Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Новости

Результаты научно-практической конференции УАИБ «Инвестиционный бизнес: преодолевая кризисы»

Результаты научно-практической конференции УАИБ «Инвестиционный бизнес: преодолевая кризисы»

×
817 Фондовый рынок

Результаты научно-практической конференции УАИБ «Инвестиционный бизнес: преодолевая кризисы»

  • Участники ежегодной конференции УАИБ обсудили эффективные пути реформирования фондового рынка Украины, которые могут поднять его на новый уровень
Актуальные вопросы развития отечественной отрасли управления активами институциональных инвесторов и фондового рынка обсудили 12 июня 2014 года в Киеве участники XXVIII научно-практической конференции УАИБ «Инвестиционный бизнес: преодолевая кризисы» - представители НКЦБФР, Нацкомфинуслуг, Минсоцполитики и Минфина, КУА-членов УАИБ, фондовых бирж, рейтинговых агентств, а также юристы и зарубежные эксперты.

Пленарное заседание нынешней конференции было посвящено вызовам, которые стоят в результате экономического и политического кризиса перед рынком ценных бумаг Украины. Речь шла о программных задачах развития фондового рынка, налоговый режим инвестиционной деятельности, судебной практике по налоговым спорам в сегменте фондового рынка, о перспективах пенсионной реформы и развития негосударственного пенсионного обеспечения, кредитных рейтингов как механизма возрождения доверия к инструментам фондового рынка и т.д..

В рамках форума состоялись два круглых стола на темы: «Минимизация рисков профессиональной деятельности: внутренние функции и пруденциальный надзор» и «Адаптация с требованиями нового Закона Украины «Об ИСИ»: первые итоги и актуальные задачи», а также церемония награждения победителей студенческого конкурса «финансовое планирование - успешное будущее».
 


Как отметил, открывая конференцию, Председатель Совета УАИБ Дмитрий Леонов, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, а также внешние факторы, отечественный фондовый рынок работает и его участники полны надеждой на дальнейшее развитие.

Рынок ценных бумаг Украины уже пережил не один кризис и с каждой из них делал определенные выводы. В текущих условиях необходимо учесть все возможные риски и разработать стратегию и тактику развития фондового рынка как неотъемлемой составляющей украинской экономики.

С этой точки зрения определенную тревогу вызывает недавно одобрена Национальным банком Концепция развития банковской системы, которой предусматривается включение небанковского финансового сектора и фондового рынка в сфере управления НБУ и создание на его основе мегарегулятора финансового рынка Украины.

Однако, с учетом менталитета, присущего украинской государственной бюрократии, отметил Д.Леонов, такая концентрация полномочий может привести к регулированию рынка в ручном режиме. При этом приоритетом станет развитие именно банковской системы, а участники небанковского финансового сектора и фондового рынка со временем могут быть переформатированы в банковские учреждения. В связи с этим встает вопрос об эффективности и доцильнись функционирования такой модели.

Анализируя шансы Украины на международном уровне, Д.Леонов отметил, что быстрое и эффективное реформирование украинского фондового рынка может открыть для нее соревноваться на постсоветском пространстве за место регионального финансового центра. Для этого надо быстро адаптировать отечественное законодательство к европейским нормам и стандартам, либерализовать валютное регулирование, а также усовершенствовать налоговое законодательство и рыночная инфраструктура.

Сейчас Украина конкурирует за инвестиции, прежде всего, с постсоветскими странами. Это реальный ресурс, который можно использовать в нашу страну и для этого необходимо создавать все условия.

Участники рынка должны объединить усилиями и доказать, что фондовый рынок может стимулировать не только развитие национальной экономики, но и создать геополитический и геоэкономический эффект, сделав Украину региональным финансовым центром.

Особенности и перспективы государственного регулирования на рынке ценных бумаг очертил на конференции член НКЦБФР Анатолий Амелин. По его словам, действие действующей Программы развития фондового рынка Украины заканчивается в текущем году и она уже выполнена на 95%. В прошлом году Комиссия с помощью Всемирного банка впервые осуществила самооценку по принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая показала, что, согласно международной практике, НКЦБФР еще не до конца самостоятельная и у нее недостаточно регуляторных полномочий.

Учитывая это, одним из двух основных блоков новой Стратегии развития фондового рынка, планирует разработать Комиссия в сотрудничестве с участниками рынка, должно стать улучшение качества работы регулятора на основе принципов IOSCO.

Второй блок Стратегии будет посвящен ключевой задачей развития фондового рынка, который должен играть ключевую роль в росте экономики. Главным фактором успеха на этом пути должно стать привлечение инвестиций в Украину ($ 20-40 млрд. ежегодно). У нашей страны есть значительный потенциал для экономического роста, а именно - логистические, ресурсные возможности и человеческий капитал.

