Вопрос о том, является ли Кремниевая Долина лучшим местом для развития стартапа, все еще остается открытым. Кажется. Сегодня каждый город проявляет те или иные признаки Долины – Лондон, Берлин или даже Солт-Лэйк-Сити.
Так или иначе, мой опыт с Zendesk позволяет говорить с уверенностью, что как минимум сегодня Кремниевая Долина остается лучшим место для развития технологического стартапа и его роста до полноценного бизнеса.
Для этого существует много причин. Экономические – рынок ЕС меньше, чем в США. Фактически, это не единый рынок, а собрание многих мелких рынков, на каждом из которых свой язык и таможня. Это может усложнить ведение бизнеса.
Кроме экономических, существуют очень глубокие культурные различия. Возьмем, к примеру, датский «закон Янте» – отвращение к обнаружению или признанию успеха отдельной личности. Это подрывает императив о масштабном мышлении и совершенно не соотносится с идеологией, которая есть в США. Американская мечта, наоборот, непреодолимо манит к себе частных предпринимателей.
Многие говорят, что Европа меняется. Возьмем, к примеру, недавнее исследование Лондонской фондовой биржи, которое демонстрирует, что, несмотря на популярное мнение, некоторые различия между США и ЕС не настолько выражены, как мы предполагаем. Европейские стартапы привлекли более $2,8 млрд. за последний квартал 2014 года и они готовы выходить на IPO c такой же вероятностью, как и их американские коллеги.
Но между ними все равно есть разница. Согласно информации Fortune Magazine, в 2013 году венчурные капиталисты инвестировали $33 млрд. в американские стартапы, что более чем в четыре раза превышает объем финансирования европейских проектов. В технологическом сегменте разрыв еще больше. Технологические стартапы в США привлекли $8,7 млрд. венчурных инвестиций в 2013 году, тогда как европейские – $1,44 млрд.
Что же Европа может предпринять?
Европа все еще остается слишком бюрократизированной, слишком сильно давит на компании. К примеру, европейский IT-инкубатор в Сан-Франциско, метко названный Европейский Институт Инноваций и Технологий, Лаборатории информационный и коммуникационных технологий (для друзей – EIT ICT labs ).
Шутки в сторону, именно такой имидж подливает масла в огонь таких мнений, как высказал Питер Тиль, недавно отметив, что европейские правила «хуже, чем болезнь».
Еще один факт, который не дает Европе расти, это распространенная идея, что провал – это стыдно. Это идет вразрез с учением Кремниевой Долины: неудачи случаются часто, практически постоянно. Исходя из своего опыта, могу сказать, что неудачи необходимы и часто очень полезны для будущего успеха. Для Америки провал – это что-то сродни обряду посвящения.
Европа движется в правильном направлении. В моей родной Дании, к примеру, такие проекты, как Podio, достигают больших успехов наряду с такими известными стартапами, как Tradeshift, Unity и множество других.
Так или иначе, основной вопрос для Европы: вам действительно нужно соревноваться с Кремниевой Долиной? В конечном счете, Европа и США – это очень разные рынки с разными потребностями. Не существует единого рецепта успеха для стартапа. Вспомните SongKick – прекрасный музыкальный стартапа из Лондона. Лондон – мировая столица живой музыки, так почему же команда проекта должна хотеть переехать?
Европа должна осознать свои собственные сильные стороны и уникальность. Перед Кремниевой Долиной и ЕС стоит серьезный вызов – покорить новые рынки Китая и других развивающихся экономик. Для каждой стороны вопрос не в том, кто лучше, а в том, кто примет этот вызов?