Данный форум лидеров отрасли – участников рынка транспортной и складской логистики проходит ежегодно в начале главного транспортного сезона и сезона глобальных поставок товаров с целью решить накопившиеся операционные вопросы, повысить качество и скорость доставки товаров к потребителю, понизить себестоимость отдельной товарной единицы, вести эффективный учет и контроль товаров в пути и на складе. Также на форуме были рассмотрены такие важнейшие вопросы, как использование инноваций и передовых решений в области управления бизнесом, оптимизации бизнес-процессов между всеми участниками цепи поставок, внедрение новых технологий, получение практических механизмов повышения эффективности, конкурентоспособности и доходности бизнеса, знакомство с передовым мировым опытом ведения бизнеса от ведущих экспертов отрасли. Модератором форума выступил управляющий партнер компании «3eConsultants», авторитетный эксперт рынка логистических услуг в Украине Олег Каленский.
Форум открылся пресс-конференцией «Роль эффективной логистической инфраструктуры в обеспечении конкурентоспособности крупнейших промышленных и торговых предприятий в Украине. Могут ли своевременные инновации в управлении цепочками поставок товаров народного потребления сдержать рост розничных цен?», в которой приняли участие Олег Каленский, управляющий партнер «3eConsultants», Анна Дубович, руководитель проекта «Навигатор от МТС» компании «МТС Украина», Вадим Политов, генеральный директор компании «Саттранс Навигатор», Марина Кольцова, менеджер отдела консультационных услуг Ernst & Young, Виталий Воронин, президент консалтинговой компании «Воронин и Партнеры». Участники пресс-конференции кратко изложили суть решений своих компаний в сфере оптимизации логистических процессов, а также ответили на вопросы делегатов и СМИ.
Программа форума открылась докладами представителей крупнейших операторов коммерческой недвижимости в Украине. Радомир Цуркан, управляющий партнер компании CB Richard Ellis в докладе «Рынок арендатора: миф или реальность? Стратегия пользователя складской недвижимости» подробно остановился на ключевых индикаторах рынка складской недвижимости, который в данный момент является наиболее малоактивным среди других сегментов коммерческой недвижимости. Около 200 тыс. вакантных кв. м сдерживают рост арендной ставки, начиная с 3 квартала 2009 года. В то же время, в 2011 году можно ожидать резкого падения вакантности, при этом рост арендной ставки станет возможен не ранее конца 2011 года (при благоприятном развитии событий на рынке). Особенный дефицит качественных объектов в Киевской области ожидается по Житомирскому направлению (М-06, E-40). Тем кто настроен арендовать складские помещения в ближайшем будущем, стоит сделать это сейчас, учитывая наиболее благоприятное время заключения договоров по текущей ставке. Стандартные ожидания арендодателя, строящего объекты по схеме built-to-suit, на сегодняшний день следующие – срок неразрывной аренды не менее 5-7 лет, ставка от 6 USD, а также наличие финансовых гарантий по аренде.
Сергей Воронин, директор департамента промышленной недвижимости Colliers International в Украине, сосредоточился в своем докладе на итогах рынка складской недвижимости в 2010 году и прогнозе на 2011 год. Оператор прогнозирует рост ежегодного предложения складских помещений в Киеве с 806 тыс. Кв.м. в 2010 году до 904 тыс.кв.м. в 2011 году, при этом объем нового предложения за год возрастет с 98 до 113 тыс.кв.метров. Совокупный объем складских помещений на правобережной и левобережной частях Киева – соответственно 591 тыс.кв.м и 311 тыс.кв.м, при этом на правом берегу остаются вакантными 12% помещений, на левом берегу Киева – 33% помещений. Докладчик в подробных таблицах представил доступное предложение объектов складской недвижимости в киевском регионе, а также введенные в эксплуатацию объекты в 2010 и планируемые к вводу в 2011 году. Представляет интерес также структура спроса по типу арендаторов – крупнейшие доли у торговых операторов (42%), логистических операторов (22%), дистрибуторов (15%) и производителей (14%). Средний размер сделок, зарегистрированных в 2010 году – 5400 кв.м. Прогнозы на 2011 год следующие: оживление спроса на складские помещения в регионах; незначительные объемы нового предложения в 2011 году (сопоставимые с объемами 2009 и 2010 годов) и как следствие, ожидаемое сокращение уровня вакантности и стабилизация арендных ставок; возможное увеличение арендных ставок в специализированных и внутригородских складах; начало строительства специализированных складских комплексов (формат внутригородских складов).
