Отечественный фондовый рынок оторван от внешнего мира. Так, например, резиденты Украины практически лишены возможности приобретать ценные бумаги (ЦБ) иностранных эмитентов, не прибегая к использованию громоздких и ненадежных схем. Для покупки ЦБ на иностранной бирже без посредников инвестор вынужден получать на каждую операцию индивидуальную валютную лицензию в Нацбанке.
Процедура получения такой лицензии занимает около 30 дней. Из-за трудоемкости этого процесса и дороговизны его обслуживания украинские брокеры отказываются покупать иностранные ЦБ для розничных инвесторов. В то же время украинские компании для проведения IPO предпочитают западные фондовые биржи. Вследствие этого местные фондовые площадки теряют привлекательные бумаги.
В результате наш фондовый рынок попал в замкнутый круг: массово инвесторы на него не идут, так как нечего покупать; а ликвидные компании тут не размещаются, поскольку нет инвесторов. Очевидно, что для нашего полумертвого фондового рынка необходимы реформы. В частности, более тесная интеграция фондовых площадок с иностранными биржами. Именно такую задачу перед собой поставила Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).
О валютном регулировании
— Насколько мне известно, ГКЦБФР собирается обсудить с НБУ вопросы либерализации входа и выхода иностранных инвесторов на наш рынок ЦБ. Что именно планируется изменить?
— Существующие механизмы, через которые иностранные инвесторы могут покупать и продавать ЦБ на украинском фондовом рынке, очень сложны и дороги в обслуживании. Например, если нерезидент хранит в Украине валюту на счетах и не совершает с ней никаких операций, то при колебании валютных курсов положительная разница облагается налогами.
Мы считаем, что это совершенно недопустимо. Такой порядок не добавляет уверенности инвесторам в целесообразности выхода на украинский рынок. Кроме того, довольно сложна репатриация доходов.
Процедура тяжелая и дорогая, так как Нацбанк требует получения соответствующих валютных лицензий, а такую лицензию очень проблематично получить без предварительной регистрации иностранной инвестиции при выходе на украинский рынок. Мы хотим изменить эту модель. Мы хотим убедить Нацбанк упростить для нерезидентов процедуру вывода денег из Украины.
— Что именно необходимо упростить? Убедить Нацбанк отменить регулирование иностранных инвестиций?
— Нет. Регулирование Нацбанка останется, но не в таком формате. Мы будем просить банковский регулятор сделать так, чтобы нерезидент мог купить столько валюты без получения соответствующих разрешений, сколько он продал для совершения операций на фондовом рынке.
Конечно, если это не будет оказывать влияния на курсовую и монетарную политику. Кроме того, следует упростить порядок репатриации доходов, полученных от операций на украинском рынке. Все нюансы мы с НБУ еще не согласовали. Пока эти вопросы находятся на стадии обсуждения.
— Комиссия, в частности, предлагает разрешить номинировать украинские ЦБ в иностранной валюте. С какой целью?
— Цель номинирования украинских бумаг в валюте — прежде всего, привлечение иностранных инвесторов. Сейчас украинское законодательство разрешает это делать. Но пока такие ЦБ считаются валютными ценностями. Ограничения на операции внутри страны с валютными ценностями — опять же сфера компетенции Нацбанка.
Когда такие ограничения будут сняты, это будет весомым вкладом в реализацию модели двойного листинга для украинских компаний. Мы понимаем, что достаточно крупные суммы для развития бизнеса наши компании пока могут привлечь в основном за границей.
— Каким образом переход права собственности на украинские ЦБ за границей будет фиксироваться в Украине?
— Через систему корреспондентских отношений между депозитариями. Национальный депозитарий Украины (НДУ) уже имеет корреспондентские отношения с международной депозитарной организацией Clearstream (депозитарий Clearstream Banking S. A. создан в 2000 г в результате слияния Cedel International и Deutsche Borse Clearing. Услугами депозитария пользуются около 3 тыс. компаний из более чем 100 стран мира. Ежедневно обслуживает 250 тыс. операций с ЦБ. — Ред.), центральным депозитарием Австрии.
Также ведутся переговоры об открытии корреспондентского счета в центральном депозитарии Польши. Мы рассчитываем, что когда реализуем задачу централизации депозитарного учета, эти институции также откроют встречные счета в Украине.