А. Амелин отметил необходимость расширения и улучшения инструментария рынка ценных бумаг, передачи ряда полномочий саморегулируемым организациям, а также биржам (относительно регистрации эмиссий ценных бумаг публичных компаний).
 


Отдельным вопросом является развитие пенсионной реформы, которая будет способствовать появлению на рынке долгосрочных инвестиционных ресурсов, стимулировать рост экономики. В этой связи Комиссия разработала концепцию пенсионного реформирования, которая предусматривает объединение второго и третьего уровней пенсионной системы.

Важными факторами развития фондового рынка должны стать либерализация валютного регулирования и совершенствования налоговых механизмов путем введения четких и одинаковых для всех правил налогообложения.

По мнению председателя правления «Украинской биржи» Олега Ткаченко, значительной проблемой отечественного фондового рынка является отсутствие стратегии его развития, утвержденной на высшем государственном уровне. Именно сегодня, когда перед Украиной открываются большие возможности, целесообразно достаточно оперативно за несколько месяцев разработать такой документ, который будет определять основные направления развития рынка и способствовать его прогнозируемости.

В последнее время рынок начал активно реагировать на внутреннюю политическую ситуацию, что положительно отразилось на динамике фондовых индексов. Однако, его масштабы остаются небольшими, слишком мало финансовых ресурсов и ликвидных инструментов. Учитывая это, необходимо создавать условия для привлечения капиталов серьезных инвесторов. Прежде всего, речь идет о расширении инструментария, совершенствования валютного регулирования, хеджирование рисков, развитие клиринга и рынка РЕПО. Ткаченко призвал участников способствовать становлению отечественных эмитентов и стимулировать их к выходу на фондовый рынок.
 


Анализируя механизмы налогообложения операций с ценными бумагами на фондовом рынке вице-президент АО «КИНТО» Анатолий Федоренко отметил, что налоги выполняют регуляторную, фискальную и стимулирующую функции. Однако, если стимулирующую функцию использовать неправильно, она может превратиться в свою противоположность - тормоз для фондового рынка. Так, например, только введение особого налога на операции с ценными бумагами привело к уменьшению в 2013 году объемов торговли векселями на вторичном рынке в 120 раз.

На сегодня в Украине назрела необходимость разработки новой редакции Налогового кодекса, основной задачей которого должно стать снижение налогового давления на финансового инвестора при одновременном расширении базы налогообложения. Среди других приоритетов - уменьшение количества мелких налогов и введение декларирования расходов при четко установленной неизменной ставке налога на доходы физических лиц. Сейчас наблюдается тенденция к сближению налогового и бухгалтерского учета, при этом, отметил Федоренко, такое сближение не означает отождествление учетных систем, поскольку различные виды учета должны выполнять различные задания: справедливую оценку стоимости активов эмитента - бухгалтерский, и справедливое определение объекта налогообложения - налоговый.

Федоренко также подчеркнул необходимость соблюдения справедливого налогового правоприменения, полного взаимозачета доходов и убытков в различных сегментах фондового рынка и по различным видам финансовых инструментов, на объективном определении налогооблагаемой базы урегулировании вопросов по налогообложению долговых инструментов, а также остановился на негативных последствиях для индустрии совместного инвестирования возможного введения общей системы налогообложения для ИСИ.

Одним из актуальных вопросов развития фондового рынка и индустрии инвестиционного бизнеса в Украине является продолжение пенсионной реформы. По словам члена Нацкомфинуслуг Сергея Бирюка, пенсионные средства являются долгосрочным инвестиционным ресурсом. При этом сегодня, в момент экономического спада, открываются лучшие возможности для создания и развития пенсионных фондов, ведь за спадом неизбежно придет подъем.

Благодаря интеграции Украины в ЕС можно прогнозировать становление в нашей стране настоящего среднего класса, который в европейских странах является базой накопительных пенсионных систем. К тому же, ЕС выступает за сокращение бюджетных расходов, стимулировать Украину к развитию негосударственной пенсионной системы. При таких условиях и население задумываться о поиске эффективных путей накопления пенсионных сбережений. Как результат, государство будет вынуждено запустить второй уровень пенсионной системы.



Как отметил С.Бирюк за последнее время Нацкомфинуслуг пересмотрела более трех десятков нормативных документов по негосударственному пенсионному обеспечению и часть из них отменила. Наиболее проблемным вопросом в настоящее время является порядок ликвидации НПФ. По мнению С. Бирюка, рынок НПЗ оптимизируется естественным путем - пенсионные фонды, которые не могут работать на рынке, вынуждены будут уйти с него.

Сергей Бирюк также отметил необходимость формирования экономических и административных стимулов для работодателей по созданию ими пенсионных фондов. К сожалению, на сегодня таких стимулов практически не существует. Кроме того, целесообразно, чтобы именно работодатели вместе с представителями государственных органов и участниками рынка принимали активное участие в разработке пенсионного законодательства.

Комментарии

comments powered by Disqus
Вверх

Задать вопрос

×