Инвестиции в животноводство: с рынка уйдут мелкие игроки

Инвестиции в животноводство: с рынка уйдут мелкие игроки

Генеральный директор агрохолдинга Sagro Игорь Бучацкий о рентабельности садоводства, кроликах и покупке свиноферм

Переориентация крупного украинского бизнеса на сельское хозяйство сегодня становится еще более очевидной. Бизнес-группа «Смарт-холдинг», подконтрольная Вадиму Новинскому, не стала исключением. Полтора года назад холдинг создал компанию Sagro для консолидации и повышения эффективности своих агропромышленных активов. Крупнейшим из них является вертикально интегрированный комплекс «Калита», объединяющий свиноводческие фермы и предприятия по производству комбикормов. Хотя отечественная мясная отрасль переживает сегодня не лучшие времена, именно в ней компания видит большие перспективы и смысл для многомиллионных денежных вложений. За счет чего окупятся эти инвестиции? Почему компания отложила развитие зернового бизнеса и сосредоточилась на садоводстве? Сколько можно заработать на кроликах? Ответы на эти вопросы «Инвестгазета» искала у Игоря Бучацкого, генерального директора Sagro.

Компания была основана полтора года назад для управления аграрными активами «Смарт-холдинга». Повысилась ли эффективность направлений агробизнеса группы?

Безусловно, за это время была проделана колоссальная работа по консолидации и наращиванию эффективности работы наших предприятий. Основными направлениями деятельности холдинга, на которые мы делали акцент в стратегии развития, были животноводство и садоводство. Если говорить о конкретных цифрах, то общая рентабельность холдинга составляет 25%. В садоводстве данный показатель достигает 30-35%, для группы компаний «Калита», нашего свиноводческого актива, — около 20-25%. В прошлом году прибыль «Калиты» составила около 20 млн. грн. К сожалению, в этом году показатели животноводческого бизнеса будут хуже, рентабельность будет близка к 0%.

Но ведь в последнее время вы активно инвестировали в «Калиту». Это не принесло результатов?

Снижение рентабельности обусловлено несколькими причинами. В первую очередь — это общая неблагоприятная ситуация на украинском рынке мяса. Начиная с декабря 2009 года спрос на мясную продукцию начал резко сокращаться. Естественно, это сказалось и на цене, которая упала на 30%, и на объемах производства. Между тем, если бы мы вовремя начали уделять внимание вопросам модернизации «Калиты» и на сегодняшний день уже имели современные, эффективные мощности, компания неплохо зарабатывала бы даже в нынешних условиях. Я уверен, что когда будут реализованы все проекты, над которыми мы сейчас работаем, ситуация заметно улучшится. Объем инвестиций, которые холдинг уже вложил в «Калиту», составляет 30 млн. грн. Кроме того, мы рассматриваем возможность расширения за счет приобретения новых свиноводческих хозяйств и перерабатывающих заводов. В данный момент проводим проверку одного из заинтересовавших нас предприятий. Назвать его, а также сумму, которую мы планируем потратить на покупку, я пока не готов.

Каким вы видите дальнейшее развитие мясной индустрии?

Проблемы, которые этот рынок переживает на данном этапе, избавят его от мелких игроков и охладят пыл тех компаний, которые планируют на него выйти. Останутся только самые сильные и эффективные производители, рентабельность работы которых будет увеличиваться из года в год. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в стране по-прежнему наблюдается нехватка производства собственной мясной продукции, импорт занимает около 25% рынка. Во-вторых, объемы потребления мяса на душу населения в Украине существенно уступают аналогичному показателю в Европе и в России. В-третьих, существует вероятность, что в ближайшем будущем и Европа, и Россия приоткроют свои двери для украинского мяса, появится возможность наладить экспортные поставки.

