Как создать успешный бизнес не привлекая инвестора

Как создать успешный бизнес не привлекая инвестора

Со-основатель и управляющий партнер продуктовой ИТ-компании Terrasoft, одной из крупнейших в Украине, Катерина Костерева, рассказывает о создании компании без финансирования извне в своей статье ...

КАКИЕ ИДЕИ СТАНУТ САМЫМИ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ?
Бизнес становится успешным, когда находит свой «голубой океан» (новые рынки), вместо того, чтобы ввязываться в конкурентную борьбу на высоко конкурентных рынках («багровый океан»).
Могу привести собственный пример: компания Terrasoft была создана в 2002 году, когда рынка CRM на территории стран СНГ фактически не существовало. Компания создала рынок самостоятельно, создав потребность в своем продукте. Именно это обеспечило ей такой быстрый рост.
Сейчас почти все «голубые океаны» создаются по принципу просторы. Dropbox стал простым решением для синхронизации данных, coursera – простым способом для прослушивания онлайн-курсов Stanford или Berkeley. Если вам не хватает свежих идей для вашего бизнеса, попробуйте сделать что-то, что облегчит жизнь ваших пользователей.

ХОРОШИЕ ИДЕИ ПРИТЯГИВАЮТ ДЕНЬГИ, НО…
В мире бизнеса действуют устоявшиеся стереотипы и догмы, которые иногда вырываются из контекста и неверно толкуются, а иногда – просто становятся неактуальными.
Первая догма, трактуемая неверно – к идеям липнут деньги. Обычно ее трактуют так: ваша идея гениальна и вполне перспективна и влезает в одном предложение, и уже с одним этим предложением вы бежите к инвестору. На самом деле, идея – это еще далеко не все. В первую очередь – это работа в режиме 24/7, которая позволит воплотить идею в жизнь и создать пилотный проект, с которым уже можно идти к инвесторам.
Обычно в первое время у предпринимателя не очень много денег (или их нет вообще). Если вы ожидаете от вашего бизнеса быстрого и большого дохода – то вы очень быстро забросите свою идею.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – ЭТО ЦЕЛАЯ АРМИЯ В ОДНОМ, НО…
Быть одиноким гением – это, конечно, хорошо, но еще не достаточно. Обычно стартап объединяет двоих – гения и предпринимателя. Даже нынешние величайшие предприниматели начинали не сами: у Билла Гейтса был Пол Ален, у Стива Джобса – Стив Возняк, у Пейджа и Брина — Эрик Шмидт. Один разрабатывает идею и продукт, другой продает его.

ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИЯ – ЭТО БУДУЩЕЕ, НО…
Свои первые продажи можно провести и через «реальные» знакомства. Интернет служит катализатором продаж, но далеко не всегда – «спусковым механизмом». Есть такое правило 3F, – Friends, Family and Fools, – которое обычно используется в рамках привлечения инвестиций. Почему бы не применить это правило для продаж? Легче всего первый продукт продавать людям, которым вы так или иначе нравитесь, чем тем, которые вас не знают.

ПРОДУКТ ДОЛЖЕН ПРОДАВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НО…
Мало кто смог добиться идеального продукта с первого раза. Пилотная версия продукта может не быть совершенной, но если потребители видят в ней свою ценность – продвигайте его на рынок, давайте бесплатные образцы, демонстрируйте инвесторам.
Если с первого раза привлечь клиентов не получится, это не значит, что продукт плохой. Даже на активно растущих рынках для продаж необходимо прилагать определенные усилия. К примеру, на рынке CRM одной крупной сделке предшествуют 50 предварительных контрактов, 5 встреч и 3 полностью готовых коммерческих предложения.

НУЖНО БЫТЬ ВИЗИОНЕРОМ, НО…
Каждый надеется на свою способность предвидеть будущее. К примеру, Генри Форд предвидел, что люди пересядут на персональные автомобили, а Макс Ливчин поверил в интернет-коммерцию. Человек не рождается «провидцем», он им становится с приобретением опыта.
Чтобы добиться такого качества, нужно внимательно слушать своих потребителей и, опираясь на добытую информацию, улучшать свой продукт. С приобретением опыта вы сможете прогнозировать желания и потребности ваших клиентов. Постепенно будет расширяться горизонт ваших прогнозов, будут наступать вспышки озарения, которые позволят вам создать нечто более гениальное – именно это и есть визионерство.
Пока вы только начинаете работать, приучите себя слушать клиентов. Именно так мы поступили в 2002 году. У нас не осталось времени на презентации перед инвесторами, настолько мы сосредоточились на желаниях наших клиентов. Чем больше времени мы уделяли своим клиентам, тем больше мы понимали их потребности и тем быстрее росли наши продажи. Мне кажется, что когда твоим главным инвестором становятся твои клиенты – это лучшая похвала для бизнеса.

ВМЕСТО ЭПИГРАФА
Вам выбирать свой путь для достижения цели – поднимать бизнес самостоятельно или брать деньги у инвестора. Внешние инвестиции – это всего лишь инструмент, причем не главный и далеко не единственный.
Главное – чтобы вы верили в свой продукт и имели силы для движения вперед. Еще Черчилль сказал: «Успех – это способность двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма».

Читайте также