапии;
• областные предприятия, занимающиеся разработкой торфа – перспективного альтернативного источника энергии;
• все гидроэлектростанции (ГЭС);
• Дунайское пароходство;
• Ильичевский судоремонтный завод;
• ТЭЦ в Черкассах и “Черновцыоблэнерго”, киевские ТЭЦ-5 и 6;
• Львовский ювелирный завод;
• аэропорт “Харьков”;
• гостиница “Днепр” в Киеве;
• предприятие “Укрспирт” и все спиртзаводы. Кроме этого, правительство намерено изменить законодательство, отменяющие госмонополию на оборот спирта;
• большое количество винодельческих предприятий, ликероводочных и коньячных заводов, заводы шампанских вин. Стоит отметить, что при внимательном сравнении этого списка с выпускаемой частной алкогольной продукцией, то становится очевидным, что частные компании выпускают свою продукцию на госпредприятиях. Наверняка за время такого сотрудничества образовались темные связи между ними, которые значительно усложнят возможную приватизацию.
Аналогичная ситуация сложилась на большинстве госпредприятий, когда значительная часть ценных активов тем или иным способом переоформлена на другие структуры, а само предприятие практически ничем не владеет. Не смотря на то, что Фонда госимущества обязан выставлять на продажу объект «в полной комплектации», заинтересованному инвестору все же придется пройти ряд судебных тяжб, прежде чем получить желаемое.