Тем самым мы хотим технологически связать рынки Европы и Украины, чтобы одни и те же бумаги могли котироваться как на украинских, так и на европейских площадках. Надо отметить, что один из депозитариев Российской Федерации уже открыл счет в НДУ.
— Какой смысл открывать корреспондентские счета, если все равно торговать в Украине иностранными ЦБ практически невозможно ввиду валютных ограничений?
— Мы надеемся, что Нацбанк снимет эти ограничения и торговля станет возможной.
— Если иностранцы получат возможность беспрепятственно инвестировать в украинские ЦБ, то в какой валюте эмитенты смогут выплачивать доходы по своим бумагам инвесторам за рубежом?
— Дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другие виды доходов, которые выплачивает эмитент, инвесторы хотят получать в своей валюте. Сегодня эмитент, который будет вынужден выплачивать эти доходы инвесторам за рубежом, столкнется с проблемой покупки валюты для осуществления этих операций.
Стоит отметить, что открытие корреспондентских счетов в ЦБ в депозитарии должно сопровождаться и открытием соответствующего денежного счета в финансовом учреждении страны депозитария-корреспондента.
В нашем случае такие счета должны позволять иностранным депозитариям покупать столько валюты, сколько необходимо для обслуживания корпоративных операций украинского эмитента, которые проводятся для иностранных инвесторов.
Предположим, в российский депозитарий на корреспондентский счет попадают облигации украинского эмитента. Когда наступает период выплаты купонного дохода, не должно возникать никаких проблем с выплатой эмитентом собственникам ЦБ в России доходов в рублях.
Но пока нет возможности это сделать, так как мы опять должны на такие операции получать валютные лицензии. А это очень тяжело, долго и дорого и, как следствие, демотивирует иностранных инвесторов. Но мы намерены последовательно решать эти проблемы.
— Когда вы рассчитываете справиться с этими задачами?
— Планируем до 2014 г.
— Есть ли у Комиссии договоренности с НБУ относительно либерализации валютного регулирования в части предоставления возможности украинским институтам совместного инвестирования (ИСИ) и частным инвесторам без лицензии НБУ приобретать ЦБ на иностранных биржах?
— Нет, таких договоренностей пока нет. Но речь идет прежде всего о ЦБ иностранных эмитентов, владеющих активами в Украине, государственных и муниципальных долговых бумагах, выпущенных за рубежом. Все инициативы Комиссии НБУ воспринимает очень осторожно. Но мы их постоянно убеждаем в необходимости либерализации валютного регулирования. Так как интеграция рынков капитала без этого невозможна.
Мы объясняли Нацбанку, что если украинский инвестор приобретает, например, украинские евробонды за границей, то никакого оттока валюты из страны не происходит. В любом случае для обслуживания и погашения долга по внешним займам Украина вынуждена платить валютой. И если держатели бумаг — украинцы, то эта валюта возвращается в Украину.
Что касается частных инвесторов, то, скорее всего, проблему покупки “наших” иностранных ЦБ для них решат торговцы. Частному инвестору выходить на внешний рынок довольно проблематично.
Согласно нашим предложениям, ИСИ в рамках требований по диверсификации активов смогут приобретать иностранные ЦБ за границей с возможностью последующей продажи этих бумаг внутри страны за гривни.
— Сейчас группа компаний-брокеров подталкивает ГКЦБФР к “возврату” компаний, большая часть инвестиционного дохода которых формируется за границей, на украинский фондовый рынок.
— Как я уже сказал, речь идет об иностранных компаниях с украинскими корнями. В этом заинтересованы не только брокеры, но и сами компании, и брокеры иностранных фондовых площадок. Украинские брокеры хотят “вернуть” эти бумаги, потому что они интересны как объект торговли.
Компании хотят “вернуться”, потому что они получают, как минимум, две точки ликвидности. Брокеры иностранных фондовых площадок хотят видеть, как торгуется бумага на местном рынке. Для них это индикатор. Заинтересованы все.
— Насколько это реально сделать в ближайшее время?
— Технически мы уже можем это сделать. А именно: забирать на свои счета ЦБ компаний, зарегистрированные в Европе. Но торговать мы ими пока не можем. Так как существуют валютные ограничения.
О депозитарной системе
— В сентябре состоялось собрание акционеров НДУ, на котором было принято решение уволить главу наблюдательного совета НДУ Виктора Ивченко и председателя правления НДУ Владимира Ульянова. Ускорит ли это создание Центрального депозитария на базе НДУ и Всеукраинского депозитария ЦБ?