О трансформации цепей поставок, новых тенденциях и перспективах рынка логистики рассказала на форуме Марина Кольцова, менеджер отдела консультационных услуг компании Ernst & Young. Оптимизация цепей поставок заключается в структурировании потоков (направлений) внутри для повышения эффективности затрат без потери уровня сервиса, и предполагает следующие аспекты: построение прямых поставок за счет закрытия децентрализованных складов; оптимизацию транспортировки продукции как за счет изменения маршрутов, так и за счет снижения стоимости транспортировки; снижение уровня запасов по всей цепи поставок; упрощение цепи поставок путем стандартизации потока товаров; оптимизацию дистрибутивной сети. Централизованные операционные модели (единые центры обслуживания) часто используются как активатор изменений для достижения существенной налоговой и операционной экономии. Существенный экономический эффект может быть достигнут и от передачи логистических функций на аутсорсинг, но только в том случае, если будут успешно преодолены типичные «узкие места» аутсорсинговых соглашений: верный выбор поставщика, определение эффективных контрактных условий, контроль качества оказываемых услуг и другие аспекты взаимодействия между заказчиком и аутсорсинговой компанией. Следующий аспект – эффективный контроллинг и управление рисками в рамках единой «информационной панели» компании. Прозрачная отчетность по соответствующим KPI даст возможность своевременно выявлять риски и обеспечит базу для принятия решений по улучшению соответствующих показателей. Также остается актуальной оптимизация системы материально-технического снабжения, которая позволит сократить прямые и непрямые издержки и повысить эффективность управления оборотным капиталом.
Дмитрий Бугаев, член правления Украинской логистической ассоциации, используя статистические данные представил в своем докладе взгляд на перспективное распределение ролей отечественного рынка логистики. Не менее двух третей рынка представляют транспортные компании, за ними следуют складские, таможенные и 3PL операторы. По мнению эксперта, емкость рынка логистики может возрасти от 12-15 млрд. долларов в 2010 году до 50-60 млрд.долларов к 2013 году. При этом необходимыми условиями выживания для отечественных компаний является адаптация бизнеса к стандартам и требованиям международных логистических компаний, и последующая интеграция с международными логистическими сетями либо в форме продажи бизнеса, либо вхождения в сеть на правах субподрядчика. Отдельной перспективой является самостоятельное создание и развитие логистической сети.
Секцию программы по оптимизации логистических процессов открыл модератор форума Олег Каленский, управляющий партнер консалтинговой компании «3eConsultants». В докладе «Что такое «эффективная логистика»? Общая система измерения и индивидуальный подход в оценке» эксперт представил концепцию Balanced Scorecard – сбалансированной системы оценки деятельности подразделения логистики, которая строится на основе ключевых показателей операционной деятельности предприятия (KPI) и является частью системы управленческого учета компании. Учитываются следующие показатели: процент затрат на логистику в торговом обороте; процент фонда оплаты труда в бюджете логистического подразделения; процент транспортных расходов; оборачиваемость товаров; качество поставщиков; система возвратов и сопутствующая документация; процессы инвентаризации; бой и штрафы. Также докладчик предложил учитывать влияние других департаментов компании на процессы оптимизации в логистике, умело обращая «противников» в «союзников». Таковыми для логиста – оптимизатора операционных процессов могут оказаться и CEO компании, и финансовый директор, и HR, и отдел продаж, и служба безопасности. Учитывая специфику позиции каждого подразделения, директор по логистике может и должен построить эффективную коммуникацию и взаимодействие со всеми перечисленными структурами компании. Игра стоит свеч, так как успешное внедрение Balanced Scorecard не только устраняет возможные операционные убытки связанные с логистикой, но также повышает качество бизнес-процессов, эффективности и уровня реагирования каждого участка цепи поставок – и в конечном счете повышает капитализацию всей компании за счет роста нематериальных активов (know-how, роста компетенций, экспертизы и эффективной системы менеджмента). Полученная бизнес-модель пригодна для масштабирования, что особенно полезно в случае когда перед компанией стоят задачи проникновения в новые сегменты рынка.
