Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Украинские эксперты, представители бизнес сообщества и ученые обсуждали инвестиционные перспективы экономики Украины

5 июня 2014 год Киевский областной и городской центры по инвестициям и развитию провели круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса». В проведении мероприятия принимали участие украинские эксперты, представители бизнес сооьбщества и ученые.

Во время круглого стола Вице-президент Европейской экономической палаты EEIG в Украине Виктория Лесничая отметила, что Украина интересует западных инвесторов, особенно после принятия решения Европейским парламентом и Советом ЕС об упрощении системы пошлинных сборов на украинские товары. Однако, преградой является несовершенная система получения лицензий. «В результате ты платишь больше, чем зарабатываешь» – констатировала она, и подчеркнула, что в такой ситуации на государственном уровне для бизнеса должны быть созданы благоприятные условия. «В Украине должна быть четкая система регулирования отношений между бизнесом и государством. Сейчас многие говорят об упрощениях для бизнеса. Но на самом деле мы не видим этого. Многие наши товары могут конкурировать с европейскими. Но у нас так много министерств и ведомств, что предпринимателям приходятся бегать между всеми этими институтами и улаживать свои вопросы», – отметила Виктория Лесничая. Во время работы круглого стола был подписан меморандум о сотрудничестве между Европейской экономической палатой EEIG и Киевскими областным и городским центром по инвестициям и развитию.

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Виктория Лесничая / Вице-президент Европейской экономической палаты EEIG

Управляющий партнер инвестиционной компании InVenture Investment Group Олейников Алексей отметил, что в Украине существует значительное количество инвестиционно-привлекательных проектов со значительным потенциалом роста и уровнем рентабельности инвестиций. Сегодня может быть наиболее привлекательный момент для капиталовложений в экономику Украины для иностранных инвесторов, о чем свидетельствуют следующие факторы: проведение выборов Президента Украины, продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и другие), активизация интеграционных процессов Украины с ЕС, а также значительное обесценивание стоимости активов в Украине. Также Алексей Олейников сделал акцент на важности налаживания кооперации между инвестиционными компаниями и вузами Украины с целью привлечения студентов для практической реализации отдельных бизнес проектов. В качестве примера такого сотрудничества он привел разработку совместного с InVenture Investment Group проекта со студентами КНЭУ по трансформации крупнейшего гостиничного комплекса Закарпатской области – «Интурист-Закарпатье» в крупный IT-комплекс Западной Украине.

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Алексей Олейников / Управляющий партнер InVenture Investment Group

Во время дискуссии с представителями предприятий, Юлия Рыбак, Заместитель директора Киевского областного центра по инвестициям и развитию отметила приоритетность реализации проектов в сфере энергоэфективности в Киевском регионе, также указав возможность участия в Программах финансирования возобновляемой энергетики USELF, UKEEP ЕБРР и  в Программе развития предприятий (ПРП).

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Юлия Рыбак Заместитель директора Киевского областного центра по инвестициям и развитию

Директор Киевского городского центра по инвестициям и развитию Дмитрий Борисов ознакомил присутствующих с правилами оформления и подачи заявки на участие предприятий в глобальной программе Евросоюза по поддержке малого и среднего предпринимательства COSME. «Если Украина станет членом COSME, малые и средние предприятия нашей  страны получат доступ к финансированию со стороны Европейской комиссии (общей бюджет программы составляет 2,3 млрд. евро), а также смогут обменяться опытом с европейскими партнерами относительно новых тенденций в мировом бизнесе» – сообщил директор КГЦИР Дмитрий Борисов. Он добавил, что Киевский городской и областной центры по инвестициям и развитию уже стали членами одной из составляющих программ COSME – Европейской сети предприятий (EEN) и сообщил, что предприятия Украины имеют возможность обратиться в центры и получить информационно-консультационные услуги по стандартам ведения бизнеса и законодательства в странах Евросоюза, а также по поиску потенциальных партнеров.

