Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора
631

Dropbox, который не продался Джобсу

Придумав удаленное хранилище данных, молодой программист Дрю Хьюстон отказался продать его основателю Apple. Сейчас компания Dropbox стоит $4 млрд
В декабре 2009 
года борющийся с болезнью Стив Джобс, еще крепко державший в руках бразды правления Apple, пригласил в свой офис в Купертино молодого, никому не известного программиста Дрю Хьюстона. Хьюстон сейчас признается, что не мог прийти в себя от волнения: «Это ведь Стив Джобс, — вспоминает 28-летний Хьюстон. — Разве к такому можно подготовиться?» Когда он достал свой ноутбук для демонстрации проекта, стартапа Dropbox, Джобс только отмахнулся: «Я отлично знаю, чем вы занимаетесь». Оказалось, что служба информационной безопасности Apple уже несколько месяцев наблюдала, как Хьюстон с партнером Арешем Фирдоуси ломает файловую систему Apple, чтобы в экран компьютеров компании Джобса встраивалась иконка Dropbox — раскрытая коробка.
 
Сегодня эта коробка отлично знакома 50 млн пользователей по всему миру, и число поклонников Dropbox растет каждую секунду. Джобс на той встрече признался, что видит в этой молодой компании интересный для Apple актив. Но Хьюстон отказался от сделки, несмотря на статус покупателя и перспективу получить девятизначную сумму.
 
В следующий раз Джобс публично упомянул эту компанию только в июне 2011 года в своей последней программной речи, когда представлял аналогичный сервис iCloud от Apple, назвав Dropbox «половинчатой попыткой» решения одной из самых сложных проблем интернета — как сделать так, чтобы все файлы со всех ваших компьютеров, ноутбуков, смартфонов и планшетов хранились в одном месте.
 
После этой речи от самоуверенности Хьюстона не осталось и следа. Он разослал своим подчиненным письмо, в котором подчеркнул, что Dropbox — один из самых быстроразвивающихся сервисов в мире. Но вспомнил и былых лидеров, которые метеоритами упали на землю: MySpace, Netscape, Palm, Yahoo.
 
Взлет Dropbox был таким же стремительным. Количество пользователей увеличилось в три раза за последний год. В 2011 году доходы компании должны достигнуть $240 млн, несмотря на то что 96% ее пользователей ничего не платит (Хьюстон утверждает, что его бизнес уже приносит прибыль, но цифру не называет).
 
Владельцы бесплатных аккаунтов забрасывают свои файлы в Dropbox с такой скоростью, что каждый день тысячи людей исчерпывают свои 2 Гб (примерно 900 фотографий среднего размера) хранилища и увеличивают его до 50 Гб за $10 в месяц или до 100 Гб за $20. Даже если Хьюстон не получит ни одного нового пользователя в 2012 году, его выручка удвоится за счет перехода пользователей с бесплатных аккаунтов на платные.
 
Слово Dropbox за последний год превратилось в имя нарицательное, и в Кремниевой долине эту компанию уже принимают более чем всерьез. К 2008 году Хьюстон получил от инвесторов $7,2 млн, а в конце сентября этого года Dropbox, которой еще не исполнилось пяти лет, привлекла колоссальные $250 млн, причем всю компанию инвесторы оценили в $4 млрд. В этом раунде финансирования приняли участие такие знаменитые фонды, как Accel (инвестировал в Facebook, AdMob), Index Ventures (Playfish, Ozon) и Sequoia (Google и Yahoo). «Акции Dropbox были нарасхват, — говорит один известный инвестор. — Присоединиться к сделке хотели все». Пятнадцатипроцентная доля Хьюстона в Dropbox теперь стоит $600 млн.
 
«Только я и мой код»
 
Хьюстон сидит, развалившись в кресле в любимом ночном баре W Hotel в Сан-Франциско, и размышляет о том, что делать с четвертью миллиарда долларов. Dropbox скоро переедет из однокомнатного офиса в огромное помещение площадью почти 8000 кв. м с видом на Калифорнийский залив, а ее штат разрастется с 70 до 200 человек. И Хьюстону станет понятно, сможет ли он построить большую компанию, о чем думал во время встречи с Джобсом, или Dropbox падет жертвой той же болезни, которая сгубила MySpace.
 
Скоро полночь. В разгаре вечеринка, которую Хьюстон устроил для своих соратников. Первым прибыл Адам Смит, который был его собратом в Массачусетском технологическом институте (MIT). Смит и Хьюстон пьют пино и вспоминают, как однажды сломался кондиционер и они сидели перед компьютерами в одних трусах. «Вот были дни! — улыбается Хьюстон. — Только я и мой код. Не надо никого ни нанимать, ни увольнять».
 
Страсть к программированию у него в генах. Его отец — инженер с гарвардским образованием; мать — школьный библиотекарь. Он рос в пригороде Бостона, и в пять лет его главной игрушкой стал компьютер. Мать, заметив, что сын становится маньяком-программистом, заставила его учить французский и гулять с ровесниками и не дала перескочить через класс. Летом, когда он уезжал в Нью-Хэмпшир, она отбирала у него компьютер, хотя ему было скучно в лесу. «Думаю, она старалась сделать меня нормальным, и сейчас я это ценю», — говорит Хьюстон.
 
В 14 лет Хьюстон вызвался тестировать бета-версию одной онлайновой игры и начал искать дыры в ее системе безопасности. Вскоре его наняли программистом в обмен на акции. Он работал в нескольких стартапах, пока учился в старших классах и институте. Dropbox — его шестой проект.
 
Идея Dropbox родилась, когда Хьюстон четыре часа ехал на автобусе из Бостона в Нью-Йорк. Он планировал поработать в дороге, но забыл USB-флешку — у него был ноутбук, но не было нужной информации. Его осенило: необходимо придумать технологию синхронизации файлов через интернет.
 