Анна Дубович, руководитель проекта «Навигатор от МТС» компании «МТС Украина», и Вадим Политов, генеральный директор компании «Саттранс Навигатор», рассказали о современных достижениях телематики на службе бизнеса. Корпоративным пользователям услуги «Навигатор от МТС» становятся доступны контроль и оптимизация использования транспортных средств; снижение нецелевого использования и расходов на использование т\с; возможность отслеживать местонахождение объекта в режиме реального времени на территории Украины и на территории, где предоставляются услуги роуминг-партнеров MTC. Также снижается вероятность кражи авто, осуществляется контроль использования топлива и пробега автотранспортного парка. При необходимости, существует возможность удаленного управления транспортным средством включение/ выключение приборов, двигателя и т.д.). Система интегрируется с другими учетными системами и предоставляет готовые формы отчетности пользователям услуги.
С докладом об эффективных решениях и передовых стратегиях управления и аутсорсинга транспортной логистики выступил Алексей Гаврилюк, председатель наблюдательного совета транспортно-экспедиционной компании «ДиПи Форвардинг». По мнению докладчика, логистический аутсорсинг – наилучшая возможность сэкономить от 10% до 40% средств, затрачиваемых на логистику. Основной принцип аутсорсинга: «Оставляем то, что можем делать лучше других, передаем внешнему исполнителю то, что он сделает лучше других». В частности, компания «ДиПи Форвардинг» предлагает принятие транспортных структур компании-клиента, а также всех связанных с ним активов под свое управление. Результатом аутсорсинга является перевод затрат на транспорт из расходного бюджета компании в доходный – от аренды и рациональной эксплуатации. В перечень возможных услуг входит и аутстаффинг, когда персонал транспортного подразделения компании переводится в структуру аутсорсера, а заказчик таким образом оптимизирует фонд оплаты труда и инвестиционную привлекательность предприятия в целом. Среди клиентов компании «ДиПи Форвардинг» – такие крупные промышленные группы, как «Метинвест Холдинг», ДТЭК, «МК Азовсталь» и другие.
Решения от Benish GPS Ukraine для повышения эффективности транспортной логистики представил на форуме Владимир Гордеев, руководитель отдела продаж компании Benish GPS Ukraine. Система GPS-мониторинга Benish позволяет повышать эффективность транспортной логистики за счет следующих преимуществ: исключения нецелевого использования автомобилей; контроля и управления маршрутами в режиме реального времени; повышения безопасности водителей, грузов и транспортных средств; пресечения случаев хищения топлива и снижения норм расхода топлива; повышения дисциплины водителей и диспетчеров, а также удовлетворенности сервисом клиентов-грузополучателей. Отдельные преимущества предлагает персональный трекер BeniFone, решение для контроля торговых агентов и мерчендайзеров. По результатам внедрения системы мониторинга торгового персонала клиенты получают контроль посещения торговых точек торговыми представителями и мерчендайзерами; контроль эффективности использования рабочего времени: соблюдение маршрутов, выполнение отведенного объема работ на заданных участках и т.д.; прием входящих вызовов и совершение звонков только на запрограммированные номера.
Компетентный анализ операционных рисков, принципы эффективного управления автотранспортом предприятий, актуальность аудита автотранспортного парка осветил в программе форума эксперт Виталий Воронин, президент консалтинговой компании «Воронин и Партнеры». Среди операционных рисков выделяют риск персонала (связан с возможными ошибками сотрудников, недостаточной квалификацией, внешним и внутренним мошенничеством, неустойчивостью штата организации, возможностью неблагоприятных изменений в трудовом законодательстве, недостаток кадров), риск процесса (ошибки в процессах проведения операций и расчетов по ним, их учета, отчетности, ценообразования, планирования и составления бюджета), риск технологий (риск потерь, обусловленных несовершенством используемых технологий, т.е. недостаточной емкостью систем, их неадекватностью проводимым операциям, грубости методов обработки данных или низкого качества или неадекватности используемых данных), а также риски среды (риски потерь, связанные с нефинансовыми изменениями в среде, в которой действует организация, т.е. изменениями в законодательстве, изменениями системы налогообложения, политическими изменениями и др.). Из-за недооценки или игнорирования операционных рисков автотранспортного направления предприятия несут серьезные потери бюджета на автотранспорт предприятий, в частности, до 30% на топливо; -до 50% на обслуживание и ремонты; потери страхового возмещения при ДТП и другие. На практике по операционным рискам финансовые потери на автотранспорте достигают 5-50% в зависимости от статей бюджета и 5-25% от общего годового бюджета на автотранспорт предприятия. Эффективными инструментами снижения операционных рисков и затрат предприятий-собственников автотранспорта являются транспортный аудит (независимая экономико-правовая экспертиза транспортной деятельности) и транспортный консалтинг (оперативные и долгосрочные консультации по направлениям: организационно-штатная структура и бизнес-процессы управления; управление затратами и ремонтами автотранспорта; меры по снижению аварийности и профилактике ДТП; покупка нового и списание старого автотранспорта; GPS системы и ИТ решения управления автотранспортом; корпоративные семинары «Контроль, расчет и списание топлива» и другим профильным темам оптимизации бюджета автотранспортных подразделений).