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Дмитрий Борисов / Директор Киевского городского центра по инвестициям и развитию

Директор института Высшего образования ГВУЗ «КНЭУ им. В. Гетьмана» Лариса Антонюк сообщила о результатах проекта SEARCH – «Обмен активами знаний: межрегиональное сплоченные соседние регионы», который финансировался Европейской Комиссией согласно 7 Рамочной Программе. В рамках этого проекта КНЭУ совместно с Университетом им. Вильгельма Лейбница, г. Ганновер, провел исследование предпринимательской активности в Украине. Так, было исследовано 458 компаний в трех областях – Киевская, Львовская, Харьковская, среди которых 153 с иностранными инвестициями, 305 – украинские предприятия. Производственными сферами данных предприятий являются пищевая (иностранные – 15%, украинские компании – 30%) и тяжелая промышленность (иностранные – 20%, украинские компании – 22%). Опрос позволил определить факторы, которые мотивируют иностранные компании инвестировать в украинскую промышленность. В Львовской области ключевыми факторами являются близость к границе с Европейским Союзом (56%), инфраструктура (32%), человеческий капитал (42%), рыночный спрос (54%), низкие издержки производства (44%); в Харьковской области – рыночный спрос (58%), низкие издержки производства (56%), человеческий капитал (40%), в Киевской области – рыночный спрос (67,9%), низкие расходы (62,3%). Для украинских компаний сдерживающими факторами инвестирования являются неэффективность законодательства – 24,9%, низкое качество защиты прав материальной собственности – 22%, низкий уровень защиты интеллектуальной собственности – 20,7%, отсутствие поддержки со стороны центрального правительства – 40,7%, низкое качество поддержки со стороны местного правительства - 31,8%.

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

Лариса Антонюк / Директор института Высшего образования ГВУЗ "КНЭУ им. В. Гетьмана"

В свою очередь Алексей Коваль, Генеральный директор Gravity Digital Agency, отметил, что сейчас, с целью предотвращения миграции выскоквалифицированных IТ специалистов и реализации потенциала развития отрасли, крайне важно согласовать пути и инструменты развития IТ-сферы и сосредоточить внимание на создании новых рабочих мест для IТ-специалистов в рамках инновационных парков, технополисов. По результатам круглого стола, его участники согласовали первоочередные мероприятия по развитию активизации инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям (реализация проектов агросектора, сферы энергоэффективности, IТ).

Круглый стол «Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в Украине в условиях кризиса»

По результатам обсуждения проблем, которые поднимались на конференции, участники круглого стола приняли резолюцию, в которой предложили следующие пути активизации инвестиционного процесса в Украине.

1) Разработать долгосрочную Стратегию экономического и социального развития Украины на ближайшие десять лет, стержнем которой должно стать создание реальных предпосылок решения основной геополитической задачи нашего государства - вступления Украины в Европейский Союз. Новая стратегия экономического и социального развития должна предусматривать формирование институциональной среды, которая бы стимулировала, с одной стороны, инвестиционную активность, экономический рост на основе структурно-инновационных преобразований, утверждения современной социальной инфраструктуры, механизмов социально-рыночной экономики, а с другой - преодоление накопления противоречий между экономикой и обществом.

2) Создать эффективный механизм оптимизации государственных и рыночных инструментов влияния на инвестиционно-инновационную деятельность путем формирования целостной системы государственного управления инвестиционным процессом на основе функций: прогнозирования, планирования, организации, контроля разнонаправленных рыночных, социальных, технико-технологических, финансовых, экологических, информационных и других векторов движения.

3) Разработать и принять реалистичную программу развития инвестиционной деятельности в Украине, для этого обязательно включить ведущих специалистов отечественной экономической науки и бизнеса. Предусмотреть в новой Программе развития инвестиционной деятельности переход от отраслевых приоритетов в функциональные путем расширения национальных конкурентных преимуществ. Для этого необходимо направить инвестиционную стратегию государства на: содействие реализации уже существующих конкурентных преимуществ Украины - значительного научно-технологического потенциала, высококвалифицированных кадров, объектов интеллектуальной собственности; реализацию проектов, которые обеспечивали бы снижение общего уровня расходов в экономике и развитие инфраструктуры и, таким образом, улучшали бы финансовое состояние предприятий, способствовали повышению платежеспособного спроса на инновации и дальнейшую активизацию инновационной деятельности, в частности, в области энергетики и транспорта.

