Объем использования стратегии Smart Beta растет и привлекает все больше внимания инвесторов. С одной стороны, практикующие эту стратегию утверждают, что она может нарушить равновесие в отрасли. С другой стороны, ране эксперты предостерегали от негативных и пессимистических прогнозов. Как же развивались стратегии Smart Beta и были ли эти высказывания реалистичными?
Информационная перегрузка
Принятие инвестиционных решений никогда не было легким делом, особенно в условиях все большего объема информации и огромных баз данных, которые быстро усложняются, растут в размерах и скорости наполнения. Количество перечисленных акций в мире удвоилось за последние два десятилетия, а рыночная капитализация увеличилась почти в пять раз. Это расширение привело к ряду оперативных изменений для лиц, принимающих инвестиционные решения. Одним из (возможно) наиболее нежелательных изменений является увеличение коллективного бремени риска для инвесторов. Всем в инвестиционной цепи, а не только сборщикам фондов и распределителям активов, требуется иметь дело с быстро растущей информационной базой.
Охват инвестиций, основанных на правилах
На фоне всех указанных признаков – или как их следствие – более новой, более простой, основанный на оперативном принятии решений инвестиционный инструментарий приобрел популярность.
Арбитражная модель ценообразования Стивена Росса 1976 года, трехфакторная модель Fama–French и другие методы определения стоимости – все это способствовало созданию идеологической основы для количественных стратегий. В частности, фундаментальная индексация, введенная в 2005 году, быстро набирает обороты в качестве альтернативы для инвесторов, которые разделились буквально на два мира – активного и пассивного инвестирования. Эти основанные на правилах подходы направили внимание инвесторов на количественные факторы, помимо простой взвешенной капитализации, и помогли создать растущий рынок. Моделирование основных показателей экономического роста – дивидендов, денежного потока, балансовой стоимости – стала прозрачным и интуитивной альтернативой для конкретных областей на рынке. Например, в нынешних условиях низкой процентной ставки, практически нулевой среды, легче понять массовую популярность дивидендов ETF (фондовые индексы).
Smart Beta – глупый Альфа?
Это слишком рано говорить о том, может ли Smart Beta стать прорывной инновацией в мире инвестиций. Но, как и любые постепенные, но существенным изменения, как чистая индексация привела к активному инвестированию, так и Smart Beta, по-видимому, постепенно уничтожает часть активного управления инвестициями. По крайней мере, эта тенденция инвестиционных потоков предполагает, что риск является реальным, что эти продукты значительно изменят активный рынок инвестиционного продукта.
Обеспечение стратегией «pure alpha» требует от активного управления глубокого научно-исследовательского потенциала и идей, которые могут быть дорогостоящими. Дифференциальная ставка может занять видное место, учитывая машинный / компьютерно-ориентированный подход, который участвует в стратегиях Smart Beta. По данным Morningstar, использовать стратегию Smart Beta с биржевыми фондами (ETFs) значительно дешевле, чем владеть активами, но эти ETFs в три раза дороже, чем их средневзвешенная рыночная капитализация. (Для справки, пассивные ставки находятся в диапазоне от 14 базисных пунктов, Smart Beta биржевые индексные фонды стоят на уровне 40 базисных пунктов, и активные стратегии – около 80 базисных пунктов). В условиях растущей мировой конкуренции, более высокие ставки могут столкнуться с давлением на понижение, а реальная стоимость финансирования управления активами в информационно сложном мире может только повыситься.
Активные менеджеры, которые могут хорошо справиться с относительно низкими ставками, но обеспечивая при этом превосходную отдачу, всегда будет высоко котироваться. Стратегии, которым следуют некоторые управляющие, также могут быть трудно воспроизводимы как эквивалент Smart Beta. С другой стороны, менеджеры, обеспечивающие возврат прибыли на более простой, основанной на правилах стратегий типа Smart Beta (акции с высокой дивидендной доходностью, высокий доход от собственного капитала и т.д.), но требующие большей платы за управление активами, могут столкнуться с наибольшими трудностями в работе и рисками. Кроме того, Smart Beta-менеджеры, которые используют более простые стратегии, но требуют высокую плату за управление, попадут под давление с целью снизить их ставки.
Кто умнее? Точно не Беты
Еще одно важное отличие: хотя инвестор может выйти из невыгодной стратегии активного управления, увольнение менеджера Smart Beta, который обеспечивает обещанный уровень риска, может быть неуместно, если эти действия приводят к неудовлетворительному для инвестора результату. Инвестору при выборе верной стратегии риска, возможно, потребуется опыт и знания, чтобы принять решение о правильной стратегии Smart Beta. Инвестор должен быть умным, а не бета.
У Smart Beta инвестирования есть свои преимущества и риски. Понимание структуры комиссий, смешения тактик чистых стратегий альфа-против-бета, и умение отличить их от чисто пассивной стратегии являются важными областями знаний для инвесторов в процессе принятия инвестиционных решений.
СПРАВКА:
Smart Beta – это умные стратегии работы с коэффициентами рисков, когда портфель подгоняется по параметрам под оптимальный риск и доходность, а не формируется на основе стандартных весов бумаг в индексе. Интерес к стратегиям Smart Beta был вызван мировым финансовым кризисом 2007-2008 гг., который побудил многих инвесторов сосредоточиться на контроле рисков, а не просто на максимизации своих доходов.