Мария Герман, директор по развитию BritMark Insurance Brokers рассказала о принципах профессионального страхования объектов и процессов логистической инфраструктуры. В докладе были рассмотрены преимущества договора страхования All Risks («всех рисков»), поскольку данный договор охватывает максимальное количество страховых случаев, в отличие от договоров на базе поименованных рисков, в которых существует описанный перечень страховых ситуаций. К примеру, ряд возможных страховых ситуаций на складских объектах может зачастую выходить за рамки перечня поименованных рисков. Договор, заключенный на базе всех рисков защищает имущество от любого ущерба. По такому договору каждый убыток изначально является застрахованным. При этом, в любом договоре страхования есть перечень исключений, которые в принципе не подлежат страховому возмещению. Следующий аспект, на который эксперты рекомендуют обращать внимание - проблема неверной оценки стоимости недвижимости. Клиент, застраховавший недвижимость по заниженной стоимости, в случае наступления страховой ситуации получит заниженную выплату. Поэтому важно иметь свежую оценку стоимости своего объекта - её нужно обновлять в среднем раз в 2 года, задействовав репутабельных оценщиков. Похожая совет можно дать и клиентам транспортной логистики – для эффективного страхования грузов, необходимо иметь документальное подтверждение их стоимости. Здесь также хорошо работают договора All Risks, хотя стоимость полиса в данном случае выше на 10-20%.
Вопросы производительности работы склада подробно представил в завершающем докладе форума Виктор Барановский, руководитель проектов центра «Логистическая мастерская». Помимо очевидных материальных факторов, влияющих на производительность работы склада (нехватка персонала и техники, эргономика рабочих мест, отсутствие современных учетных программ и т.д.) следует обращать внимание на технологические и организационные факторы, без управления которыми даже значительные инвестиции могут быть малоэффективными. Среди «узких мест» - вынужденные простои персонала и техники; помехи в работе, которые возникают вследствие других проводимых работ; большие холостые пробеги; затраты времени на поиск товара на складе (снижение производительности); а также doublehandling («как простую работу сделать сложной и сопроводить дополнительными перемещениями»). Основной инструмент работы при анализе эффективности работы склада – это аудит бизнес-процессов, fishbone-анализ и АВСАВС-анализ (категоризация проблем эффективности). Цель аудита – минимизировать дублирование функций и определить целесообразность процесса (типовая ситуация: собранный заказ проверяется в присутствии отборщика, отобравшего заказ. Как результат – отборщик «простаивает» во время проверки заказа. Учитывая, что проверка занимает время, равное 30-50% времени отбора, данная практика снижает производительность склада на 20-30%). В таких случаях стоит выяснить, невыполнение каких исходных условий делает невозможным выполнение процесса или вносит задержки в выполнение, устранить дублирование функций и установить контроль на ключевых точках процесса складской операции. При этом надо учитывать, что сложные причинно-следственные связи процессов на складе зачастую взаимно влияют друг на друга, поэтому корректировку следует проводить уверенно, но постепенно. То же самое касается кадровых реформ, чтобы избежать массовых увольнений персонала, которому требуется время, чтобы привыкнуть ко всем новым правилам работы. После проведения аудита следует реформировать важнейшие этапы работы склада – качество информации о товаре, его состоянии и размещении; перезонирование склада; прием и размещение товара от поставщиков и возврат с рынка; внутрискладские перемещение и отбор заказав; управление волнами заказов; контроль, упаковка, отгрузка. Данные действия могут принести значительную оптимизацию работы склада (по некоторым показателям до 60%), результаты которой также необходимо ежемесячно отслеживать, для внесения своевременных корректировок.