4) Разработать и внедрить Государственную программу стимулирования развития инновационной деятельности в Украине, которая, в отличие от утвержденной Программы развития инвестиционной и инновационной деятельности в Украине, предусматривала бы внедрение четко прописанного механизма конкурсного отбора инновационных проектов для обеспечения государственной поддержки за счет предоставления грантов, налоговых льгот или иных преференций. Законодательно должны быть закреплены формы государственной поддержки инновационных проектов (конкурсы на получение грантов с понятными критериями оценки проектов и объемов финансирования, освобождение от налогообложения при выполнении отобранных на конкурсной основе инновационных проектов, предоставление кредитных ресурсов на выгодных условиях и т.п.), в том числе по проектам научных парков и их партнеров (в условиях жесткого государственного контроля соответствия этих проектов приоритетным направлениям деятельности научных парков), как это происходит в ряде стран с развивающейся экономикой. Должен быть регламентирован четкий порядок формирования пакета документов и прохождения процедуры получения государственной финансовой поддержки для реализации проектов научных парков, соединив ее вместе с процессом государственной регистрации этих проектов.

5) Повысить ответственность государственных институтов в части реализации государственной инвестиционной политики в Украине. Ликвидация коррупции и повышения прозрачности в процессе выделения государственных средств на финансирование инвестиционных проектов. Активизировать деятельность Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины в части реализации Инвестиционной реформы в Украине, прежде всего изменить процедуры администрирования государственных расходов развития; внедрение механизмов государственно-частного партнерства; формирование инвестиционной инфраструктуры; создание условий для радикального увеличения притока инвестиций.

6) С целью повышения эффективности использования в инвестиционном процессе государственных финансово-кредитных рычагов необходимо:

  • Обеспечить осуществление согласованной денежно-кредитной и валютной политики правительством и НБУ, сбалансирование государственных финансов, контролируемые инфляционные процессы, уменьшение дефицита платежного баланса, активное участие государства в решении проблемы негативно классифицированных кредитов;
  • Принять меры с целью увеличения кредитного потенциала коммерческих банков и поощрения их участия в кредитовании инвестиционно-инновационных проектов;
  • Активизировать деятельность фондового рынка в части расширения круга качественных финансовых инструментов, которые составляют основную долю инвестиционных портфелей инвестиционных инвесторов, и в части улучшения его ликвидности для активизации процесса концентрации и перераспределения потенциальных инновационных ресурсов;
  • Сформировать платежеспособный спрос на кредитные ресурсы путем предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов; установить для коммерческих банков, осуществляющих льготное долгосрочное кредитование инновационных проектов, пониженную ставку нормы обязательного резервирования средств.

7) Содействие развитию финансовой инфраструктуры и финансового посредничества путем:

  • укрепления банковской системы, преодоление разрыва между коммерческими банками и реальной экономикой, привлечение банков к реализации новой экономической стратегии. Правительство и НБУ должны обеспечить реформирование отечественной банковской системы в соответствии со стандартами ЕС. Основное внимание должно сосредоточиваться на обеспечении устойчивости и надежности банковской системы, усилении ее концентрации, активном вовлечении в банковскую сферу иностранного капитала, в том числе стран - членов ЕС, значительном расширении механизмов долгосрочного кредитования и инструментария банковских услуг. Необходима достаточная и надежная правовая база деятельности банковских институтов, усиление конкуренции между ними, совершенствования механизмов банковского надзора;
  • активизации фондового рынка, повышения его роли в привлечении инвестиций и перераспределении капитала в национальной экономике, обеспечение опережающего развития вторичного рынка и рынка корпоративных ценных бумаг, освоения эмиссии средне-и долгосрочных ценных бумаг целевого инвестиционного назначения;
  • образования национальной системы страховых услуг, способной обеспечить надежную защиту долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для экономического роста, быть реальным фактором стабильности и стимулом развития предпринимательства.

8) С целью обеспечения инновационной направленности иностранных инвестиций необходимо:

  • Стимулирование инновационного развития отечественных экспортно-ориентированных предприятий и компаний, реализующих свои товары и услуги на внутреннем рынке, для повышения уровня их финансовой устойчивости и конкурентоспособности в условиях усиления участия Украины в международных интеграционных процессах;
  • Снижение уровня налогообложения предприятий с иностранными инвестициями в отраслях экономики, которые принадлежат к приоритетным направлениям инновационной деятельности, при превышении инвестициями определенного размера или выполнении задач осуществления инновационной деятельности;
  • Поощрения совместного финансирования инвестиционных проектов отечественными и зарубежными инвесторами с целью привлечения современных производственных, маркетинговых, управленческих и организационных инноваций;
  • Совершенствование организационно-правовых механизмов международного трансфера технологий;
  • Поддержка создания промышленно-финансовых групп с направлением их ресурсов на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов и проектов, требующих значительных объемов инвестиций, за счет корпоративного финансирования этих проектов отечественными и зарубежными субъектами.

