Гид по созданию успешного стартапа

Гид по созданию успешного стартапа

×
1892 Кристина Гейко, для InVenture Investment Group Венчурные инвестиции и стартапы

Гид по созданию успешного стартапа

  • InVenture побывали на семинаре Киево-Могилянской Бизнес Школы “Создание глобального IT-стартапа” и решили поделиться с нашими читателями основными тезисами мероприятия

Стартап - это модное, в наше время, слово. Стартапами пестрят признанные медиа-издания, современные онлайн-ресурсы и страницы в соцсетях. Но откуда берутся стартапы, и что им предшествует? Кто финансирует их, и как они становятся известными?
Чтобы получить ответы, InVenture побывали на трехдневном семинаре от Киево-Могилянской Бизнес Школы: “Создание глобального IT-стартапа”. В процессе семинара опытные коучи поделились чрезвычайно интересными и, конечно же, очень эксклюзивными знаниями о том, что есть стартап, и как этот стартап создать.

1. Находясь у истоков нового бизнес-проекта, нужно подумать о главном: с чего начинается стартап?

Корневую систему стартапа всегда обеспечивают две составляющие: идея и команда.

Именно с идеи начинается любой успешный или неуспешный проект. На основе идеи формируется бизнес-план, канва, модель будущего конечного продукта.

Но создает проект не сама идея, а команда. В команде, как правило, два или три основателя - кофаундеры. Хотя, безусловно, не стоит ограничиваться только основателями. Опытные наставники советуют начинающим стартаперам иметь в команде профессионального программиста, а лучше даже нескольких, юриста и маркетинг-менеджера. При чем мотивировать их нужно не деньгами или ставкой, а долей в компании.

Совет ментора:

Чтобы команда стартапа добилась успеха, в ней должны быть обязательно задействованы два человека: бизнес-лидер и технический руководитель проекта. Главное, это должны быть разные люди.

Максим Школьник, СЕО проекта Address.ua

 

Когда есть идея и команда, можно приступать к созданию демо-версии продукта. Если это технически невозможно, тогда может выручить качественно сделанная, интерактивная презентация. Главное - заинтересовать тех, кому вы это покажете.

2. Когда идея ясна и команда собрана, возникает, пожалуй, самый острый для всех стартаперов вопрос: куда свою идею отправить, кому рассказать?

Все мы, конечно, понимаем, что хорошие инвестиции не найти просто так, а у офиса стартаперов не поджидает десяток надежных партнеров, готовых вкладывать миллионы.

К сожалению, многих талантливых ребят мир так и не узнал только потому, что они не смогли найти тех, кому стоило показывать свои идеи.

Вариантов может быть несколько:

а) Бизнес-инкубаторы и акселераторы

Это своего рода подготовительные лагеря для стартапов. Здесь им могут предоставить все необходимые условия для создания первичного продукта или его демо-версии, поиска клиентов, начальные инвестиции, и - самое ценное - помощь опытных эдвайзеров (советников). Эдвайзеры, они же менторы, помогают разобраться в тонкостях рынка, красиво оформить свой продукт, завести нужные знакомства. 

На несколько месяцев предприниматели погружаются в условия креативной работы и разработки своего проекта в режиме нон-стоп. И что важно, благодаря акселераторам и инкубаторам возможность найти надежных инвесторов увеличивается в несколько раз.

За свою помощь бизнес-инкубаторы берут взамен долю в компании, чтобы в дальнейшем совершить выгодный выход на рынок.

В год организаторы акселераторных программ и лагерей получают сотни писем с идеями и концепциями будущих стартапов, поэтому, чтобы вас заметили, идеи должны быть максимально кратко и емко изложены. Достаточно одной-двух страниц.

Совет ментора:

В презентации для акселератора (инкубатора) Вы должны ответить на 6 вопросов: какую проблему вы решаете с помощью своей идеи, каким образом вы ее решаете, кто ваши конкуренты, в чем ваше преимущество перед ними, как вы планируете монетизировать идею, и кто формирует команду.

Эвелин Бучацкий, управляющий партнер акселератора Eastlabs 

 

б) Ангельские фонды, слеты бизнес-ангелов

В Украине этот вариант становится все более популярным. Бизнес-ангелы - это частные инвесторы, готовые делать вложения в проекты, которые им интересны. Они открыты для нестандартных идей, у них креативный подход к бизнесу. В отличие от акселераторов, бизнес-ангелы имеют более сильную личную заинтересованность и эмоциональную связь с теми стартапами, которым помогают. 