— Пока некорректно говорить о том, что кого-то уволили. Так как еще окончательно не дана правовая оценка сентябрьским событиям.
— Кто должен дать такую правовую оценку? Суд?
— Нет, этот вопрос сегодня рассматривают юристы ГКЦБФР и НДУ. Но, в любом случае, я не думаю, что этот вопрос как-то повлияет на появление Центрального депозитария.
— 17 ноября должно было состояться собрание акционеров НДУ. Почему этого не произошло?
— Собрание акционеров было перенесено. В соответствии с поручением премьер-министра все вопросы будут рассмотрены на ежегодном собрании акционеров по итогам 2010 г.
— Программой развития фондового рынка на 2011-2015 гг. предусмотрено создание новых участников фондового рынка юрлиц (расчетно-клиринговых организаций), которые будут определять взаимные обязательства по договорам, заключенным на фондовой бирже. Почему этим не может заниматься депозитарий?
— Депозитарий должен учитывать и хранить ЦБ. Клиринговые услуги, которые сейчас де-факто не предоставляет депозитарий, мы предлагаем сделать отдельным видом бизнеса.
При этом мы не говорим о том, что запретим депозитариям осуществлять деятельность, связанную с клирингом и расчетами. Они смогут это делать посредством создания компании, которая будет этим заниматься, или участия в ее работе.
О рейтинговании
— Нынешний кризис показал, что рейтинговые агентства не смогли вовремя дать адекватную оценку рискованным ЦБ. Страны ЕС и США серьезно задумались о реформировании этой отрасли. Насколько надежны отечественные рейтинговые оценки? Что ГКЦБФР планирует менять в данной сфере?
— Сейчас к рейтинговым агентствам меняют подходы регуляторы всех стран — и Евросоюза, и США. Ранее считалось, что рейтинговый бизнес основывается на репутации компании. Компания своей репутацией на рынке гарантирует качество предоставляемых услуг.
Поэтому методики рейтингования, используемые компаниями, могли быть полностью закрытыми. Кроме того, существуют закрытые и открытые части рейтинговых отчетов. Например, если эмитент не хочет открывать рейтинговый отчет или часть этого отчета, то информация так и остается закрытой.
Подход к этим вопросам кардинально меняется как в мире, так и в Украине. Уровень раскрытия информации агентствами в разы увеличивается. Раскрывается вся информация не только о методиках рейтингования и об объекте рейтингования, но и о взаимоотношениях рейтингового агентства и эмитента.
— Как вы планируете выявлять конфликты интересов, которые могут возникать при оценке ЦБ рейтинговыми агентствами?
— С помощью системы мониторинга. Посредством увеличения количества и качества информации, которая предоставляется компаниями и агентствами.
— Рейтинговые агентства должны раскрывать стоимость своих контрактов с заказчиками?
— Эта информация может повлиять на решение инвестора. Условно говоря, если инвестор посчитает стоимость контракта завышенной, то он может расценить это как поощрение рейтинговому агентству за присвоение нужного рейтинга.
— Ранее вы говорили, что планируете изменить систему рейтингования так, чтобы рейтинг ЦБ эмитента оплачивал не сам эмитент, а инвестор. Как вы планируете реализовать эту идею?
— Мы прекрасно понимаем, что потенциальные розничные инвесторы вряд ли смогут в одиночку оплатить услуги рейтинговых агентств. Тем не менее это вполне могут сделать институциональные инвесторы: банки, страховые компании, ИСИ, пенсионные фонды.
— Но эти компании могут вам возразить, что у них есть свои аналитические департаменты. Поэтому они сами знают, что и по какой цене покупать. Зачем им еще оплачивать рейтинг?
— Если бы они не продавали свои услуги физлицам, тогда мы могли бы говорить об их аналитическом департаменте. Если они имеют дело с профессиональными инвесторами, то никаких проблем.
Но над теми компаниями, которые продают свои услуги физлицам, мы будем надзирать жестче. Мы должны быть уверены в степени надежности тех бумаг, которыми, например, открытые фонды формируют свои портфели.
— Но откуда компании по управлению активами возьмут деньги на рейтинговые услуги? Из денег вкладчиков?
— Мы не говорим, что точно знаем рецепт. Но если мы не разорвем цепочку “рейтинговое агентство — эмитент” с точки зрения финансовой зависимости, то риски неадекватного присвоения рейтингов останутся.
По материалам: Бизнес