 9) Для активизации инвестиций в развитие человеческого капитала:

  • способствовать утверждению необходимости инновационного развития в учебных заведениях, дополнив этот процесс внедрением инновационных технологий в области получения высшего профессионального образования;
  • обеспечить подготовку кадров в соответствии с современными требованиями работодателей по их мобильности, возможности генерировать новые идеи и готовности к реализации инноваций в рамках стратегических целей компании;
  • ввести стимулы к индивидуальным инвестициям в человеческий капитал путем исключения из налогооблагаемой базы личных расходов на мероприятия по охране и укреплению здоровья, образования для себя и членов семьи, выплат в фонды пенсионного и медицинского страхования;
  • регулировать предложения рабочей силы на рынке труда, обеспечивать профессиональную подготовку и повышение качества рабочей силы в соответствии со структурными изменениями, которые происходят в экономике, совершенствовать финансовое обеспечение политики занятости, изменить акценты в пользу активных статей расходов;
  • развивать систему профессиональной подготовки и переподготовки, популяризировать новейшие знания в научной и научно-технологической сферах.

10) С целью повышения роли Исследовательских университетов в активизации инвестиционного процесса в Украине необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу в следующих направлениях:

  • закрепить правовой статус государственных высших учебных заведений исследовательского типа в Законе Украины «О высшем образовании»;
  • предоставить вузам исследовательского типа автономию высшего уровня (академическую, институциональную, финансовую), прописав этот принцип в Законе Украины «О высшем образовании»;
  • обеспечить государственным высшим учебным заведениям, в том числе исследовательским университетам, достаточный объем хозяйственной правосубъектности, который бы предусматривал способность приобретать и свободно осуществлять имущественные права интеллектуальной собственности, а также возможность создавать инновационные предприятия. С этой целью необходимо внести изменения в законодательные акты, которые устанавливают имущественную основу деятельности высших учебных заведений;
  • внести изменения в бюджетное законодательство для обеспечения возможности высшим учебным заведениям исследовательского типа осуществлять расходы, связанные с созданием юридических лицу (инновационных предприятий), приобретением и реализацией прав интеллектуальной собственности, в том числе в иностранных государствах;
  • способствовать созданию и развитию внутренних подразделений исследовательских университетов в сфере коммерциализации и защиты прав интеллектуальной собственности путем дополнительного финансирования, что позволило бы, в частности, привлекать к работе в названных подразделениях специалистов высокого уровня;
  • закрепить в законодательстве право исследовательских университетов на коммерческое использование объектов права интеллектуальной собственности, созданных с участием государственного финансирования;
  • нормировать в Гражданском кодексе Украины правовой режим общих прав интеллектуальной собственности, по аналогии с общими правами собственности на вещь, и предусмотреть существенные и обычные условия договоров об осуществлении совместных имущественных прав интеллектуальной собственности;
  • предусмотреть в нормах Гражданского кодекса Украины, которые регулируют договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, обычную условие о принадлежности имущественных прав на созданный результат;
  • закрепить в Законе Украины «О высшем образовании» право работников высших учебных заведений, которые являются создателями объектов права интеллектуальной собственности, на часть доходов работодателя от коммерческого использования объекта;
  • предусмотреть в Законе Украины «О высшем образовании» обязанность исследовательских университетов иметь локальные нормативные акты, регулирующие отношения между университетом и работниками в связи с созданием объектов права интеллектуальной собственности и их коммерциализацией - такими документами должны стать положения о правах интеллектуальной собственности университета;
  • урегулировать в Законе Украины «О высшем образовании» отношения по созданию объектов права интеллектуальной собственности лицами, которые учатся в высших учебных заведениях, при выполнении университетских исследований, отношения по поводу участия названных лиц в научных исследованиях;
  • привести специальное законодательство в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности в соответствие с нормами Гражданского кодекса Украины.

 

Читайте также