Завтрак от Пинчука

Завтрак от Пинчука

Трубно-колесная компания "Интерпайп" перенесла выплату всей своей задолженности в сумме 887 млн долл. на 2017 год. Таким образом, ее владельцу, предпринимателю Виктору Пинчуку, удалось наглядно ...

Кто платит, а кто и музыку заказывает

Традиционно принято считать, что именно должник находится в зависимости от своих кредиторов, которые могут диктовать условия. Более того, заемщик, как правило, бесправен уже по определению – закон и суды всегда на стороне того, кто дал ему деньги. В качестве примера можно вспомнить историю с Донецким электрометаллургическим заводом, который летом 2009 перешел в собственность российского Альфа-банка – после того, как его тогдашний владелец, российский предприниматель Вадим Варшавский, не смог расплатиться по долгам.

Но в случае с В.Пинчуком ситуация получилось иная. Проблемы по обслуживанию долга у него возникли в 2010, когда в феврале держатели еврооблигаций Интерпайпа впервые не получили причитающийся им купонный доход в сумме 8,75 млн долл. Не то чтобы сумма выплаты оказалась критической для компании, ведь только одно из предприятий которой, Нижнеднепровский трубопрокатный завод, получил в 2010 чистый доход 4,687 млрд грн. Скорее, таким образом владелец корпорации заранее готовил своих кредиторов к тому, что не сможет в августе вернуть им 200 млн долл., погасив выпуск ценных бумаг в обращении.

И действительно, рынок понял намек правильно: международное агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг кипрской "Interpipe Ltd." с CCC до RD, означающего ограниченный дефолт. Одновременно Fitch опустил приоритетный необеспеченный рейтинг компании с уровня CCC до C, краткосрочный рейтинг дефолта — с C до D и пересмотрел рейтинг возвратности активов с RR4 на RR6.

Смирившись с мыслью, что вернуть деньги в обозримом будущем не удастся, кредиторы в сентябре 2010 согласились на условия Интерпайпа – пролонгация обязательств до 2017 с повышением процентной ставки по облигациям с 8,75% до 10,25% в обмен на выплату 17,5 млн долл. задолженности по купонному доходу за 2010 год.

Стоит отметить, что изначально условия, на которых кредиторы соглашались подождать, были гораздо жестче. По данным источника, близкого к переговорам, речь шла о повышении ставки до 11% и реструктуризации на 3 года. Позднее этот срок были готовы увеличить до 5 лет. Таким образом, в споре с заемщиком держателям облигаций пришлось наступить на горло собственным аппетитам. Теперь вслед за ними это вынуждены сделать и остальные кредиторы Интерпайпа.

Более того, В.Пинчуку удалось в рамках достигнутых договоренностей добиться от банкиров выделения нового кредита на 136 млн долл. В обмен на это ему пришлось согласиться на ограничения по текущим операциям и капитальным вложениям – до тех пор, пока параметры финрисков не уменьшатся до приемлемых.

Очевидно, что в диалоге с кредиторами аргументы В.Пинчука были просты: большая часть заемных средств привлекалась в 2007 году под строительство электросталеплавильного комплекса "Днепросталь", которое в настоящий момент завершено. Идет отладка оборудования, и запуск первой очереди предприятия в эксплуатацию намечен на I квартал 2012. Зачем в таком случае инициировать банкротство компании и тем самым резать курицу, способную в будущем принести кредиторам золотые яйца в виде процентных выплат?

Стулья – сегодня, деньги – когда будут

Одним словом, вероятные доводы В.Пинчука в дискуссии с кредиторами не лишены логики. Иное дело, что ситуация на рынках металлопродукции, в том числе трубной, сейчас далека от безоблачной. Так, по данным Луганского трубного завода, снижение внутренних цен на горячекатаный рулон в декабре в среднем на 30-35 долл./тонн (с учетом НДС) привело к падению стоимости труб на 40-50 долл./тонн.

При этом участники рынка не исключают дальнейшего снижения цен на трубы еще на 25-40 долл./тонн – на фоне стабилизации цен на г/к рулон. Аналогичные тенденции и в России. Там потребители и торговые компании временно откладывали подписание договоров на декабрьский объем труб, ожидая большего снижения котировок. В результате российские трубные предприятия в декабре снизили цены на сварные трубы на 35-50 долл./тонн.

Вслед за ними также были вынуждены снизить котировки и зарубежные поставщики. При этом украинские трубы при продажах в России подешевели на 35-55 долл./тонн. Минимальных значений в текущем году достигла стоимость трубного проката в Италии, Испании и Великобритании. Это означает, что платежеспособность Интерпайпа в среднесрочной перспективе подвержена рискам. Хотя до настоящего времени статистика работы предприятий, входящих с Интерпайп, была умеренно позитивной.

Так, Нижнеднепровский трубопрокатный завод в январе-ноябре нарастил выпуск труб на 14,6% к аналогичному периоду 2010 года, до 376,9 тыс. тонн, Новомосковский трубный завод – на 20,1%, до 203,2 тыс. тонн, Интерпайп Нико Тьюб – на 22,8%, до 351.2 тыс. тонн. Возрастал и экспорт трубной продукции из Украины. По данным Государственной таможенной службы Украины, в целом предприятия отрасли за октябрь-ноябрь увеличили отгрузку по внешнеторговым контрактам на 35,6%, до 1,369 млн тонн на 1,696 млрд долл. При этом примерно половина объема приходится на сортамент труб, выпускаемых предприятиями Интерпайпа.