Необходимо отметить, что большинство докладов в программе Logistics Innovation Forum 2011 завершались обширной секцией вопросов и ответов, в которой делегаты зачастую дискутировали с экспертами, обсуждая наиболее актуальные вопросы оптимизации процессов логистики. Дискуссионность и открытый обмен мнениями стал отличительной чертой данного делового мероприятия.
На выставке, развернутой в рамках форума, участники получили возможность познакомиться с инновационными решениями лидеров рынка транспортной и складской логистики. На стенде компаний «МТС-Украина» и «Саттранс Навигатор» было представлено решение «Навигатор от МТС», позволяющее корпоративным клиентам получать не выходя из своего офиса оперативную информацию о пробеге и местоположении транспортных средств компании, если они передвигаются в зоне действия сети MTC или роуминговых партнеров компании, осуществлять контроль расхода топлива и моточасов, контролировать исполнительные устройства, идентифицировать водителя, осуществлять охранные функции и создавать оперативный отчет о контролируемом объекте.
Представители компания «Гексагон-Украина» знакомили участников логистического бизнеса с новинками оборудования для работы со штрих-кодом и специализированным программным обеспечением, а также демонстрировали решения собственной торговой марки - Proton. На форуме была представлена экспозицию в виде мини-выставки продукции: принтеры для печати штрих-кода, сканеры для считывания штрих-кода, терминалы сбора данных и расходные материалы. Особый интерес участников форума вызвали решения на базе терминалов Casio IT-800 и DT-X7. Мобильный терминал сбора данных IT-800 оперативно предоставит информацию о наличии товара. Благодаря этому устройству сотрудник склада не будет долго искать нужную коробку, он просто с помощью терминала IT-800 за считанные секунды выяснит наличие, проведет инвентаризацию, идентифицирует нужный товар. Таким образом, работа сотрудника склада станет намного прозрачнее, быстрее и эффективнее, при этом Casio DT-X7 по праву считается одним из самых эргономичных терминалов. Еще одним интересным направлением экспозиции стали сканеры Proton. Беспроводной имидж-сканер штрих-кода Proton IMS-3190 с радиусом действия Bluetooth до 100м и внутренней памятью, инновационное решение для мобильной работы на складе.
«Форум собрал множество представителей логистического бизнеса, и мы как компания, предлагающая специализированное оборудование и программное обеспечение, применяемое в логистической цепочке, не могли пропустить такое важное мероприятие. Приятно отметить, что наши решения вызвали большой интерес среди участников Форума», сообщила директор компании «Гексагон Украина» Наталия Чулой.
На стенде компании «АвтоКапитал» делегаты смогли ознакомиться с предложением коммерческих автомобилей Mercedes Benz в Украине. Вниманию логистов были представлены возможности минивэнов обширной линейки Mercedes Vito, Viano и New Sprinter, а также сверхнадежных грузовых автомобилей мирового лидера автомобилестроения - для эффективного использования в обеспечении цепи поставок.
Специалисты по складской логистике имели возможность изучить на выставке форума новейшие решения и продукты от компаний STILL (электрические, дизельные и газовые погрузчики, кары и тягачи, комплектовщики и тележки с различной высотой подъема), а также автоматизированные складские решения от компании SSI SCHAEFER NOELL - включая самонесущие высотные склады (HBW), системы для хранения мелко и средне габаритных грузов (mini-load®), паллетные конвейерные системы, представленные в широком ассортименте компонентов (роликовые, цепные, ленточные конвейеры, поворотные столы, подъемники, др.) а также индивидуально разработанные системы управления складом (WMS). Эффективную загрузку и выгрузку грузовых единиц в зоне хранения осуществляют автоматические краны-штабелеры.
«Очень важно доносить информацию непосредственно заинтересованным потребителям, а не стрелять из пушки по воробьям. Приятно осознавать, что наше решение было воспринято позитивно среди профессионалов», отметил Вадим Политов, генеральный директор компании «Саттранс Навигатор».
Источник: fbc