Четыре месяца спустя он полетел в Сан-Франциско, чтобы предложить свою идею Полу Грэму из инкубатора стартапов Y Combinator. Но Грэм настоял на том, чтобы Хьюстон обзавелся партнером еще до подачи заявления на финансирование. Один из друзей направил его к Фирдоуси, сыну иранских беженцев, который изучал информатику в MIT. Они поговорили пару часов в Бостоне и «поженились на втором свидании». Фирдоуси бросил учебу, хотя ему оставалось всего полгода до конца.
 
Благодетель 
из ковровой лавки
 
Dropbox получила от Y Combinator $15 000, и этого хватило на то, чтобы снять квартиру под офис и купить один мощный компьютер. Желая адаптировать Dropbox под все операционные системы, Хьюстон работал по 20 часов в день.
 
Сервис Dropbox стал решением проблемы для людей, которые носят с собой телефон и, возможно, планшет, но файлы и фотографии хранят на многочисленных стационарных компьютерах, ноутбуках и других устройствах. «Устройства умнеют, а это значит, что все больше информации рассеивается между ними, — объясняет Хьюстон. — Должна быть связь между различными устройствами. Ее мы и создаем».
 
После загрузки приложения Dropbox можно тут же поместить любой файл в удаленное хранилище компании. Как только он там оказался, к нему открывается доступ с любого устройства, и другие люди по приглашению могут его видеть. Изменение, сделанное на одном устройстве, Dropbox транслирует на все компьютеры пользователя. 
 
Через несколько месяцев Хьюстон и Фирдоуси представили Dropbox на показе стартапов в Y Combinator. Сразу после выступления Фирдоуси один из зрителей отпустил несколько замечаний на фарси. Это был Педжман Нозад, сын выходцев из Ирана, который решил, в отличие от родителей, вкладывать семейный капитал не в коммерческую недвижимость, а в стартапы. И не прогадал, заработав на взлете PayPal. Первые переговоры с Хьюстоном и Фирдоуси он провел в семейном магазине ковров. Через несколько дней он представил Хьюстона и Фирдоуси фонду Sequoia, заявив для убедительности, что Dropbox получает массу предложений от других венчурных капиталистов. «По сути, он был нашим продюсером», — говорит Хьюстон.
 
Старший партнер Sequoia Майкл Мориц явился к Хьюстону и Фирдоуси на следующее утро. «У них был мутный взгляд после долгой работы перед экраном», — вспоминает Мориц. Коробки от пиццы стопками стояли вдоль стен, одеяла валялись по углам. Dropbox получила $1,2 млн. «Я видел несколько компаний, работающих над решением похожих проблем, например Plaxo, — говорит Мориц. — И я мог поспорить, что этим ребятам хватит ума и упорства, чтобы опередить остальных».
 
В 2008 году у Dropbox было девять сотрудников и 200 000 клиентов. Через 2,5 года они наняли еще пятерых человек, а число пользователей возросло десятикратно.
 
Хьюстон и Фирдоуси сменили офис и часто ночевали на работе. Они рассматривали каждое письмо от пользователей с вопросами и жалобами и игнорировали предложения от новых инвесторов. Они играли с рекламой. Привлечение клиентов через систему рекламы Google AdWords не давало эффекта: каждый новый пользователь обходился в $300.
 
В итоге они превратили свою маленькую, но преданную клиентскую базу в продавцов, раздавая по 250 Мб бесплатного места в обмен на приведенного клиента. Четверть всех новых подписчиков Dropbox до сих пор приходит таким образом. Сейчас им присылают массу историй о переломных моментах в жизни, связанных с Dropbox.
 
Чтобы выполнять свою миссию, Dropbox необходимо справляться с невероятными объемами информации. Каждый день в Dropbox сохраняют 325 млн файлов, которые должны без проблем попадать на любое устройство. Хьюстон с командой программистов адаптировали приложение под 18 разных операционных систем, четыре браузера и три операционные системы для мобильных устройств.
 
Конкуренты не дают спать спокойно. Хьюстон на одном дыхании перечисляет: «Apple, Google, Microsoft, до некоторой степени Amazon, потом есть IDrive, YouSendIt, Box.net, десятки стартапов, даже электронная почта, которую люди отправляют сами себе». Хотя он верит, что Dropbox в течение пяти лет взорвет индустрию резервного копирования, его особенно пугает приложение iCloud, которое, вне сомнений, будет навязываться более чем 200 млн пользователей iPhone, iPod и iPad, а также продукт Drive от Google, о котором пока только ходят слухи. Ведь, по данным Comscore, сайты Google посещает 1 млрд человек в месяц и 190 млн человек по всему миру владеют устройствами Android.
 
Итак, Хьюстону предстоит потратить большую часть полученных миллионов на расширение присутствия. Он защищает свои фланги от Google, заключив новую сделку с производителем телефонов HTC, который разместит Dropbox в качестве удаленного хранилища информации на всех своих смартфонах под управлением Android. Почти завершены сделки с шестью другими производителями телефонов; на очереди — производители ПК и телевизоров.
 
Месяц назад Хьюстон целый вечер обсуждал варианты сотрудничества с Марком Цукербергом. Выходя из сравнительно скромного особняка Цукерберга в Пало-Альто и наслаждаясь мыслью, что он вот-вот станет гендиректором большой компании, Хьюстон заметил неподалеку машину с охраной. Это заставило его задуматься об обратной стороне успеха: «Знаете, я не уверен, что хочу так жить». Потом он сел во взятый напрокат автомобиль и укатил обратно в Сан-Франциско.
 

 

Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.