Кроме того, в сентябре текущего года стало известно о намерении компании В.Пинчука закрепиться на белорусском рынке. С этой целью НМТЗ прошел аудит Госпромнадзора Беларуси. Хотя пока экспорт в эту страну не впечатляет большими объемами. В сентябре поставки составили 2,81 тыс. тонн на 2,83 млн долл., в октябре – 3,28 тыс. тонн на 3,26 млн долл. Кстати, за аналогичный период в 2010 году было больше. По данным Гостаможслужбы Украины, тогда за октябрь в Беларусь экспортировали 4,95 тыс. тонн труб на 4 млн долл. Впрочем, у днепропетровской корпорации есть определенный потенциал и на внутреннем рынке.

Проект модернизации национальной газотранспортной системы еще не похоронен окончательно, и в Министерстве энергетики и угольной промышленности есть программа по увеличению добычи газа в Украине, по крайней мере, на бумаге. Поэтому и перспективы сбыта для предприятий В.Пинчука могут на первый взгляд выглядеть как оптимистические. Тем более, что даже договоренность о создании совместного предприятия с Нафтогазом уже достигнута в I квартале нынешнего года. Вопрос лишь в том, насколько реальными окажутся планы украинского нефтегазового госмонополиста, который сам уже долго пребывает в состоянии технического дефолта.

Тем не менее Интерпайпу во II полугодии удалось заключить ряд контрактов на поставку труб для внутренних потребителей, прежде всего НАК "Нафтогаз Украины". Например, в июле был выигран тендер ДК "Укргазовидобування", в соответствии с которым компания получит 8,315 тыс. тонн труб стоимостью 154,4 млн грн. Еще более жирный тендер Укргазовидобування корпорация "Интерпайп" выиграла в декабре. Его условиями предусмотрена поставка обсадных труб на 365,2 млн грн. Купить трубы Интерпайпа на 58,62 млн грн. в ноябре согласилось и угледобывающее объединение "Ровенькиантрацит". Ранее, в мае, они договорились о поставке труб на 27,32 млн грн.

Выбор наименьшего зла

Одним словом, операционный финансовый поток компания генерирует и погашать процентные выплаты способна. Но выложить 887 млн долл. В.Пинчук, очевидно, не готов. Поэтому и вынужден кормить своих кредиторов "завтраками". А в его ситуации для расчетов необходимы либо собственные средства, либо новые займы для рефинансирования существующей задолженности, либо ее реструктуризация.

Стоит отметить, что частично бизнесмену пришлось использовать и первый вариант. С момента, когда вопрос дефолта его трубного бизнеса встал на повестке дня, он уже успел избавиться от целого ряда активов. В частности, в феврале нынешнего года стало известно о продаже В.Пинчуком контрольного пакета акций в крупнейшей национальной страховой компании "Оранта". Ранее, в октябре 2010, он продал Шимановское и Зеленское железорудные месторождения в Днепропетровской области, права на разработку которые через украинских резидентов принадлежали кипрскому офшору "Geo-Alliance Ore East Ltd.".

И, наконец, связанную с В.Пинчуком компанию "Агрика", в распоряжении которой находилось 46 тыс. га сельхозугодий в Херсонской обл., в начале октября нынешнего года приобрел агрохолдинг "Sintal Agriculture". Тогда же, в октябре, появилась информация, что управляющая активами В.Пинчука компания "EastOne Llc." выставила на продажу 25% пакеты акций в металлургических предприятиях: Марганецком и Орджоникидзевском ГОКах, Никопольском, Стахановском и Запорожском ферросплавных заводах.

И нигде не упоминалось, что владелец Интерпайпа покупает что-то взамен. Это и дает основания предполагать, что продажа вышеуказанных активов связана с решением долговых проблем трубного бизнеса.

Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг компании Dragon Capital Сергей Фурса в комментарии МинПрому отметил, что считает вариант реструктуризации задолженности заемщиком наиболее оптимальным в настоящее время – с учетом ситуации, сложившейся на финансовых рынках. Он также подчеркнул, что получить новый кредит для рефинансирования задолженности Интерпайпу было бы проблематично. "Кто же будет кредитовать компанию, которая еще не решила вопрос с долгами по предыдущим кредитам?" – сказал С.Фурса.

По его данным, в настоящее время при реструктуризации задолженности для компаний-заемщиков ставка повышается в среднем на 2-3%. Также представитель Dragon Capital выразил мнение, что в 2011 году были не лучшие условия для вывода В.Пинчуком своей компании Geo Alliance на IPO, как это ранее планировалось. "Во II полугодии условия размещения ухудшились. Такая возможность была в I полугодии, но только для компаний, имеющих чистую кредитную историю", – пояснил эксперт.

Что же касается самого комплекса "Днепросталь", из-за которого, собственно, и влез в долги В.Пинчук, то в случае ухудшения конъюнктуры на трубном рынке он может и не оправдать понесенных затрат.

Эксперт компании Case-Украина Евгений Дубогрыз отметил, что менеджмент Интерпайпа два года назад прорабатывал вариант использования заготовки, полученной на Днепростали, для производства железнодорожных колес и рельсов. "Но чтобы выпускать, допустим, рельсы, надо пройти много этапов технического согласования Укрзализницы. Частично Интерпайпу можно будет переориентироваться на выпуск рельсов и колес, но производство труб все же остается для них главным направлением", – пояснил он.

Представитель Case-Украина также подчеркнул, что если заготовка Днепростали будет невостребована на трубопрокатных мощностях, продажа ее как полуфабриката может оказаться невыгодной с финансовой точки зрения. "Все же полуфабрикат, полученный электрометаллургическим способом из лома, имеет гораздо более высокое качество, чем производимый на комбинатах полного цикла. Соответственно, и цена у него выше", – отметил Е.Дубогрыз.

Игорь Воронцов

МинПром

Читайте также