Часто бизнес-ангелы создают совместные ангельские фонды. Как раз именно в такие фонды стоит направлять свои идеи. Если им понравилась идея стартапа, скорее всего, они не поскупятся на вложения.

Для презентации идей стартапов организовываются так называемые слеты ангелов, где у каждой команды-участника будет несколько заветных минут, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов. Пренебрегать подобными мероприятиями не стоит, но и участвовать в них нужно, если только вы умеете говорить хорошо и лаконично, а ваша харизма не даст  проекту затеряться на фоне остальных.

В данном направлении InVenture рекомендует стартапам использовать возможности новой ассоциации бизнес-ангелов Украины UAngel.

в) Инвестиционные и венчурные фонды

Венчурные фонды вкладывают, чаще всего, не свои деньги, их целью является приумножение капитала тех, кто доверил им управление этим самым капиталом. Завязать контакты с ними сложно, заинтересовать - еще сложнее. Венчурные инвесторы стремятся максимально эффективно использовать средства и время, положенное для прироста капитала, вот почему непросто привлечь их внимание. Тем не менее, постараться стоит, ведь в случае успешного контракта инвестфонд будет заинтересован в успехе стартапа даже больше, чем сами стартаперы.

В данном направлении InVenture рекомендует воспользоваться услугами инвестиционных компаний - партнеров венчурных фондов, которые имеют прямой доступ к их основателям и топ-менеджменту, а также заявить о своем инвестиционном проекте, разместив информацию на крупнейшем инвестиционном портале InVenture www.inventure.com.ua

Совет ментора:

Развивайте навыки “Elevator Pitch” - “презентация в лифте”. То есть представьте, что для презентации своей идеи, ее основной сути и конкурентных преимуществ у вас есть всего пара минут, пока вы едете в одном лифте с инвестором. Если он не “попался на крючок”, вы упустили свой шанс.

Владимир Павлов, основатель и CEO rollApp Inc.

3. Формальная сторона стартапа.

Конечно, создавая свой проект, нужно быть хоть сколько-нибудь осведомленным в юридических тонкостях того рынка, на который вы планируете зайти. Законодательное поле, к примеру, США, может существенно отличаться от такового в Германии или России. И здесь нужно иметь на примете надежного лойера (юриста). Но есть несколько ключевых понятий, без знания которых двигаться по стартаперской дорожке весьма рискованно.

Словарный минимум стартапера:

Capitalization Table  - таблица, в которую вносятся данные об акционерах, распределении акций, стоимости акций на каждом раунде инвестирования, суммах инвестиций. Проще говоря, это финансовое лицо стартапа.

Captable может выглядеть так:

Term sheet - это своеобразный предварительный договор, в котором прописываются условия сделки с инвестором, решаются финансовые и юридические моменты. Но не стоит путать с полноценным договором сделки: term sheet - это подготовительный документ. Он в дальнейшем используется в качестве базы для заключения контракта.

IRR (Internal Rate of Return) - внутренняя норма доходности, которая показывает, каким должен быть уровень чистого дохода, чтобы проект был привлекательным для инвестора. Это один из ключевых показателей, интересующих венчурных инвесторов, в первую очередь.

IPO (Inittial Public Offering)  - первая публичная продажа акций на бирже неограниченному кругу лиц. Для участников финансового рынка IPO - это символический рубеж, отображающий, смог ли стартап стать успешным.

4. Почему ваш стартап может провалиться?

Возможно, многим хотелось бы сейчас увидеть особые секретные знания, которыми никто другой не владеет, ключ к разгадке успеха, магическую формулу или универсальный совет. Но такого, увы, не существует. Секрет успеха банален, а причины возможных провалов просты.

Если вы - стартапер, то вот что может стать вашей ахиллесовой пятой:

 - Вас подвел рынок. Вы рассчитывали на один расклад карт, но внезапно кто-то выпустил Iphone,  и все изменилось.

- Команда потеряла интерес. Вначале все было весело и круто: работа без перерывов, пицца с доставкой и новые горизонты. Но прошло полгода, и стены любимого “воркспейса” стали вызывать тошноту, а инвесторы превратились в назойливых кредиторов. Вам стало скучно.

В этом случае никто и ничто не сможет мотивировать вас, если источник самомотивации выдохся.

- Вы переоценили свои возможности и знания. В начале проекта вы мнили себя гуру IT-технологий, богом продаж или прирожденным лидером-мессией, но суровая реальность поставила вас на место. Здесь спасти может только саморазвитие и способность учиться на своих ошибках.

 

InVenture желает Вам стартап прорывов и неограниченных инвестиционных возможностей!

 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×