Инвестиции в национальную экономику могут стать спасательным кругом для Украины.
Именно финансовые вливания в различные секторы помогут достичь реальных структурных изменений и повышения КПД во многих отраслях.
Инвесторы, которые осмеливаются вкладывать в отечественную экономику, требуют законодательных гарантий, а большие корпорации и инвестиционные компании - правительственных гарантий и льгот.
Однако механизм их предоставления пока еще недостаточно отработан.
В Украине до сих пор не создана грамотная система государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Как следствие - производство падает, что приводит к снижению инвестиционных возможностей и предпринимателей, и государства. Получается замкнутый круг.
Также притоку капитала препятствует политическая нестабильность, несовершенство законодательства, неразвитость инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение, и, конечно же, коррупция.
Добавим к этому нашу систему налогообложения, и вот - Украина в числе стран с наибольшим инвестиционным риском. Не добавляют экономической привлекательности и вынужденные военные действия.
Правительство предлагает, как минимум, два документа, которые должны повысить инвестиционную привлекательность Украины. Однако одна из этих инициатив противоречит другой.
Так, вероятность того, что подготовленные Минэкономики поправки к закону "Об инвестиционной деятельности" изменят ситуацию, есть. Как, впрочем, и вопросы к этим изменениям. Несмотря на множество причин, по которым инвесторы не спешат вкладывать в нашу экономику, основной остается коррупция.
Это признают и разработчики документа. Его принятие, говорится в аналитической записке, приведет к "предотвращению применения непрозрачных схем использования средств государственного бюджета в объектах частной собственности без закрепления за государством корпоративных прав".
Так, инициатива министерства предусматривает упрощение процедуры государственного инвестирования и получения государственной поддержки для инвестиционных проектов стоимостью до 25 млн грн.
Чтобы они могли рассчитывать на помощь государства, потребуется только проведение государственной оценки, предусмотренной правительством. Для проектов стоимостью более 25 млн грн необходимо будет также проведение специальной государственной экспертизы.
Кто будет выбирать наиболее привлекательные идеи, из текста документа не понятно. Согласно документу, отбор инвестпроектов будет осуществляться на конкурсной основе на основании данных Госреестра инвестиционных проектов.
Однако в середине июня в Верховную раду был внесен еще один правительственный законопроект, касающийся инвестиционной деятельности.
Речь идет о внедрении общих правил налогообложения для Институтов совместного инвестирования - ИСИ. Разработчики предлагали отменить льготы по налогу на прибыль для всех ИСИ, кроме тех, которые созданы на период строительства недвижимости. Налог на прибыль для остальных составил бы 18%.
Впрочем, после работы над законопроектом в профильных комитетах депутатам все же удалось переубедить Кабмин. Из 99 поправок к документу, которые предлагались парламентариями ко второму чтению, было учтено 70.
В том числе - относительно изменений в налогообложении ИСИ и фондов операций с недвижимостью. Согласно тексту принятого 4 июля 2014 года закона, льготы для ИСИ все же решили оставить.
Первый законопроект вызывает много вопросов. Один из них касается отбора инвестпроектов: кто и как будет проводить "кастинг"?
Ответ только один: если процедура отбора будет честной и публичной, возможно, государству удастся поддержать те проекты и отрасли, которые действительно в этом нуждаются. Особенно если учесть, что обязательный прогноз экономического эффекта будет отменен, как того хотят разработчики.
Что касается второго документа, то пересмотр первоначальных инициатив правительства и возврат к льготному налогообложению ИСИ - это очевидный плюс. Во-первых, у ИСИ остается льгота, во-вторых, шаги государства по направлению к инвесторам обрели реальные очертания.
Привлечь потенциальных "вкладчиков" можно, но безболезненным этот процесс для экономики все равно не будет. К примеру, будущим иностранным инвесторам выгодно обесценивание гривны.
Не случайно МВФ требовал свободного движения курса национальной валюты и, фактически, ее девальвации. Для зарубежных инвесторов это знак, что можно начинать сделки по покупке украинских предприятий.