Общая рентабельность холдинга составляет 25%. В садоводстве данный показатель достигает 30-35%, для группы компаний «Калита», свиноводческого актива Sagro, — около 20-25%


Вы заявляли о планах увеличить земельный банк до 200 тыс. га, а также инвестировать в строительство элеваторов. Как обстоят дела с реализацией этих планов?

Ранее мы всерьез задумывались над тем, чтобы заняться растениеводством, наладить зерновой бизнес, который мы считаем очень перспективным и привлекательным. Реализация этих планов была отложена по ряду причин. Наш холдинг не стал исключением и, подобно большинству украинских компаний, ощутил на себе влияние финансового кризиса, трудности с привлечением заемных финансовых средств. Еще одним фактором является неопределенность на земельном рынке. Любое решение этого вопроса — отмена моратория на продажу сельскохозяйственной земли или его продление — нас устроит, главное, чтобы были понятны правила игры. Как только земельный вопрос будет решен, мы возобновим интенсивное развитие нашего растениеводческого направления.

Недавно в «Инвестгазете» я читал интервью руководителя одной солидной компании, который на полном серьезе рассуждал о том, что будущее Украины — это высокие технологии, нейрохирургия и космические путешествия. Надо отдать должное: сельское хозяйство тоже оказалось в этом списке. На последнем месте. Мое мнение, что будущее Украины — это инфраструктура, сельское хозяйство и горно-металлургический комплекс. Именно в этой последовательности!

Комбикормовое производство вы используете для собственных нужд или же реализуете продукцию?

На сегодняшний день около 90% производимых нами комбикормов используются для собственных нужд и лишь около 10% — реализуются. Мы стремимся наращивать объемы продаж конечному потребителю. Одна из основных сложностей — высокий уровень конкуренции.

Компания также занимается разведением кроликов. Это направление все еще имеет статус экспериментального или уже приносит доход?

Действительно, этот бизнес начинался как экспериментальный и, кстати, был связан с производством комбикормов, новые виды которых традиционно испытывают на кроликах. Именно для этого была построена ферма, которая только в последнее время рассматривается как коммерческий проект. Руководитель нашего растениеводческого хозяйства изъявил желание заняться развитием этого направления, и у него неплохо получилось.

К примеру, сейчас налажена работа с несколькими магазинами, которые закупают наших кроликов. В ближайшее время будет рассмотрен инвестиционный план развития кролеводства как отдельного направления бизнеса нашего холдинга.

При условии наращивания необходимых объемов производства выход Sagro на IPO — вопрос трех-пяти лет.

Хорошая рентабельность вашего садоводческого бизнеса обеспечивается реализацией продукции на внутреннем рынке?

Да, пока фрукты продаются только в Украине. В прошлом году было завершено строительство нового хранилища на 1 тыс. тонн продукции. Мы надеемся, что это позволит компании еще лучше закрепиться на внутреннем рынке фруктов и повысить свою эффективность. Вопрос не в том, где и сколько продавать, а в том — что выращивать. На сегодняшний день сады нашего холдинга расположены на 600 га крымских земель. Часть этой территории отведена под яблоки, часть — под виноград. Деревья старые, а ситуация на рынке меняется. Не возникает сомнений в том, что это направление нуждается в новом плане развития. Решить, чем засадить имеющуюся территорию, не так просто, как может показаться на первый взгляд. В растениеводстве все немного проще. Допустим, посадил кукурузу, а она оказалась нерентабельной. В следующем году на этом месте можно посадить подсолнечник или посеять пшеницу. Деревья же в случае неудачи выкорчевывать не будешь.

Какую схему привлечения финансирования использует компания? Не планирует ли Sagro выход на IPO?

На сегодняшний день часть наших проектов финансируется материнской компанией, часть — за счет заемных средств. Что касается IPO, то в ближайшие год-два мы не планируем размещения. В то же время при условии наращивания необходимых объемов производства выход Sagro на биржу — вопрос трех-пяти лет.

По материалам: Инвестгазета

Читайте также